Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 621437-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" в части доведения к 2018 году объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП) до 90%.
В Российской Федерации зарегистрированы 13 лекарственных препаратов на основе опия (9 из них включены в перечень ЖНВЛП), которые производятся федеральными государственными унитарными предприятиями из импортируемых фармацевтических субстанций. Международный рынок фармацевтических субстанций для производства препаратов опия контролируется группой из 10 компаний, 9 из которых находятся в юрисдикции государств, применивших к Российской Федерации санкции по политическим мотивам. Таким образом, импортозамещение в сегменте обезболивающих лекарственных препаратов необходимо для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с изложенным целесообразна организация полного цикла производства наркотических средств и психотропных веществ из культивируемых наркосодержащих растений на территории Российской Федерации.
Полный цикл производства наркотических анальгетиков центрального действия предполагает культивирование разрешенных сортов наркосодержащего растения мак снотворный (Papaver somniferum L, в сельскохозяйственной практике - масличный мак, в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года - опийный мак) с высоким содержанием алкалоидов опия (морфин, тебаин, кодеин), переработку маковой соломы в активные фармацевтические субстанции и производство наркотических лекарственных препаратов.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон) культивирование наркосодержащих растений на территории Российской Федерации для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ запрещается.
Законопроектом предлагается отменить указанный запрет, определить порядок культивирования наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также распространить нормы Федерального закона, касающиеся установления государственной монополии и требований к условиям осуществления культивирования наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и экспертной деятельности, на культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, законопроектом определена организационно-правовая форма и сфера деятельности юридических лиц, наделенных правом осуществлять культивирование в указанных целях, - федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на производство и переработку наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время в Российской Федерации таким требованиям соответствуют два подведомственных Минпромторгу России предприятия, имеющие отработанную эффективную систему обеспечения безопасности и многолетний опыт осуществления деятельности в данной сфере.
Кроме того, законопроектом предлагается урегулировать систему правоотношений, связанных с культивированием наркосодержащих растений, для обеспечения возможности их использования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ. Культивирование такого наркосодержащего растения, как мак опийный, переработка смеси, в состав которой входит маковая солома, в целях получения семян и масел пищевого назначения будет осуществляться федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. В настоящее время весь объем (от 8 до 13 тысяч тонн ежегодно) необходимых для пищевых целей семян опийного мака импортируется.
Все юридические лица (в том числе государственные унитарные предприятия и государственные учреждения), а также индивидуальные предприниматели в соответствии с законопроектом могут осуществлять культивирование наркосодержащих растении в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ и культивированием мака опийного.
Также законопроектом предлагается установить, что сорта наркосодержащих растений, разрешенные для культивирования для производства как используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, так и в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, а также требования к сортам и условиям культивирования указанных растений определяются Правительством Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений" не потребует дополнительных расходов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений"
N п/п |
Наименование федерального закона |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель разработки проекта нормативного правового акта |
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений" потребуется внесение изменений в следующие федеральные законы: | |||||
1. |
Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 228.2) |
пункт 4 законопроекта |
2 месяца со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
введение уголовной ответственности за нарушение правил культивирования наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ с учетом высокой степени общественной опасности данного деяния |
Минпромторг России, МВД России, Минздрав России, Минсельхоз России |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативного правового акта |
Срок подготовки нормативного правового акта |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель разработки проекта нормативного правового акта |
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений" потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты: | |||||
1. |
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" |
пункт 2 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
наделение Росгвардии полномочиями на разработку требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений |
Росгвардия, Минпромторг России, МВД России |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 460 "Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях, требований к таким сортам и к условиям их культивирования" |
пункт 4 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
установление сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в целях производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, установление сортов наркосодержащего растения опийный мак, разрешенных для культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, установление требований к сортам и условиям культивирования указанных растений |
Минсельхоз России, Минпромторг России, Минздрав России, МВД России |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 147 "Об организации переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" |
пункт 3 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
уточнение (расширение) целей, в которых осуществляется разрешенная переработка наркотических средств, а также уточнение организационно-правовой формы юридических лиц, имеющих право на ее осуществление |
Минпромторг России, Минздрав России, Минсельхоз России, МВД России |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1087 "Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры" |
пункт 5 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
установление порядка уничтожения остатков посевов наркосодержащих растений, образующихся в процессе их культивирования |
МВД России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздрав России |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений" |
пункт 4 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
определение порядка установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирование наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ |
Росгвардия, МВД России, Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздрав России |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" |
пункт 4 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
дополнение перечня работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, новыми видами работ: культивирование наркосодержащих растений в целях производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ; культивирование сортов наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ |
Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России, МВД России |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 508 "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества" |
пункт 4 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
установление государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества, полученные из культивируемых наркосодержащих растений |
Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России, МВД России |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" |
пункт 6 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
определение порядка, формы и сроков предоставления отчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирование наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ |
МВД России, Минздрав России, Минпромторг России, Минсельхоз России |
9. |
Приказ Росгвардии N 1, МВД России N 5 от 9 января 2018 г. "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности" |
пункт 4 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
установление требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также культивирование наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ |
Росгвардия, МВД России |
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов: | |||||
10. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении порядка установления требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений, культивируемых для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ" |
пункт 2 законопроекта |
180 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
определении порядка установления требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений |
Росгвардия, Минпромторг России, МВД России |
11. |
Проект приказа Росгвардии "Об утверждении требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений, культивируемых для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также наркосодержащего растения опийный мак в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ" |
пункт 2 законопроекта |
3 месяца со дня вступления в силу Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" |
установление требований к режиму охраны посевов наркосодержащих растений |
Росгвардия, Минпромторг России, МВД России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.