Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 617342-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование законодательного регулирования обеспечения безопасности людей на водных объектах Российской Федерации.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена участившимися обращениями граждан с жалобами в отношении судоводителей маломерных судов, в том числе гидроциклов.
Основной причиной обращений являются грубое нарушение судоводителями Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 29 июня 2005 г. N 502, пренебрежение ими безопасностью окружающих и создание аварийно опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Самыми распространенными нарушениями при пользовании маломерными судами являются управление маломерным судном судоводителем, не имеющим документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, нарушение правил эксплуатации судов, нарушение правил плавания и правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах, а также управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения.
В 2017 году при общем снижении числа происшествий на водных объектах Российской Федерации наблюдалось увеличение числа происшествий с маломерными судами. Так, по данным МЧС России за 2017 год зафиксированы 44 аварийных происшествия с маломерными судами, количество аварийных происшествий увеличилось в сравнении с 2016 годом на 12 процентов (в 2016 году - 32 происшествия), в результате которых погибли 38 человек (в 2016 году - 43 человека), получили травмы 19 человек (в 2016 году - 19 человек).
Статистика происшествий с маломерными судами
Год |
Количество аварий с маломерными судами |
Число погибших при авариях с маломерными судами |
2013 |
31 |
27 |
2014 |
29 |
17 |
2015 |
36 |
32 |
2016 |
32 |
43 |
2017 |
44 |
38 |
Основными причинами происшествий с маломерными судами в 2017 году явились нарушение правил плавания, превышение скоростных режимов и неумелое маневрирование судоводителей, в результате которых происходили столкновения судов (13 случаев), затопления судов (6 случаев), удары о препятствия (8 случаев), неправильное размещение людей и грузов на борту судна (7 случаев) и опрокидывания (14 случаев). В 11 случаях маломерные суда, участвовавшие в авариях, управлялись лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения (в 2016 году - в 9 случаях). Из общего количества судов, с которыми произошли происшествия, 12 судов затонули (в 2016 году - 9 судов), 17 судов получили повреждения (в 2016 году - 15 судов).
Четверть всех аварий произошла в пределах судового хода, куда маломерным судам согласно пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129, заходить разрешалось в исключительных случаях. При этом маломерное судно не должно затруднять движение судов и заблаговременно уходить с их пути.
Многочисленные человеческие жертвы повлекла авария маломерного судна, произошедшая в Челябинской области 2 июня 2017 года вблизи реки Тогузак (пруд Максим). В результате управления незарегистрированным маломерным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, с превышением нормы по количеству людей на борту (на судне было 9 человек) произошло опрокидывание судна и его затопление. В результате аварии погибли 7 человек, в том числе 2 человека с берега при попытке оказать помощь утопающим.
Аналогичная трагедия в 2018 году произошла и в Волгограде. Так, на реке Волге 11 июня 2018 года в 250 метрах от берега частный прогулочный 12-местный катамаран столкнулся с баржей. На судне находились 16 пассажиров. В результате происшествия погибли 11 человек, в том числе 17-летняя девушка, 5 человек пострадали.
Ежегодно во многих субъектах Российской Федерации по причине нарушения правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации в местах неорганизованного отдыха на водных объектах граждане получают травмы и повреждения различной степени тяжести.
В настоящее время уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена предусмотрена статьей 263 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
В то же время правоприменительная практика свидетельствует о сложности квалификации подобных преступлений. Так, судами выносились решения по части второй статьи 263 УК РФ, по статье 109 УК РФ, ("Причинение смерти по неосторожности"), по статье 268 УК РФ ("Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта"). Это свидетельствует о целесообразности введения в действующий УК РФ специальной нормы. В отсутствии такой нормы лицо, управляющее маломерным судном, нарушившее правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть, несет ответственность по общим нормам УК РФ.
В пользу введения специальной нормы говорит и то обстоятельство, что в УК РФ уже содержатся нормы, устанавливающие ответственность за однородные по своему содержанию преступления. Так, УК РФ установлены специальные нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть (статья 263), за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или его смерть (статья 264).
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации из принципа юридического равенства применительно к реализации конституционного права на судебную защиту вытекает требование, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2012 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 215 и абзаца второго статьи 217 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Барабаша и А.В. Исхакова").
Следует отметить, что в настоящее время на водных объектах Российской Федерации лицами, управляющим маломерными судами, систематически совершаются противоправные деяния, что свидетельствует об общественной опасности этого явления.
Учитывая опасность последствий для жизни и здоровья граждан, наступающих в результате нарушения правил пользования маломерными судами, а также то, что маломерные суда, как и другие виды транспорта, являются по отношению к человеку источником повышенной опасности, авторы законопроекта предлагают конкретизировать рассматриваемое противоправное деяние специальным составом преступления, за совершение которого установить более суровое наказание, чем предусмотрено общими нормами УК РФ. Это послужит как в целях ужесточения ответственности тех, кто совершает такие преступления, так и в профилактических целях.
Кроме того, разрабатывая данный законопроект, авторы исходили из того, что ответственность за этот вид преступления наступает при нарушении конкретного правового документа - Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 29 июня 2005 г. N 502, что позволяет рассмотреть вопрос о введении в УК РФ отдельного состава преступления.
Учитывая вышеизложенное, законопроектом предлагается внести изменения в УК РФ, дополнив его статьей 263.2, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение судоводителем, управляющим маломерным судном не в силу выполняемой им работы или занимаемой должности, правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть потерпевшего (потерпевших).
Статьей 2 законопроекта предлагается также внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие подсудность уголовных дел о преступлениях, ответственность за которые предусматривается вводимой законопроектом статьей 263.2 УК РФ, мировым судьям и наделяющие следователей органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями по осуществлению предварительного следствия по таким уголовным делам.
Настоящий проект закона и пояснительная записка к нему подготовлены с учетом официальных отзывов Правительства Российской Федерации (от 12 сентября 2018 г. N 7393п-П4) и Верховного Суда Российской Федерации (от 27 июля 2018 г. N 4-ВС-5509/18).
Председатель |
Н.П. Семисотов |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.