Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 620132-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)" (далее - законопроект) подготовлен по результатам анализа практики применения положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон) в части бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы
1. Законопроектом предлагается замена применяемых терминов "организации государственного сектора" и "организации бюджетной сферы" одним - "организации бюджетной сферы", в частности, в целях недопущения правовой неопределенности при применении терминов "государственный сектор", "институциональная единица государственного сектора", "организация государственного сектора" с учетом последних методологических изменений в систему федеральных классификаторов секторов экономики для целей статистики финансового анализа (КИСЭ).
2. В целях реализации единых требований Закона по разработке федеральных стандартов на основе участия широкого круга экспертов, представляющих в том числе негосударственные субъекты регулирования бухгалтерского учета на условиях их участия с правом голоса в экспертном органе, законопроектом предусматривается введение положений по проведению экспертизы стандартов бухгалтерского учета государственных финансов отдельным экспертным органом - советом по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов (статья 25.1 Закона).
Создание самостоятельного органа связано с спецификой регулирования бухгалтерского учета результатов деятельности организаций, действующих именем публичных правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), либо в рамках реализуемых полномочий (организаций бюджетной сферы).
Эффективность обсуждения проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в рамках действующего совета по стандартам бухгалтерского учета очевидна.
В настоящее время предусматривается разработка (Программа разработки федеральных стандартов для госфинансов утверждена до 2021 года) 30 федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов и порядка 15 отраслевых стандартов, которые в большей части связаны с реализуемыми на государственном уровне функциями и полномочиями, и не имеющими аналогов в реальном секторе экономики (учет государственной казны; учет активов и обязательств в целях государственной безопасности, государственное пенсионное обеспечение и т.д.).
Обсуждение проектов федеральных стандартов на действующем совете учитывает мнение широкого круга профессионального сообщества, и, как следствие, позволяет снять разногласия по рассматриваемым вопросам на уровне обсуждения проектов федеральных стандартов.
3. Кроме того, законопроект дополняет Закон нормами регулирования отдельных вопросов бухгалтерского учета. В частности, Законом предусматривается закрепление обязательности исполнения всеми работниками экономического субъекта требований главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, представлению первичных учетных документов, иных документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с установленными порядками документооборота.
Инициирование указанных дополнений обусловлено итогами анализа результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и иных органов внешнего (внутреннего) государственного финансового контроля бухгалтерской отчетности, формируемой организациями бюджетной сферы.
Указанные изменения направлены на создание условий по обеспечению полноты и достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также полноты отражения фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете.
4. Законопроектом предусмотрено для организаций бюджетной сферы уточнение порядка организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (статья 19 Закона) с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, определяющего особенности их деятельности.
5. Изменения в статью 7 Закона, предусмотренные законопроектом, направлены на создание условий государственного регулирования по организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающего особенности правового положения казенных учреждений, а также органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, в том числе при передаче бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (обеспечению ведения учета, составлению и представлению бюджетной отчетности) центрам компетенции - централизованным бухгалтериям (централизации бюджетных полномочий, в том числе учетных).
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
2) приказ Минфина России от 14 ноября 2012 г. N 145н "О совете по стандартам бухгалтерского учета".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
3) приказ Минфина России от 23 марта 2015 г. N 45н "Об утверждении правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
4) приказ Минфина России от 16 мая 2016 г. N 62н "Об утверждении Требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
5) приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. N 36н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 - 2020 годы и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2017 г. N 170н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2017 - 2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора" и от 25 ноября 2016 г. N 218н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. N 64н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
6) приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
7) приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
8) приказ Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
9) приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
10) приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
11) приказ Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
12) приказ Минфина России от 1 марта 2016 г. N 15н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкции о порядке их составления и представления".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
13) приказ Минфина России от 12 мая 2016 г. N 60н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкции о порядке их составления и представления".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
14) приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
15) приказы Минфина России, утверждающие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России;
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы)" потребует принятия приказа Минфина России "О совете по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.