Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 590088-7 "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)" предусматривается введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции с использованием этилового спирта (водки) на территории Российской Федерации.
Данный законопроект разработан в связи с необходимостью принятия государственных мер по подавлению нелегального рынка производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в стране.
Сегодня существуют серьезные стимулы для ведения нелегальной деятельности на алкогольном рынке. Согласно данным ЕЭК 74% цены занимают налоги, что создает стимулы организовывать незаконные предприятия.
Согласно статье 2 законопроекта производство этилового спирта и (или) алкогольной продукции с использованием этилового спирта на территории Российской Федерации, а также оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки) (закупку этилового спирта у организаций, указанных в абзаце втором настоящей статьи, поставку, перевозку и хранение этилового спирта для последующего производства и (или) оборота алкогольной продукции (водки) (кроме розничной продажи алкогольной продукции, а также розничной торговли алкогольной продукцией в организациях общественного питания) осуществляют организации, в уставном капитале которых доля (вклад) участия Российской Федерации составляет 100 процентов.
В целях обеспечения государственной монополии по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки), законопроектом предлагается создать в 2020 году общероссийскую организацию (объединение), которая объединит на правах филиалов все организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с учетом требований, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 года, и в порядке, предлагаемом настоящим законопроектом.
По мнению авторов законопроекта создание данной общероссийской организацией возможно осуществить на базе ОАО "Роспиртпром" с передачей в её структуру в качестве филиалов ныне работающих на этом рынке организаций, с увеличением доли государства в их уставном капитале (уставном фонде) от 50 до 100 процентов за период 2019 - 2020 годов.
По данным экспертов института экономики РАН на рынке легального производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового пищевого спирта более 74 процентов занимают предприятия ОАО "Росспиртпром", Татспиртпром и Башспирт, в уставных фондах которых доля государства составляет 100 процентов. По сути требуется провести организационные меры по национализации (возмездного изъятия) объектов и основного технологического оборудования организаций, занимающих 26 процентов доли этого рынка, в уставном капитале которых доля государства составляет менее 50 процентов, с доведением этой доли до 100 процентов в ближайшие два года.
В статье 8 законопроекта предлагаются организационно-правовые меры по установлению государственной монополии в этой сфере, которые должны осуществить Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию этой государственной задачи.
Рынок алкогольной продукции является одним из наиболее крупных по стоимостному объему продаж. Его доля в общем обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составляет порядка 14%, что делает его важной сферой с точки зрения, как экономического анализа, так и регулирования.
С целью контроля качества производимого этилового спирта законопроектом предусматривается запрет для юридических лиц, в уставном капитале (уставном фонде) доля государства составляет менее 100 процентов, осуществлять производство и оборот этилового спирта, а также производство алкогольной продукции, произведенного из этилового спирта.
Данные меры, направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан, являются инструментом недопущения суррогатного алкоголя на рынок и его повсеместного распространения.
По мнению ряда экспертов, в России, по меньшей мере, 5 млн. человек страдают хроническим алкоголизмом, регулярно потребляют алкоголь - 40% работающих граждан. Около 40 тысяч человек ежегодно умирают от алкогольной интоксикации, еще сотни тысяч умирают от сопутствующих алкоголизму болезней.
При этом во многих случаях такие негативные последствия связаны с употреблением некачественного алкоголя. По мнению ряда экспертов-специалистов в стране объем алкогольной продукции, производимой и потребляемой населением страны составляет более 70 процентов указывают, что около половины потребляемого в стране алкоголя производится нелегально.
Например, в последние 2-3 года объем розничной продажи такого спиртного напитка как водка на 80% превышает подтвержденный объем поставок указанного напитка производителями.
В тоже время анализ состояния отрасли и рынка, проведенный экспертами Института экономики РАН показывает, что с учетом принятия мер по борьбе с поступлением на рынок нелегальной продукции коэффициент собираемости доходов, рассчитанный для крепкой алкогольной продукции для периода с 2012 по 2016 годы, возрастал в связи с совершенствованием учета путем ЕГАИС.
Полученные им выводы подтверждаются следующими данными.
Согласно отчетам Росалкогольрегулирование в период с 2010 по 2013 годы не было выявлено подпольных цехов по производству спирта и алкогольной продукции. Не было и нелегальных предприятий торговли. Однако, начиная с 2014 года выросло количество выявленных нелегальных цехов и предприятий. За последние 2 года силовиками ликвидированы более 370 подпольных заводов по производству спирта и алкогольной продукции и складов, изъято более 70 млн. литров нелегального спиртного.
Резкое увеличение незаконных производств может свидетельствовать о нарушении правила превышения размера ожидаемой санкции над выгодой от нелегальной деятельности, а также о возможных пробелах в регулировании, среди которых следует отметить первичный контроль над оборудованием, т.е. контроль над основным технологическим оборудованием, закупаемого впервые и еще не учтенным в Росалкогольрегулировании. Обязанность постановки на учет данного технологического оборудования лежит на покупателе непосредственно до запуска производства, однако в настоящее время нет правовых механизмов, препятствующих владельцу запустить производство без регистрации оборудования.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8, 11 и 14 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 года, устанавливающие дополнительные требования и меры по контролю за установкой и введением в эксплуатацию основного технологического нового оборудования, запасных частей к ним, а также усилить уголовную и административную ответственность за допущенные правонарушения в процессе производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Ряд заводов, производящих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола), созданы на базе бывших заводов, производивших этиловый спирт и по разным причинам лишенных лицензии на его производство. В условиях, когда срок действия лицензии на производство этилового спирта из пищевого сырья у заводов закончился (продлить не удалось), бывшие спиртзаводы становятся филиалами определенных фармацевтических компаний и фактически продолжают производить этанол, теперь фармацевтическую субстанцию спирта этилового. Необходимо учесть, что лицензия на производство фармацевтической субстанции спирта этилового в отличие от лицензии на производство спирта из пищевого сырья является бессрочной. Кроме того, данные лицензии выдают разные инстанции. Лицензию на производство спирта из пищевого сырья выдает Росалкогольрегулирование, лицензию на производство фармацевтической субстанции спирта этилового - Минпромторг России. Получить последнюю лицензию проще, кроме того она носит бессрочный характер. Объемы производства фармацевтической субстанции спирта этилового за последние несколько лет значительно выросли. Цистерны с фармацевтической субстанцией спирта этилового неоднократно выявлялись на нелегальных объектах по производству водки.
С 1 января 2018 года вступили в силу изменения по ужесточению правил в отношении контроля производства и реализации фармацевтической субстанции спирта этилового. Несмотря на то, что теперь на производстве установлены счетчики, принимающая сторона тоже фиксирует объем через ЕГАИС, литраж не фиксируется при заливке как при заливке спирта для алкогольной продукции. Кроме того, нет запрета на производство и перевозку фармацевтической субстанции спирта этилового.
Учитывая данные факторы, законопроектом предлагается установить требования к организациям по перевозке фармацевтической субстанции спирта этилового аналогичные требованиям, установленным в отношении перевозок этилового спирта ректификованного из пищевого сырья.
В связи с этим в законопроекте предложены изменения в пункт 4.2 статьи 45 Главы 8 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" Организации, осуществляющие производство, оборот, перевозку, поставку, хранение и использование для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ, что позволит ввести:
учет и передачу данных о количестве перевозимой фармацевтической субстанции спирта этилового в ЕГАИС, отслеживание движения транспортных средств, перевозящих фармацевтическую субстанцию спирта этилового,
лицензирование данных перевозок, а также предварительное уведомление Росалкогольрегулирование о планируемой закупке фармацевтической субстанции спирта этилового.
Кроме того, в пункте 9 статьи 5 и пункте 2 статьи 7 законопроекта предлагается установить одинаковый срок действия лицензий 10 лет со дня их выдачи для организаций, производящих этиловый спирт и организаций производящих фармацевтическую субстанцию этилового спирта (этанола),а также для организаций, производящих фармацевтическую субстанцию этилового спирта (этанола) ввести обязанность иметь лицензии на осуществление оборота, поставки, хранения и перевозки фармацевтической субстанции этилового спирта (этанола).
Для обеспечения государственной монополии в этой сфере предлагается отдельным федеральным законом внести в часть 2 статьи 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации новую норму, устанавливающую повышенные меры ответственности за уголовные преступления за производство, закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозку и (или) розничную продажу этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, "лицом с использованием своего служебного положения - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового. Данные законодательные новации предлагаются принять для перекрытия на заводах по производству фармацевтической субстанции этилового спирта каналов нелегального производства этилового спирта и поставки его для производства нелегальной и некачественной алкогольной продукции.
В целях усиления государственного контроля в пункте 8 статьи 8 законопроекта Правительству Российской Федерации предлагается "в срок до 01.10.2020 года подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О национализации организаций, осуществляющих производство и оборот фармацевтической субстанции этилового спирта (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункте 8 статьи 8" следует читать "пункте 8 части 3 статьи 8"
Введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции (водки) наряду с внедрением ЕГАИС - системы учета производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции вплоть до внедрения автоматизированного учета его оборота в каждом торговом магазине безусловно позволит снизить выпуск нелегальной и некачественной алкогольной и спиртосодержащей продукции и мобилизовать дополнительные доходы в федеральный бюджет около 400-500 миллиардов рублей в год.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)"
Принятие Федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)" потребует выделения в 2020 году дополнительных средств из федерального бюджета на финансирование расходов на оплату доли (паев) уставного фонда (уставного капитала) организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, произведенной из этилового спирта (водки), которые будут передаваться в федеральную собственность. Объем средств федерального бюджета, необходимых для реализации данного федерального закона, должен быть учтен Правительством Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по результатам проведенного анализа рынка производства и оборота этилового и (или) алкогольной продукции, производимой с применением этилового спирта (водки), и выбора конкретных организаций, доли (паи), а также объекты (имущественные комплексы) которых в 2020 году будут передаваться в федеральную собственность.
В пункте 3 статьи 4 проекта данного Федерального закона указано, что убытки, причинённые в результате всех процедур, направленных на установление государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки), на территории Российской Федерации, в том числе возникшие у собственников, чье имущество подлежит изъятию, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, полученных в результате деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, производимой из этилового спирта (водки).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с использованием этилового спирта (водки)"
Принятие настоящего Федерального закона повлечет необходимость установления Правительством Российской Федерации:
1) порядка передачи в федеральную собственность объектов и имущественных комплексов организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, произведенной из этилового спирта (водки), на территории Российской Федерации;
2) порядка производства и оборота этилового спирта и (или) алкогольной продукции, произведенной из этилового спирта (водки);
3) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 1694 "О порядке учета и декларирования объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и внесения изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", восстанавливающие нормы, регулирующие вопросы учета объемов оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) с применением автоматических средств измерения по аналогии с нормами, регулирующими учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с применением автоматических средств измерения, в соответствии с нормами, изложенными в абзацах четыре и пять пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2017 N 433-Ф3), в которых указано, что Правительству Российской Федерации установить следующие нормативные акты:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацах четыре и пять пункта 3 статьи 14" следует читать "абзацах пять и шесть пункта 3 статьи 14"
"порядок учета объема производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий;
порядок представления и форма деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.";
4) внести в Перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2012 года N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" пункт 9.1. следующего содержания:
"9.1. Производство, оборот, поставка, хранение, перевозка и реализация фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.