Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемые проектом федерального закона изменения в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены на упорядочение процедур предоставления и использования отходов недропользования.
Отходы недропользования составляют подавляющую часть отходов, образованных и образующихся в настоящее время на территории России. За счет длительного функционирования горнопромышленного комплекса на сегодняшний день накоплено порядка 80 - 100 млрд. тонн отходов недропользования, ежегодно этот объем увеличивается на 1,5 - 2 млрд. тонн. При этом в связи с постоянным общим снижением содержания полезных ископаемых и полезных компонентов в добываемом сырье объем образуемых в результате его первичной переработки отходов неуклонно растет. В среднем при переделе в хвостах обогащения доля неизвлеченных компонентов (потери) от их количества в исходной руде составляет: молибдена, меди, никеля - до 25 процентов, кобальта - до 35 процентов, свинца, цинка - до 45 процентов, вольфрама - до 50 процентов, олова - до 60 процентов, редких и редкоземельных металлов - до 100 процентов, нерудных полезных ископаемых, залегаемых совместно с основными полезными ископаемыми месторождений, - до 100 процентов. Значительное количество отходов образуется при геологическом изучении недр (прежде всего, геологоразведочных работах).
Необходимость активизации вовлечения в промышленное использование отходов недропользования обусловлена высокой степенью экологической нагрузки данных отходов на окружающую среду и потенциально ценными потребительскими свойствами содержащихся в них полезных ископаемых и полезных компонентов, не извлеченных на момент первичной добычи и обогащения полезных ископаемых в силу, как правило, технологических причин либо отсутствия спроса.
Законопроектом предлагается:
в целях устранения терминологической несогласованности в законодательстве Российской Федерации о недрах и законодательстве Российской Федерации об отходах производства и потребления вместо понятия "отходы добычи и связанных с ней перерабатывающих производств" ввести понятие "отходы недропользования" и дать его определение;
уточнить право недропользователя в отношении отходов недропользования - пользователь недр на период действия лицензии имеет право осуществлять добычу полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, образовавшихся в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на предоставленном в пользование участке недр, а также использовать указанные отходы для собственных производственных и технологических нужд;
установить требование по представлению пользователем недр достоверных данных о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования, в органы государственной статистики;
предусмотреть закрепление обязанности пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования;
установить, что добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования пользователем недр, в результате деятельности которого они образовались, должна осуществляться на основании соответствующего технического проекта;
определить, что если отходы недропользования, образовавшиеся в результате работ, связанных с пользованием недрами на представленном в пользование участке недр, размещены за границами данного участка недр, добыча полезных ископаемых и полезных компонентов из указанных отходов допускается после изменения границ участка недр, предоставленного в пользование данному пользователю недр, путем включения объектов хранения отходов недропользования в границы участка недр;
установить, что по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении права пользования недрами, лицо, которому было предоставлено право пользования недрами обязано осуществить приведение при ликвидации и консервации объектов хранения отходов недропользования, образованных в результате выполнения работ, связанных с пользованием недрами на предоставленном в пользование участке недр, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения и предотвращающее их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, направленную на вовлечение отходов недропользования в освоение с целью добычи или извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов законопроектом предлагается с 1 января 2020 г. установить при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 0 при размещении отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых и полезных компонентов в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, в течение срока фактического проведения работ в соответствии с указанной проектной документацией, начиная с года начала проведения таких работ.
Распространение положений законопроекта на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу, обусловлено необходимостью обеспечения возможности применения вводимого законопроектом механизма добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, а также использования указанных отходов для собственных производственных и технологических нужд (например, для рекультивации земель, консервации горных выработок, строительства объектов обустройства, извлечения полезных компонентов и прочее) в отношении всех действующих лицензий на пользование недрами.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Установленный срок вступления законопроекта в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимостью принятия подзаконных актов, необходимых для реализации положений законопроекта.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219".
Обоснование необходимости подготовки: статья 23.4 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - наделение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования.
Сроки подготовки: в течение 180 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнитель - Роснедра.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование".
Обоснование необходимости подготовки: статья 23.4 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - приведение норм Положения в соответствие с проектируемыми нормами законопроекта.
Сроки подготовки: в течение 180 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнитель - Роснедра.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 899 "Об утверждении Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства".
Обоснование необходимости подготовки.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - приведение норм Правил в соответствие с проектируемыми нормами законопроекта.
Сроки подготовки: в течение 180 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Ростехнадзор, Роснедра.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и другие законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования" потребует принятия следующих актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
1. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 23 мая 2011 г. N 378 "Об утверждении требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов твердых полезных ископаемых". Обоснование необходимости подготовки: пункт 5 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - разработка требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов полезных ископаемых и полезных компонентов в отходах недропользования.
Сроки подготовки: в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнитель - Роснедра.
2. Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка извлечения полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования". Обоснование необходимости подготовки: статья 23.4 Закона Российск ой Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - реализация новой нормы, предусмотренной статьей 23.4 Закона Российской Федерации "О недрах", в части установления порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования.
Сроки подготовки: в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра, Ростехнадзор.
3. Приказ Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 14 июня 2016 г. N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья".
Обоснование необходимости подготовки: статья 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" в редакции законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - регламентация обеспечения сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, пользователями недр.
Сроки подготовки: в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнитель - Роснедра.
4. Приказ Росприроднадзора "О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов".
Обоснование необходимости подготовки: проектируемые нормы законопроекта.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: цель подготовки - приведение классификационных определений Федерального классификационного каталога отходов в соответствие с проектируемыми нормами законопроекта.
Сроки подготовки: в течение 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.