Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 575472-7 "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях устранения выявленных Конституционным Судом Российской Федерации неконституционных аспектов правового регулирования ответственности за нарушение правил дорожного движения.
В соответствии с Постановлением от 25 апреля 2018 г. N 17-П Конституционным Судом Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, то есть управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее - Постановление).
В настоящее время оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - ПДД), места дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток (часть 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, с учетом действующего правового регулирования лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК, и скрывшееся с места ДТП несет менее строгую уголовную ответственность (по частям первой, третьей или пятой статьи 264 УК соответственно), поскольку возможность установить факт употребления этим лицом веществ, вызывающих опьянение, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, посредством медицинского освидетельствования по прошествии времени будет утрачена.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в части вторую, четвертую и шестую статьи 264 УК, усиливающие ответственность лица, управляющего транспортным средством и нарушившего ПДД или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.
Закрепление в уголовном законе обязанности лица, управляющего транспортным средством как источником повышенной опасности и нарушившего ПДД или его эксплуатации, оставаться на месте ДТП, направлено на защиту интересов всех участников дорожного движения и связано с необходимостью обеспечения выполнения ими взаимных обязательств, порождаемых фактом ДТП.
Предлагаемые законопроектом изменения устранят выявленный Конституционным Судом Российской Федерации пробел в уголовно-правовом регулировании и создадут равные условия в уголовном преследовании лица, скрывшегося с места совершения ДТП, в отношении которого возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления утрачена, и лица, управляющего транспортным средством в указанном состоянии, оставшегося на месте ДТП.
С учетом введения нового квалифицирующего признака вносятся уточняющие изменения в статью 264.1 УК с целью исключения ее расширительного применения.
Принятие законопроекта потребует внесения корреспондирующих изменений в часть 2 статьи 12.27 (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не требуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также бюджетов внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие законопроекта потребует внесения корреспондирующих изменений в часть 2 статьи 12.27 (Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесений изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.