Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 582426-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)" предусматривается внесение в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ изменений, направленных на реформирование института обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом.
Базовым элементом функционирования российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом, действующий уже более 15 лет на базе законодательно закрепленного закрытого перечня операций.
С даты начала функционирования указанного института в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии (легализации) отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внесено значительное количество изменений, расширивших перечень операций, на которые распространятся обязательный контроль. При этом, действующие операции, подлежащие обязательному контролю (далее - ОПОК), продолжительное время не пересматривались с точки зрения их актуальности.
В тоже время, реализация обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом предполагает значительные трудовые, финансовые и временные затраты, сопутствующие выполнению финансовыми организациями "противолегализационных" процедур. Соответствующие операционные расходы, связанные с мониторингом финансовой деятельности клиентов и их операций, закладываются в стоимость услуг для своих клиентов.
Законопроектом предлагается усовершенствовать институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом путем:
1. Установления дифференцированного подхода к представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений об ОПОК.
Дифференциация заключается в:
а) определении для каждой организации своих видов ОПОК, информацию по которым они представляют в Росфинмониторинг (благодаря этому сократится количество ОПОК для организаций небанковского сектора);
б) разделении ОПОК на операции и сделки (снизится нагрузка на организации банковского сектора, вследствие отсутствия необходимости запрашивать документы по сделкам).
2. Актуализации перечня ОПОК путем:
а) корректировки ОПОК, связанной с представлением информации об операциях некоммерческих организаций. Предлагается исключить обязанность представлять сведения об операциях нескольких видов НКО, дающих значительный объем нагрузки по количеству сообщений (органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан). Это позволит существенно сократить регуляторную нагрузку на кредитные и некредитные финансовые организации;
б) исключения из ОПОК операций по:
- обмену юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- анонимным счетам;
- переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.
Таким образом, принятие законопроекта позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень ОПОК в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)" не повлечет расходов за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)" не потребуется принятия, внесения изменений, приостановления действия или признания утратившими силу других законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.