Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 634917-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации" (далее - законопроект) внесен в порядке законодательной инициативы и направлен на совершенствование процедур государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки пассажиров и (или) грузов.
В соответствии с подпунктами 22 и 23 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Порядок лицензирования перевозок), согласно которому лицензирование деятельности по воздушным перевозкам осуществляется Росавиацией.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Однако помимо лицензионных требований к лицам, выполняющим воздушные перевозки, применяются требования статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, выполняющие коммерческие воздушные перевозки, осуществляют свою деятельность при наличии выданного уполномоченным органом (Росавиацией) документа (сертификата), подтверждающего их соответствие требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (Минтрансом России).
Данные требования установлены в приказе Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил".
Согласно Порядку лицензирования перевозок соискатель лицензии обязан иметь сертификат эксплуатанта, полученный в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 8 Кодекса.
Таким образом, чтобы приступить к выполнению воздушных перевозок, заинтересованное лицо должно получить в Росавиации лицензию, предварительно получив в этом же уполномоченном органе сертификат эксплуатанта, который сам по себе является разрешительным документом для осуществления перевозок и фактически подтверждает соответствие эксплуатанта лицензионным требованиям.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 9 Кодекса отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании выданных в соответствии с российским законодательством лицензий, выдача которых может быть обусловлена возложением на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в соответствии с российским законодательством обязанностей по выполнению социально значимых воздушных перевозок и (или) авиационных работ.
Однако Закон предусматривает обязательное лицензирование всех коммерческих воздушных перевозок без разделения их на социально значимые и какие-либо иные перевозки. Предусмотренная пунктом 4 статьи 9 Кодекса выдача лицензии юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в связи с возложением на них обязанностей по выполнению авиационных работ не соответствует установленному статьей 12 Закона перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию.
С учетом изложенного законопроект предусматривает:
признание утратившими силу положений Кодекса и Закона, предусматривающих необходимость лицензирования деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и деятельности по перевозкам воздушным транспортом грузов, а также положения Кодекса, указывающего на возможность лицензирования деятельности по выполнению авиационных работ;
изменение положения Кодекса об осуществлении в отношении авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей контроля за соблюдением лицензионных требований.
Принятие законопроекта позволит устранить дублирование процедур сертификации авиаперевозчиков процедурами лицензирования их основной деятельности и снять избыточную административную нагрузку с субъектов воздушного транспорта, осуществляющих перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации" потребуется признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)";
приказ Минтранса России от 26 июля 2012 г. N 276 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов";
приказ Минтранса России от 30 апреля 2013 г. N 164 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)".
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части лицензирования деятельности в области авиации" потребуется внесение изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции";
приказ Минтранса России от 1 октября 2007 г. N 142 "Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения конкурса по отбору российских авиакомпаний на право получения возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые ими от российских лизинговых компаний по договорам лизинга, а также части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2002 - 2005 годах в российских кредитных организациях на приобретение российских воздушных судов";
приказ Минтранса России от 24 февраля 2011 г. N 63 "Об утверждении Методики расчета технической возможности аэропортов и Порядка применения Методики расчета технической возможности аэропортов";
приказ Минтранса России от 12 декабря 2011 г. N 310 "Об утверждении Порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии";
приказ Минтранса России от 13 февраля 2012 г. N 34 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства воздушного транспорта";
приказ Минтранса России от 26 апреля 2012 г. N 114 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания";
приказ Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.