Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 689141-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)" (далее законопроект) подготовлен в целях обеспечения реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) и пунктом 14 раздела XVII плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
Положениями пункта 15 Указа Правительству Российской Федерации поручено принять меры для повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения авиационной инфраструктуры, в том числе за счет расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов. В настоящее время в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа до 1 января 2021 г. производится по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов.
Исключением являются операции, облагаемые до 1 января 2025 г. по налоговой ставке НДС в размере 0 процентов, к которым относятся:
операции по реализации услуг по перевозкам при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;
операции по реализации услуг по перевозкам при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположен на территории Калининградской области;
операции по реализации услуг по перевозкам при условии, что пункт отправления и (или) назначения расположен на территории Дальневосточного федерального округа.
В то же время в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации (международные авиаперевозки), налоговая ставка НДС в размере 0 процентов установлена на бессрочной основе.
Для обеспечения исполнения Указа законопроектом предусмотрено установление на бессрочной основе налоговой ставки НДС в размере 0 процентов в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки (в случае их наличия) расположены вне территории Московской области или территории города федерального значения Москвы.
Законопроектом также предусмотрены документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации указанных услуг.
Принятие законопроекта обеспечит налоговое стимулирование расширения сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, минуя Москву, а также развития региональной авиационной транспортной инфраструктуры и снижения нагрузки на Московский авиационный узел.
В отношении маршрутов, у которых пункт отправления или пункт назначения или промежуточные пункты перевозки (в случае их наличия) расположены на территории Московской области или территории города федерального значения Москвы, до 1 января 2021 г. сохранится льготный режим налогообложения по налоговой ставке НДС в размере 10 процентов.
В рамках реализации сетевого плана-графика реализации мероприятий по развитию аэропортов Московского авиационного узла, утвержденного Правительством Российской Федерации 2 апреля 2014 г. N 2015п-П9, ведется работа по заключению концессионных соглашений, обеспечивающих привлечение инвестиций на развитие указанных аэропортов.
С учетом изложенного предлагаемые законопроектом изменения не окажут негативного влияния на конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность аэропортов Московского авиационного узла.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)" приведет к выпадающим доходам федерального бюджета в 2019 - 2020 годах на сумму более 30 млрд. рублей.
В долгосрочной перспективе снижение ставки налога на добавленную стоимость до 0 процентов в части налогообложения авиаперевозок на региональных маршрутах приведет к устойчивому росту спроса в сегменте авиаперевозок на внутренних воздушных линиях. В период с 2019 года по 2030 год пассажиропоток на региональных маршрутах, минуя Москву, увеличится на 211 млн. пассажиров. Соответствующее повышение выручки от пассажирских авиаперевозок и рентабельности бизнеса региональных авиаперевозчиков приведет к увеличению бюджетных поступлений от налога на прибыль организаций.
Увеличение спроса на пассажирские авиаперевозки на внутренних воздушных линиях приведет к созданию к 2030 году 15,5 тыс. новых рабочих мест в региональных авиакомпаниях и 16,6 тыс. рабочих мест в смежных и обслуживающих отраслях (авиастроение, аэропортовые услуги, наземное и техническое обслуживание воздушных судов). Увеличение занятости произойдет также в отраслях экономики, связанных с туристическим бизнесом.
В целом суммарный бюджетный эффект от поступлений налоговых отчислений в бюджетную систему Российской Федерации в 2019 - 2030 годах составит порядка 650 млрд. рублей.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)" потребуется внесение изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".
Обоснование необходимости подготовки проекта изменений в указанный приказ Федеральной налоговой службы - необходимо присвоить новый код операции для предусмотренного законопроектом подпункта 4.3 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, а также внести изменение в порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Изменения в указанный приказ Федеральной налоговой службы следует внести в течение 180 дней с момента вступления в силу Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку проекта изменений в указанный приказ: головной - ФНС России, соисполнитель - Минфин России.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.