Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 700565-7 "О внесении изменения в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью проекта ФЗ "О внесении изменений в статью 98 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" является приведение в соответствие размеров штрафов накладываемых на грузоотправителей за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений об отправляемых грузов, приводящих к снижению стоимости перевозок с реальным ущербом, который несет железнодорожный перевозчик. При этом предлагается изменить методику расчета размеров штрафа: отказаться от начисления по 5-ти кратности к плате за перевозку и перейти к исчислению на основании размера недополученной провозной платы.
Содержащаяся в указанных статья 98 норма, позволяющая накладывать на грузоотправителя штраф в размере пятикратной платы за перевозку грузов на все расстояние их перевозки, в том числе, в случаях, если не возникает угроза безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и нет факта наличия запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов. При этом "искажение сведений" в железнодорожной накладной во многих случаях появляются в результате, незначительного изменения веса вследствие, например, набора влажности пиломатериалом в ходе транспортировки или замены по требованию заказчика при погрузке части номенклатуры отгружаемой продукции при сохранении ранее заявленного веса и т.п. Максимальные потери грузоперевозчика, в данном случае, составляют именно недоначисленную плату за перевозку грузов. В то же время, сумма штрафа может в десятки или даже в сотни раз превышать величину таких максимальных потерь.
Иными словами, возникает ситуация, охарактеризованная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П следующими словами: "...несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34, 35 и 55 Конституции Российской Федерации недопустимо".
Здесь необходимо помнить, что уплата штрафа грузоотправителем не освобождает его от компенсации причиненного нарушением ущерба.
Изменение методики расчетов и соответственно размеров штрафов позволит восстановить принцип справедливого распределения ответственности между грузоотправителями и РЖД.
Законопроект не отменяет ответственности грузоотправителей за искажение в транспортно-железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, если в результате этого снижается стоимость перевозок грузов, а устанавливает "справедливый" штраф в размере "недоплаты" стоимости перевозки груза.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребуют дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 98 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.