Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 594512-7 "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии" в целях защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности предлагается усовершенствовать установленные законодательством ограничения по обороту гражданского оружия.
Законопроектом в целях усиления гарантий безопасного хранения и применения оружия предлагается повысить с 18 до 21 года возраст, по достижении которого граждане имеют право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой.
Данная мера представляется целесообразной ввиду участившихся случаев применения гражданами оружия в решении конфликтных ситуаций, в том числе по месту учебы, работы и т.д. Увеличение возраста, по достижении которого граждане имеют право на приобретение оружия, необходимо для осознания повышенной ответственности факта владения оружием, недопущения злоупотреблений при его хранении и применении.
В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" лицензия на приобретение оружия выдается гражданам после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием.
При этом граждане, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Между тем законодательство не предъявляет требований о прохождении такой проверки к владельцам охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия и охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, охотничьего огнестрельного комбинированного оружия.
В настоящее время в Республике Татарстан на законных основаниях гражданским оружием владеют 49 286 граждан, в пользовании которых находятся 73 987 единиц различного вида оружия, в том числе 52 464 единицы гладкоствольного оружия, 10 635 единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения, 5 361 единица оружия с нарезным стволом и 5 381 единица газового оружия.
Количество охотничьего гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия с нарезным стволом составляет 78 процентов от общего количества оружия, имеющегося на руках у владельцев, а огнестрельного оружия ограниченного поражения и газового оружия составляет всего 22 процента. Соответственно, только 22 процента владельцев обязаны проходить регулярную не реже одного раза в пять лет проверку знаний по безопасному обращению с оружием.
Вместе с тем различия в общественной опасности перечисленных видов оружия минимальны, все они представляют угрозу в неподготовленных руках как для самого владельца, так и окружающих. Законопроектом в целях установления единых правил для граждан, владеющих оружием, предлагается распространить требование по прохождению проверки знаний по безопасному обращению с оружием не реже одного раза в пять лет также на владельцев охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, охотничьего огнестрельного комбинированного оружия.
Частью двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии" установлены обстоятельства и условия, при наличии которых гражданам Российской Федерации не может быть выдана лицензия на приобретение оружия.
Учитывая степень общественной опасности и тяжесть правонарушений с применением оружия, законопроектом предлагается установить, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам, подвергнутым административному наказанию за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (причинение легкого вреда здоровью), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Корреспондирующие изменения вносятся также в статью 26 Федерального закона "Об оружии" (пункт 3 части первой), которой установлены основания для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Настоящий проект федерального закона вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, федеральных конституционных законов, законов Российской Федерации и законов РСФСР.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 13 и 26 Федерального закона "Об оружии" потребует внесения изменений в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующих вопросы, связанные с порядком оказания государственной услуги по выдаче лицензии на приобретение оружия, в том числе:
в приказ Росгвардии от 11.05.2018 N 172 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также лицензии на приобретение отдельной модели боевого холодного клинкового оружия (кортика), унаследованной в соответствии с законодательством Российской Федерации";
в приказ МВД России от 27.04.2012 N 372 "О порядке проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.