Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 669567-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697, согласно которому (пункт 2 раздела XVI "Рыбохозяйственный комплекс") в 2019 году запланировано принятие федерального закона, предусматривающего распределение 50% объема квот добычи (вылова) крабов, ранее распределявшихся по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме.
Законопроектом предлагается введение нового вида квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) - квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях), которые распределяются между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в долевом соотношении по результатам проведения аукциона. Доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях закрепляются и предоставляются на 10 лет путем заключения договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях (далее - договор о закреплении доли).
При этом общий допустимый улов определенных видов крабов в определенных районах их добычи (вылова), распределяемый применительно к квоте добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях, определяется в размере 50% общих допустимых уловов таких водных биологических ресурсов в соответствующих районах добычи (вылова), распределяемых применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Законопроектом также предусматривается, что при проведении аукционных торгов на победителя аукциона возлагается обязательство по реализации проектов по строительству на территории Российской Федерации объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - проекты), после заключения с ним договора о закреплении доли.
По информации Минсельхоза России, реализация законопроекта не окажет негативного влияния на реализацию инвестиционных проектов в области рыболовства, прошедших отбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 648 "О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства".
В целях реализации инвестиционных проектов указанным постановлением определены для закрепления и предоставления доли квот добычи (вылова) на иные виды основных промысловых видов водных биоресурсов. Инвесторами и (или) поручителями реализации таких инвестиционных проектов являются лица, уже имеющие закрепленные за ними доли квот добычи (вылова) указанных основных промысловых видов водных биоресурсов и осуществляющие их добычу (вылов). Ряд таких поручителей имеет также квоты добычи (вылова) крабов.
По информации Минсельхоза России, хозяйственная деятельность этих лиц является стабильно прибыльной и имеет достаточную для создания собственных финансовых резервов рентабельность (49,9% по виду экономической деятельности "рыболовство" в 2017 году). Продукция из указанных видов водных биоресурсов пользуется устойчивым спросом на международном и российском рынках. Результаты финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц не подтверждают риски невыполнения инвестиционных проектов в случае изменения механизма распределения и закрепления квот добычи (вылова) крабов, в том числе при сокращении указанными лицами объемов добычи (вылова) крабов.
По мнению Минсельхоза России, также отсутствуют риски негативных социально-экономических последствий в отношении сокращения рабочих мест среди плавательных составов рыбопромысловых судов, осуществляющих добычу (вылов) крабов. Так, в течение 2012 - 2018 годов отмечена тенденция увеличения общих допустимых уловов крабов. В соответствии с научными прогнозами запасы крабов находятся на стабильном уровне. В целях его освоения не потребуется сокращения общего количества специализированных рыбопромысловых судов и численности их плавательных составов. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
По информации Минсельхоза России, принятие указанного федерального закона приведет к росту доходов федерального бюджета за счет реализации в 2019 - 2020 годах на аукционах прав на добычу (вылов) крабов в общем размере около 82 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о закреплении, предоставлении и распределении квот добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России, ФСБ России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка распределения объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, между лицами, с которыми заключены соответствующие договоры о закреплении доли такой квоты".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России, ФСБ России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 602 "Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, ФАС России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "О требованиях к проектам, указанным в части 1 статьи 29.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", а также требованиях к объектам, строительство которых предусмотрено такими проектами, включая их технические характеристики".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России.
5. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерной формы, порядка подготовки и заключения договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, порядка проверки соответствия (несоответствия) проектов, предусмотренных частью 1 статьи 29.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", и объектов, предусмотренных такими проектами, требованиям к ним, предусмотренным в договоре о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленных в инвестиционных целях, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, а также определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление такой проверки".
Исполнитель - Минсельхоз России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России, ФСБ России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.