Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 631904-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - законопроект), вносится депутатами Государственной Думы Д.В. Исламовым, A.В. Каминским, П.Н. Завальным, Г.Я. Хором, В.И. Мельником, Н.Ю. Петруниным, B.П. Водолацким, М.И. Щаблыкиным, М.С. Шереметом, А.А. Гетта, В.В. Бахметьевым с целью совершенствования Федерального закона от 20 июня 1996 года "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее Федеральный закон N 81-ФЗ).
Согласно действующей редакции Федерального закона N 81-ФЗ правом на получение бесплатного пайкового угля за счет средств федерального бюджета обладают бывшие работники организаций угольной промышленности (далее организации), имеющие стаж работы десять и более лет в организациях с государственным участием и достигшие пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации до ликвидации организаций или до продажи пакета акций организаций, находящегося в федеральной собственности.
Данное право не распространяется на бывших работников организаций угольной промышленности с государственным участием, также имеющих стаж работы десять и более лет на предприятии с государственным участием, но достигших пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации после ликвидации организаций, после продажи пакета акций организаций, находившегося в федеральной собственности. Для категорий лиц, которые были уволены с предприятий угольной промышленности до ликвидации в связи с банкротством, эта мера социальной поддержки особенно актуальна, поскольку собственник-банкрот не в состоянии выполнить все социальные обязательства, предусмотренные действующим законодательством. Такой подход, на наш взгляд, свидетельствует о несовершенстве действующего законодательства, допускающего социальную несправедливость по отношению к указанной категории лиц.
Следует отметить, что вышеуказанная категория работников получала пайковый уголь ранее, в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона N 81-ФЗ в первоначальной редакции от 20 июня 1996 года. Право на получение ими бесплатного пайкового угля было отменено в 2005 году Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Лишение значительной части пенсионеров - бывших работников угольной промышленности права пользования безвозмездно пайковым углем вызвало многочисленные обращения граждан в адрес Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, органы государственной власти из угольных регионов страны, в которых прямо указывается на социальную несправедливость по отношению к вышеуказанной группе. Ситуация усугубляется тем, что бывшие работники-пенсионеры, семьи работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профзаболевания, вдовы (вдовцы), инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию относятся к наименее защищенным гражданам. Затраты на приобретение угля для отопления жилищ указанных категорий лиц составляют весомую часть семейного бюджета.
Расширение круга получателей пайкового угля позволит уменьшить количество людей, которые живут за чертой бедности в угледобывающих регионах.
Актуальность проблемы обеспечения льготных категорий лиц бесплатным пайковым углем нашла отражение:
- в решениях совещания, проведенного Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным в г. Кемерово 24 января 2012 года, посвященного результатам реструктуризации и перспективам развития угольной промышленности;
- в решениях совещания, проведенного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым в г. Ленинске - Кузнецком Кемеровской области 6 августа 2012 года, посвященного вопросу "О мерах по развитию угольной промышленности".
Указанная проблема также обсуждалась на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина, состоявшемся в г. Кемерово 26 августа 2013 года.
Исходя из вышеизложенного, в законопроект внесены соответствующие изменения в статьи 5, 23 и 24 Федерального закона N 81-ФЗ.
Кроме того, предусматривается устранение правового пробела в Федеральном законе N 81-ФЗ в части предоставления пайкового угля лицам, имеющим право на государственное пенсионное обеспечение и стаж работы не менее десяти лет до ликвидации в связи с банкротством организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились по решению Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Ранее, Федеральным законом от 03.05.2011 г. N 90-ФЗ, внесшим изменение в Федеральный закон N 81-ФЗ, данной категории бывших работников организаций по добыче (переработке) угля было предоставлено право на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии), а право на предоставление бесплатного пайкового угля оказалось забытым.
Также в категорию лиц, имеющих право на получение бесплатного пайкового угля, считаем необходимым включить бывших работников государственных организаций угольной отрасли, имеющих стаж работы не менее десяти лет, до преобразования этих организаций в акционерные общества. Данные организации, преобразованные в акционерные общества, были созданы до принятия Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", не имели федерального пакета акций, в дальнейшем были ликвидированы в связи с банкротством, и при этом указанные работники данных предприятий, достигшие пенсионного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации, были незаслуженно лишены мер социальной защиты.
Реализация положений законопроекта потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности на период с 2020 года по 2030 год, на предоставление бесплатного пайкового угля в объеме 1902 608,7 тыс. рублей, в том числе на 2020 год - 251 531,1 тыс. рублей.
При этом необходимо принять во внимание, что с учетом естественной убыли населения число лиц, претендующих на пайковый уголь, ежегодно сокращается.
Принятие законопроекта позволит стабилизировать социально-экономическую обстановку в угледобывающих регионах. А также будет способствовать обеспечению социальной справедливости в части предоставления бесплатного пайкового угля шахтерам-пенсионерам, проработавшим более десяти лет в организациях угольной промышленности с государственным участием.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - законопроект) потребует выделения дополнительного финансирования.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 N 840 "О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" и приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30.09.2008 N 99 "О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности".
Расчет средств федерального бюджета, необходимых на предоставление бесплатного пайкового угля
В субъектах Российской Федерации, в том числе в Красноярском и Приморском краях, Республике Хакасия, Кемеровской и Ростовской и других областях, на территории которых находились или находятся организации угольной промышленности и подразделения военизированных аварийно-спасательных частей, где для расчетов на 2020 год, в предшествующем 2019 году прогнозируется 9,5 тыс. человек, получающих право на обеспечение пайковым углем в соответствии с настоящим законодательным актом.
Объем средств федерального бюджета, необходимый для реализации права на получение пайкового угля определяется с учетом норм выдачи угля по субъектам Российской Федерации, которые утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 1516-р, цены услуги по предоставлению бесплатного пайкового угля, определенной по итогам проведенных аукционов на 2018 год, а также индекса темпов роста цен производителей угля на плановый период 2018 - 2020 годов согласно "Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в составе Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N Э62-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а также ежегодно определяемого на 2021 - 2030 годы согласно письму Минэкономразвития РФ от 05.10.2011 N 21790-АК/ДО3, по формуле:
И х п х Ц х Кц, где
N - прогнозируемая численность лиц льготных категорий - 9,5 тыс. чел.;
п - усредненная норма выдачи пайкового угля - 6,0 т/чел.;
Ц - усредненная цена оказания услуги по предоставлению одной тонны бесплатного пайкового угля в 2018 году - 4 205,71 рублей;
Кц - индекс темпов роста цен производителей угля на период до 2030 года.
Расчет средств, необходимых на предоставление бесплатного пайкового угля в 2020 году, приведен в приложении, где данные по предшествующему 2018 году:
в графе 3 - общая численность работающих на государственных шахтах (разрезах) угольной промышленности и в подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей по данным статистической отчетности угольных регионов на начало 1997 года, последующего года после принятия Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ);
в графе 4 - численность работников - пенсионеров, получающих в настоящее время пайковый уголь в соответствии с Федеральным законом N 81-ФЗ;
в графе 5 - численность работников, не получивших право на обеспечение пайковым углем, по состоянию на начало 1997 года (из графы 3 вычитается графа 4);
в графе 6 - ожидаемая численность работников, из числа не получивших права на пайковый уголь, но имеющих десятилетний стаж работы на государственных шахтах (разрезах) угольной промышленности (по данным статистической отчетности угольных регионов 25% от численности графы 5);
в графе 7 - естественная убыль работников за 1997 - 2016 годы (по данным Росстата - 41% от численности графы 6);
в графе 8 - численность работников с десятилетним стажем работы на государственных шахтах (разрезах) угольной промышленности на начало 2017 года с учетом естественной убыли (из графы 6 вычитается графа 7);
в графе 9 - численность лиц, проживающих в домах с печным отоплением и кухонными очагами, растапливаемыми углем (по данным муниципальных образований 40% от численности графы 8);
в графе 10 - численность работников, достигших пенсионного возраста на 01.01.2017 года (100% от численности графы 9);
в графе 11 - численность работников, указанных в графе 10, за исключением лиц, работающих на шахтах (разрезах) (90% от численности графы 10);
в графе 12 - численность лиц льготных категорий - семей работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профзаболевания, инвалидов труда, инвалидов по общему заболеванию шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей (исходя из удельного веса лиц данных льготных категорий, получающих в настоящее время пайковый уголь - 4% от численности графы 10);
в графе 13 - средняя норма выдачи пайкового угля, предусмотренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 1516-р;
в графе 14 - ожидаемая численность пенсионеров и лиц льготных категорий, получающих право на обеспечение бесплатным пайковым углем в соответствии с законопроектом (сумма граф 11 и 12);
в графе 15 - ожидаемая численность пенсионеров и лиц льготных категорий, получающих право на обеспечение бесплатным пайковым углем с 01.01.2018 г. в соответствии с законопроектом с учетом естественной убыли (смертности) и снижения численности по прочим причинам;
в графах 16 и 17, соответственно, объем и сумма средств на численность, заложенную в графе 15;
Предполагается, что все лица, претендующие на получение бесплатного пайкового угля, достигли к 2018 году пенсионного возраста, в связи с этим ожидаемый объем средств федерального бюджета с 2020 по 2030 годы в части предоставления бесплатного пайкового угля рассчитан исходя из планируемых средств 2018 года по итогам проведенных электронных аукционов на оказание услуг по предоставлению бесплатного пайкового угля, а далее - с учетом коэффициентов, учитывающих следующие параметры:
а) индексы темпов роста цен производителей угля (Кц) согласно письму Минэкономразвития от 05.10.2011 N 21790-АК/ДОЗ по годам, до 2030;
б) естественная убыль получателей угля по данным Росстата;
в) уменьшение численности получателей угля по причинам переселения в благоустроенное жилье и газификации жилых домов.
Итого, необходимый объем средств федерального бюджета, в части предоставления бесплатного пайкового угля:
- на период с 2020 по 2030 годы составит 1 902 608,7 тыс. рублей (графа 56),
в том числе на 2020 год - 251 531,1 тыс. рублей (графа 23);
Реализация положений законопроекта потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета в пределах общего объема средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.