Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 636681-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на обеспечение общественной безопасности, в первую очередь на защиту жизни и здоровья граждан в местах проведения культурно-массовых (концертов, фестивалей, футбольных матчей и др.) и публичных мероприятий, защищенности критически важных объектов (электростанций, химических предприятий др.), а также объектов транспортной (аэро - и морских портов, железнодорожных вокзалов, магистралей и др.), информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (стационарных и мобильных пунктов государственного управления и др.) от противоправного использования беспилотных воздушных судов (далее - БВС).
Законопроект подготовлен в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683.
Анализ современной ситуации, в том числе международный опыт, свидетельствуют об активном использовании БВС в качестве угроз функционирования критически важных объектов, средств доставки взрывных устройств и легковесного оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, распространения наркотиков, контрабанды, для передачи информации и запрещенных объектов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, и в иных противоправных целях.
При неуклонно снижающейся стоимости БВС число их владельцев в Российской Федерации стремительно растет. По данным экспертов, только за период с января по сентябрь 2017 года официально гражданами было приобретено более 57 тыс. БВС. По прогнозам специалистов, к 2035 году в воздушном пространстве Российской Федерации постоянно будут находиться 100 тыс. беспилотников.
По информации Минтранса, имеются многочисленные случаи выполнения полетов БВС в непосредственной близости от мест массового пребывания людей, вблизи объектов транспорта и транспортных средств: 06.07.2016 в Государственном музее-заповеднике "Куликово поле" (Тульская область) БВС выполняло несанкционированный полет на малой высоте, который угрожал безопасности экскурсионной группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в 1 км от места экскурсии;
29.11.2016 произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП, с проводами высоковольтной ЛЭП;
24.03.2017 над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 м;
05.05.2017 над центром г. Красноярска был зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 м группы БВС (около 20 квадрокоптеров);
09.05.2017 в г. Хабаровске было запущено БВС, которое несанкционированно приблизилось к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы;
08.03.2016, 03.11.2016, 19.05.2017 в аэропорту Шереметьево были зафиксированы несанкционированные полеты БВС, в том числе с пересечением двух ВПП и последующим облетом производственных зданий аэропорта, над местом стоянки самолетов.
Указанная бесконтрольная деятельность создает возможность нанесения ущерба интересам граждан, объективно значимым потребностям общества и государства.
Между тем отраслевые законы, регламентирующие правовые основы деятельности органов государственной охраны, Росгвардии, МВД России и ФСБ России, не содержат положений, определяющих полномочия этих органов по предупреждению и пресечению несанкционированного использования БВС, в частности, путем временного ограничения или запрещения нахождения БВС в отдельных зонах воздушного пространства, уничтожения и повреждения таких БВС, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими, задержания и доставления в органы внутренних дел внешних пилотов этих БВС, обнаружения и изъятия всех или отдельных элементов беспилотной авиационной системы.
В результате этого применение подобных мер безопасности зачастую влечет за собой предъявление к органам власти гражданских исков о возмещении причиненного ущерба.
Законопроектом предполагается устранить указанные пробелы, четко определив соответствующие управомачивающие полномочия ФСО России, Росгвардии, МВД России и ФСБ России.
При этом законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения в статью 18 Воздушного кодекса, определяющие круг государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства в части выявления воздушных судов - нарушителей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.