Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 633078-7 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об охоте") предусмотрена возможность заключения охотхозяйственных соглашений в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство.
Согласно части 3 статьи 27 Федерального закона "Об охоте" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключает охотхозяйственное соглашение с победителем аукциона на право заключения такого соглашения или с иным лицом в соответствии с частями 27 и 31 статьи 28 настоящего Федерального закона. Закон не содержит случаев, когда возможно заключение такого соглашения без проведения аукциона.
Единственное исключение установлено для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Такие лица вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет при условии исполнении ими условий таких лицензий.
Таким образом, заключение охотхозяйственного соглашения возможно только по итогам аукциона.
Пункт 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Важно отметить диспозитивный характер данной нормы. Это означает, что возможность уступки права и перевода долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, может быть прямо установлена федеральным законом.
На сегодняшний день Федеральным законом "Об охоте" возможность уступки права и перевода долга по охотхозяйственному соглашению не предусмотрена, что делает уступку по такому соглашению в принципе невозможной. Такой подход вызывает множество проблем в правоприменительной и судебной практике и значительно сужает возможности обеих сторон соглашения по его эффективной реализации.
Важно отметить, что законом установлен достаточно длительный срок для охотхозяйственных соглашений - от 20 до 49 лет.
При этом по данным Росстата только одно из пяти предприятий ведет свою деятельность свыше 20 лет. Так, если в 2005 году насчитывалось 3 926 предприятий, осуществлявших свою деятельность в 1991-2000, то в 2017 году эта цифра сократилась до 975 единиц. Речь идет о предприятиях без субъектов малого предпринимательства и бюджетных организаций. Что касается малых предприятий, то по статистике лишь 3,4% таких предприятий в России осуществляет деятельность более трех лет, остальные закрываются раньше.
Очевидно, что не каждое предприятие продолжит свое существование хотя бы до минимального срока охотхозяйственного соглашения. Получается, что каждый раз, заключая соглашение, орган исполнительной власти не может быть уверен, что предприятие просуществует такой долгий срок, соответственно цель заключения соглашения - привлечение инвестиций для обеспечения проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры не будет достигнута. Прекращение каждого охотхозяйственного соглашения и проведение нового аукциона всегда сопряжено с дополнительными затратами времени и трудовых ресурсов, что также снижает эффективность использования охотничьих угодий.
В тоже время, установленная законом возможность уступки прав по охотхозяйственным соглашениям, могла бы сократить затраты органов исполнительной власти на проведение новых аукционов и обеспечить непрерывность использования охотничьих хозяйств.
Законопроектом предлагается закрепить право лица, заключившего охотхозяйственное соглашение, уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из такого соглашения. При этом обязательными условиями являются согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и истечение двухлетнего срока с момента заключения охотхозяйственного соглашения.
Во-первых, согласие органа исполнительной власти субъекта позволит обеспечить соответствие новой стороны в соглашении требованиям, установленным документацией об аукционе для первоначальной стороны в охотхозяйственном соглашении. Во-вторых, установление минимального срока в 2 года, по истечении которого возможно уступка права по соглашению, позволит избежать проведения мнимых аукционов с целью последующей передачи прав по соглашению иным лицам.
Предлагаемый подход позволит обеспечить реализацию принципа устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, а также гибкость в ходе принятия хозяйственных решений лицами, осуществляющими инвестиции в охотничье хозяйство.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.