Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 14 мая 2019 г. N 157
по проекту федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части решения приоритетных задач в сфере долевого строительства) внесен депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, А.Г. Аксаковым, М.В. Кузьминым, Н.В. Говориным и другими, а также членом Совета Федерации О.В. Мельниченко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по совершенствованию регулирования сферы долевого строительства и решению проблем граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, данных по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2018 года (N Пр-2523 от 28 декабря 2018 года) и по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета, прошедшего 12 февраля 2019 года (N Пр-555ГС от 29 марта 2019 года)
Условия для завершения строительства проблемных объектов предполагается обеспечить, в частности, за счет предоставления субъекту Российской Федерации полномочий по созданию унитарной некоммерческой организации в организационной-правовой форме фонда (далее - региональный фонд), которой может передаваться имущество (в том числе имущественные права) и обязательства застройщика перед участниками долевого строительства с целью их дальнейшего урегулирования, и выделения такому фонду через публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (далее - Фонд) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсационного фонда.
При этом для обеспечения контроля за целевым расходованием выделяемых средств предлагается задействовать механизм обязательного банковского сопровождения всех расходных операций региональных фондов. Указанный механизм предусматривает, в частности, что любые расчеты по операциям, осуществляемым региональными фондами и входящими с ними в кооперацию лицами (подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками и т.п.) производятся исключительно с участием уполномоченного банка в сфере жилищного строительства, в качестве которого предлагается определить кредитную организацию единого института развития в жилищной сфере. Аналогичный порядок планируется установить в отношении расходных операций некоммерческой организации Фонда, созданной в целях финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства проблемных объектов.
Кроме того, решением о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемных объектов предлагается определять не только требования к содержанию договора о банковском сопровождении, заключаемого уполномоченным банком в сфере жилищного строительства с региональными фондами и некоммерческой организацией Фонда, но и условия авансирования сделок, заключаемых региональными фондами и некоммерческой организацией Фонда с входящими с ними в кооперацию лицами.
Законопроектом предлагается установить также ряд ограничений в отношении операций, совершаемых региональными фондами и некоммерческой организацией Фонда. Им планируется запретить использовать принадлежащее имущество для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, предоставлять займы и ссуды, приобретать ценные бумаги, создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, совершать иные сделки, не связанные с завершением строительства проблемных объектов.
Одновременно в целях расширения возможностей по финансированию завершения строительства проблемных объектов региональные фонды и некоммерческую организацию Фонда предлагается наделить правом привлекать средства граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве при условии размещения таких средств на счетах эскроу в уполномоченном банке в сфере жилищного строительств.
Согласно проектируемым нормам, решение о финансировании завершения строительства проблемных объектов за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет приниматься Фондом только в отношении проектов строительства, осуществление которых было начато до 1 июля 2019 года и в отношении которых застройщиком не использовались счета эскроу для привлечения средств участников долевого строительства.
Наряду с этим предлагается установить, что основания, по которым имущество Фонда будет передаваться региональным фондам или некоммерческой организации Фонда, должны быть определены Правительством Российской Федерации. Предусматривается также, что Правительством Российской Федерации должны быть установлены основания (юридические, экономические и технические) для принятия Фондом решения о невозможности завершения строительства.
Решению проблем граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, должна способствовать проектируемая норма о возможности осуществления Фондом выплаты возмещения гражданам по договорам, предусматривающим передачу жилых помещений, в случаях, когда по таким договорам застройщиком не уплачивались обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд. Указанные выплаты смогут осуществляться за счет средств, предоставленных Фонду Российской Федерацией и иными публично-правовыми образованиями.
Проектируемые изменения нацелены также на совершенствование порядка расчета выплаты возмещения. Ее размер предлагается определять исходя из рыночной стоимости общей площади аналогичного жилого помещения на первичном рынке жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на момент выплаты возмещения, но не менее цены, уплаченной по договору участия в долевом строительстве, тогда как согласно действующим нормам рыночная стоимость в отношении жилого помещения определяется на момент заключения такого договора, и отсутствует гарантированная возможность получения уплаченной по нему цены.
Помимо этого законопроектом предусматриваются положения, направленные на решение проблемы так называемых "двойных продаж", связанной с наличием у граждан-участников строительства требований о передаче одних и тех же помещений в объекте строительства, что существенно затрудняет погашение требований остальных участников строительства в процедуре банкротства застройщика. Согласно предлагаемому механизму, при наличии у участников строительства требований о передаче одних и тех же помещений в объекте строительства помещения получают те граждане, чьи требования возникли раньше других, остальные получают возмещение.
Кроме того, в целях содействия завершению строительства проблемных объектов законопроектом предполагается наделить Фонд правом авансировать расходы арбитражного управляющего на ведение дела о банкротстве при отсутствии у должника средств, достаточных для их погашения, с последующим возмещением таких расходов Фонда за счет конкурсной массы должника в составе требований кредиторов по текущим платежам.
Для реализации мероприятий по решению проблем граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, законопроектом предусматривается установление обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по утверждению плана-графика реализации соответствующих мероприятий, а также размещению контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства информации о ходе их реализации. Одновременно в рамках единой информационной системы жилищного строительства предлагается сформировать единый реестр проблемных объектов, представляющий собой систематизированный перечень сведений об объектах строительства, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства, либо не исполнены обязательства по передаче объекта долевого строительства, либо застройщик признан банкротом.
Помимо этого застройщика, ставшего приобретателем в процедуре банкротства другого застройщика, планируется наделить правом доступа к содержащимся в единой информационной системы жилищного строительства документам и информации в отношении каждого объекта строительства, в отношении которого ему переданы обязательства перед участниками долевого строительства.
В случае признания застройщика банкротом и открытия конкурсного производства либо в случае перевода уже реализуемых застройщиком проектов строительства на использование счетов эскроу с 1 июля 2019 года законопроектом предлагается предусмотреть упрощенный порядок раздела земельного участка, на котором осуществляется долевое строительство, что должно содействовать завершению строительства уже начатых объектов.
Законопроектом предусматриваются также меры, направленные на дальнейшее совершенствование и упрощение процедуры банкротства застройщиков. Так, в случае банкротства застройщика и принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства проблемного объекта предлагается исключить проведение собрания участников строительства. Сокращению сроков передачи объекта незавершенного строительства приобретателю должны способствовать поправки, уточняющие сроки уведомления участников строительства об открытии конкурсного производства и возможности предъявления требований к застройщику.
Наряду с этим предполагается наделить арбитражного управляющего полномочиями по самостоятельному внесению в реестр требований участников строительства требований граждан, возникших из договоров участия в долевом строительстве, на основании информации, размещенной органом регистрации прав в единой информационной системе жилищного строительства. При этом в случае отсутствия у застройщика документов, подтверждающих факт полной или частичной оплаты имеющихся у участника строительства обязательств перед застройщиком по договору участия в долевом строительстве, проектируемыми нормами планируется установить требование о необходимости предоставления арбитражному управляющему участником строительства документов, подтверждающих размер его требования к застройщику.
Проектируемые нормы предусматривают также изменение порядка назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика. Законопроектом предлагается наделить Фонд исключительным правом представления кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве застройщика, а также правом ходатайствовать в арбитражный суд о замене арбитражного управляющего. Помимо этого Фонд предполагается наделить правом выступать лицом, участвующим в деле о банкротстве застройщика вне зависимости от факта уплаты таким застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд.
Кроме того, законопроектом планируется установить обязанность арбитражного управляющего по запросу Фонда представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность застройщика, а также информацию о ходе конкурсного производства, несоблюдение которой будет являться основанием для аннулирования аккредитации арбитражного управляющего. Указанные меры призваны усилить защиту прав граждан-участников долевого строительства, ограничить возможные злоупотребления и предотвратить затягивание дел о банкротстве застройщика.
Усилению защиты прав граждан-участников долевого строительства призвано также способствовать предлагаемое законопроектом исключение юридического лица из определения "участник строительства". Наряду с этим в качестве одного из существенных условий договора участия в долевом строительстве планируется установить предполагаемый срок получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта недвижимости, что должно побудить застройщиков более тщательно соблюдать заявляемые сроки реализации проектов и сделать более прозрачным ход их строительства.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность включения в реестр требований участников строительства требований граждан по договору уступки прав по договору участия в долевом строительстве без подтверждения оплаты застройщику.
Законопроектом предлагается уточнить порядок взаимодействия граждан с Фондом. Проектируется, что гражданин сможет обратиться за выплатой возмещения в Фонд только до передачи объекта новому застройщику или до окончания конкурсного производства, если Фонд принял решение о нецелесообразности завершения строительства, но принял решение о выплате возмещения за счет бюджетных средств.
Законопроект предусматривает также обеспечение возможности выплаты возмещения гражданам не только по жилым помещениям, в отношении которых осуществлялись взносы в компенсационный фонд, но и по нежилым помещениям, права требования по которым с 2019 года стали включаться в формируемый при банкротстве застройщика реестр требований участников строительства.
В целях обеспечения плавного перехода на использование счетов эскроу с 1 июля 2019 года законопроектом предусматривается оптимизация требований в отношении уже начатых застройщиками проектов строительства. Наряду с этим для расширения возможностей застройщиков по привлечению банковских кредитов с целью завершения реализации таких проектов предлагается предусмотреть выдачу уполномоченным банком в сфере жилищного строительства целевых кредитов застройщикам, а также наделить Фонд правом предоставления поручительства по соответствующим кредитным договорам, определив порядок и условия его выдачи. Согласно проектируемым нормам, указанное поручительство будет выдаваться Фондом за счет субсидии из бюджета, а полученные денежные средства хранится на счете Фонда в казначействе.
В рамках реализации стратегии развития цифровой экономики Российской Федерации законопроектом предлагается установить возможность заключения договора участия в долевом строительстве и договора об уступке прав требований по договору об участии в долевом строительстве в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Соответствующие полномочия по установлению форм договоров и соглашений о внесении в них изменений, а также требования к заполнению таких форм и к их форматам предполагается предоставить Росреестру как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Законопроект содержит положения, направленные на перевод в электронный вид таких административных процедур, как выдача контролирующим органом заключения о соответствии застройщика и проектной декларации законодательно установленным требованиям или отказ в выдаче подобного заключения. Предлагается, что указанные процедуры реализуются с использованием единой информационной системы жилищного строительства. Одновременно с ее помощью предполагается предусмотреть возможность приема от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство и документов, необходимых для его получения, информирования застройщика о порядке и ходе предоставления услуги, а также выдачи разрешения на строительство. Помимо этого планируется расширить перечень размещаемых в указанной системе сведений, если соответствующие требования будут установлены федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Отдельно следует выделить положения законопроекта, направленные на устранение ограничений для зачисления средств материнского капитала на счета эскроу в целях предоставления гражданам возможности для приобретения с их помощью строящегося жилья.
Законопроектом предусматривается также внесение законодательных изменений, обеспечивающих возможность использования при проектировании и строительстве федеральных единичных расценок, позволяющих применять ранее разработанные сметные нормы с учетом новых технологий, материалов и оборудования.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что проектируемые изменения отвечают задачам реализации поручений Президента Российской Федерации по совершенствованию регулирования сферы долевого строительства и решению проблем граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
Так, согласно проектируемой части 7 статьи 3.1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве) застройщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о том, что вся информация о застройщике и об осуществляемых им проектах строительства, подлежащая раскрытию в соответствии с Законом о долевом строительстве, размещается в единой информационной системе жилищного строительства с указанием адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства. Вместе с тем указанная норма не учитывает, что согласно внесенным в Закон о долевом строительстве изменениям с 1 июля 2018 года для застройщиков отменена обязанность создания и введения официального интернет-сайта.
Частью 3 статьи 4 Закона о долевом строительстве в редакции законопроекта предусматривается возможность заключения договора участия в долевом строительстве в электронной форме. Одновременно проектируется, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливаются форма договора участия в долевом строительстве, форма соглашения о внесении изменений в такой договор, форма соглашения об уступке прав требований по такому договору, а также требования к заполнению указанных форм и их форматам. В результате возникает правовая неопределенность относительно того, предполагается ли установление указанных форм и форматов в отношении всех договоров и соглашений или только тех, что будут заключаться в электронном виде.
Проектируемым пунктом 1.1 части 4 статьи 4 Закона о долевом строительстве предполагаемый срок получения застройщиком разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта недвижимости планируется установить в качестве одного из существенных условий договора участия в долевом строительстве. Вместе с тем термин "предполагаемый срок" создает правовую неопределенность в вопросе установления ответственности застройщика в случае нарушения им обязательств по договору.
Частью 2.2 статьи 19 Закона о долевом строительстве в редакции законопроекта предлагается дополнить состав требований, на соответствие которым контролирующий орган осуществляет проверку застройщика, включив в них требования к органам управления застройщика и его участникам. При этом несмотря на ускоренный переход застройщиков на использование счетов эскроу, проектируемая редакция не устанавливает особенности выдачи заключения о соответствии застройщику, намеренному осуществлять реализацию новых проектов строительства на условиях проектного финансирования. В этой связи представляется обоснованным уточнить основания для отказа в выдаче заключения о соответствии в случае реализации застройщиком, его основным обществом или дочерним обществом такого основного общества новых проектов строительства с использованием счетов эскроу.
Проектируемой статьей 21.1 Закона о долевом строительстве устанавливается правовой статус регионального фонда, предусматривающий в том числе возможность финансирования мероприятий по завершению строительства проблемных объектов исключительно за счет своего имущества либо предоставляемых Фондом средств, а также запрет на возможность осуществления указанных мероприятий за счет прямого предоставления денежных средств субъектом Российской Федерации. Кроме того, в отношении региональных фондов устанавливается обязанность осуществлять все расчеты в рамках своей деятельности исключительно через уполномоченный банк в сфере жилищного строительства. Предлагаемое регулирование представляется избыточным и требующим уточнения. Так, в случае готовности региона профинансировать в полном объеме, без привлечения средств федерального бюджета завершение строительства проблемных объектов, представляется обоснованным допустить возможность направления бюджетных средств субъекта Российской Федерации в региональный фонд напрямую, минуя Фонд. Аналогичный подход целесообразно применить в вопросе выбора региональным фондом уполномоченного банка для обслуживания своей деятельности.
Новой частью 2.1 статьи 23.3 Закона о долевом строительстве проектируется, что оператор единой информационной системы жилищного строительства на основании размещенной в ней информации вправе формировать аналитическую информацию для предоставления на платной основе пользователям информации. Учитывая, что в указанной системе субъектами информации размещаются в том числе сведения конфиденциального характера либо составляющие коммерческую тайну, представляется целесообразным исключить возможность их передачи в составе подготавливаемой оператором системы аналитической информации, а также установить перечень сведений, которые оператор системы обязан предоставлять пользователям информации без взимания платы.
Проектируемыми нормами, в частности, новыми частями 23 и 24 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2018 года N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 478-ФЗ), предусматривается, что контроль за совершением операций по расчетному счету застройщика снимается уполномоченным банком только после предоставления им документов, подтверждающих получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости и государственную регистрацию права собственности на одно из помещений в таком объекте.
Вместе с тем установленный статьей 18 Закона о долевом строительстве перечень разрешенных операций по расчетному счету застройщика не предусматривает платежи, связанные с постановкой введенного в эксплуатацию объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, на основании которого в последующем могут быть зарегистрированы права собственности на помещения в построенном объекте недвижимости. Кроме того, действующие нормы не регламентируют в полной мере сроки постановки введенного в эксплуатацию объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, что на практике может приводить к существенному затягиванию сроков отмены ограничений на проведение операций по расчетному счету застройщика. Представляется, что указанные правовые пробелы требуют устранения при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, проектируемые частями 17-28 статьи 8 Закона N 478-ФЗ особенности завершения уже запущенных застройщиками проектов строительства путем уплаты отчислений (взносов) в компенсационный фонд предусматривают запрет на возможность их перевода на использование счетов эскроу в случае появления соответствующей потребности у застройщиков. В этой связи следует рассмотреть вопрос о предоставлении таким застройщикам возможности добровольного перевода реализуемых проектов строительства на использование счетов эскроу.
Дополнительного обсуждения требует проектируемое новой редакцией части 6 статьи 4 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о Фонде) предложение о возможности направления на финансирование расходов, связанных с осуществлением функций и полномочий Фонда, всех доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда.
Проектируемые изменения порядка расчета выплаты возмещения, предусмотренные новой редакцией части 2 статьи 13 Закона о Фонде, нуждаются в уточнении, так как не раскрывают критерии определения аналогичного жилого помещения на первичном рынке жилья, рыночная стоимость которого будет использована для осуществления расчета выплаты возмещения.
Частью 3.1 статьи 13.1 Закона о Фонде в редакции законопроекта устанавливается, что решение Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства проблемных объектов предполагает в том числе определение требований к содержанию договора о банковском сопровождении, заключаемого уполномоченным банком в сфере жилищного строительства с некоммерческой организацией Фонда и региональными фондами, а также условия авансирования сделок, заключаемых с входящими с ними в кооперацию лицами. Вместе с тем остается неясным, каким нормативным правовым актом будут определяться такие требования и условия.
Согласно проектируемой части 4 статьи 13.1 Закона о Фонде, основания по которым имущество, полученное Фондом в качестве имущественного взноса от Российской Федерации, иного публично-правового образования, передается некоммерческой организации Фонда или региональному фонду, определяются Правительством Российской Федерации. В то же время в законопроекте отсутствуют положения, определяющие, каким образом будет происходить выбор конкретного регионального фонда, которому будет передаваться имущество Фонда.
Новой статьей 13.2 Закона о Фонде выдача поручительства Фонда по привлекаемому застройщиком целевому кредиту на строительство многоквартирного дома или иного объекта недвижимости предполагается только в отношении кредитного договора, заключенного застройщиком с уполномоченным банком в сфере жилищного строительства. В этой связи следует оценить целесообразность использования такого механизма повышения доступности проектного финансирования для застройщиков в отношении кредитов, привлекаемых ими в иных уполномоченных банках.
Согласно проектируемой редакции пункта 2.4 статьи 201.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); порядок выбора кандидатуры арбитражного управляющего, который должен быть утвержден в деле о банкротстве застройщика, устанавливается Фондом. Учитывая, что функции по нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) закреплены за Минэкономразвития России, представляется более обоснованным утверждение указанного порядка данным федеральным органом исполнительной власти.
Требует уточнения проектируемый подпункт 3 пункта 1 статьи 201.13 Закона о банкротстве, в представленной редакции не позволяющий определить условие, при котором конкурсный управляющий будет производить расчеты с участниками строительства в порядке, предусмотренном статьей 201.9 упомянутого федерального закона.
Вносимыми в статью 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменениями предусматривается пропорциональное распределение предельных параметров и расчетных показателей, установленных в отношении исходного земельного участка, применительно к площади образуемых земельных участков с учетом объектов незавершенного строительства, расположенных на таких земельных участках. Однако такой подход не учитывает особенностей реализации проектов комплексного освоения или развития территории, при котором расположенные на исходном земельном участке объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур могут относиться сразу к нескольким объектам капитального строительства.
Частью 2 статьи 12 законопроекта предусматривается обязанность застройщика по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд в отношении многоквартирного дома или иного объекта недвижимого имущества, если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства такого объекта недвижимости представлен на государственную регистрацию после дня вступления в силу законопроекта. Указанная норма вступает в противоречие с законодательно установленным требованием о привлечении застройщиком денежных средств граждан для долевого строительства исключительно с использованием счетов эскроу, если договор с первым участником долевого строительства представлен на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года, и требует соответствующего уточнения.
Законопроектом предусматриваются меры по совершенствованию порядка функционирования единой информационной системы жилищного строительства. Вместе с тем представленные законодательные новеллы не увязаны с проектируемым обязательным раскрытием в договоре об участии в долевом строительстве условия привлечения денежных средств участников долевого строительства и не обеспечивают гражданам возможность при использовании указанной информационной системы получить сведения об условиях привлечения застройщиками денежных средств участников долевого строительства в отношении включенных в нее объектов строительства. Такие сведения особенно важны для понимания гражданами, каким образом будет осуществляться реализация уже начатых проектов строительства.
Кроме того, в законопроекте не нашли отражения вопросы регулирования отношений, связанных с привлечением денежных средств граждан для строительства нежилых зданий и возникновением у них права собственности на нежилые помещения, так называемые апартаменты. Очевидно, что предстоящий переход застройщиков, осуществляющих строительство многоквартирных и иных жилых домов, на использование счетов эскроу с 1 июля 2019 года в отсутствие жестких требований к регулированию деятельности застройщиков, реализующих проекты строительства нежилых зданий, способен спровоцировать взрывной рост объемов строительства апартаментов и резкое усиление рисков участия в таких проектах для граждан. В результате через несколько лет "обманутых дольщиков" могут сменить обманутые покупатели апартаментов. Во избежание повторения подобной ситуации представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению предусмотреть меры, направленные на установление в отношении застройщиков нежилых зданий требований, аналогичных тем, что действуют в отношении застройщиков многоквартирных и иных жилых домов. В частности, предусмотреть обязанность застройщиков нежилых зданий после 1 июля 2019 года привлекать средства граждан в новые проекты строительства только с использованием счетов эскроу. Отдельной проработки требует также вопрос создания эффективного правового механизма, обеспечивающего возможность перевода нежилых помещений в жилые.
Наконец, представляется целесообразным реализовать меры, позволяющие пресечь практику распространения различных опосредованных схем привлечения средств граждан в строительство многоквартирных и иных жилых домов, получившую развитие в свете ужесточения регулирования деятельности застройщиков таких объектов недвижимости.
Указанные замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению. В этой связи Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.