Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 681472-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, А.Г. Аксаковым, М.В. Кузьминым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается в целях создания эффективного правового механизма решения проблем граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, внести изменения в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве), Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о публично-правовой компании), Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве), Федеральный закон "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о содействии).
Концепция законопроекта не вызывает возражений, но ряд его положений требует доработки.
В отношении проектируемого дополнения пункта 4 статьи 2 Закона о долевом строительстве отмечаем, что согласно статье 15.4 Закона целевой кредит может предоставляться только уполномоченным банком, в котором открыт счет эскроу, а внесение средств целевого займа от учредителя застройщика на счета эскроу не предусмотрено.
В проектируемой статье 21.1 Закона о долевом строительстве возникает вопрос о соотношении положений законопроекта о полномочиях субъекта Российской Федерации по созданию Фонда субъекта Российской Федерации (далее - Фонд субъекта) с нормами Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и учете проектируемых положений в данном Федеральном законе. Так, в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закон N 184-ФЗ содержится перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (например, осуществление государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости).
В проектируемой части 4 статьи 23 Закона о долевом строительстве указано высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Вместе с тем наравне с высшим должностным лицом в Федеральном законе N 184-ФЗ также предусмотрен руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (см., например, статью 18). Аналогичное замечание касается подпункта "з" пункта 16 статьи 1 законопроекта.
Положения части 2 проектируемой статьи 21.1 Закона о долевом строительстве, регламентирующие передачу Фонду субъекта имущества застройщика, не относятся к предмету регулирования Закона о долевом строительстве. Такая передача должна осуществляться в соответствии с Законом о банкротстве.
В проектируемой части 3 статьи 21.1 Закона о долевом строительстве требует уточнения используемое понятие "свое имущество". При этом необходимо учитывать, что имущественный взнос субъекта Российской Федерации также может быть включен в "свое имущество". Одновременное указание таких источников финансирования деятельности Фонда субъекта, как "свое имущество" и имущественный взнос субъекта Российской Федерации, является некорректным.
Согласно части 5 проектируемой статьи 21.1 Закона о долевом строительстве отдельные его положения не применяются "в отношении деятельности некоммерческой организации Фонда". Данное положение не согласуется с положением пункта 5 части 6 статьи, запрещающим Фонду субъекта создавать некоммерческие организации.
В части 8 проектируемой статьи 21.1 Закона о долевом строительстве не ясно, что подразумевается под "кооперацией Фонда субъекта Российской Федерации".
В проектируемой части 9 статьи 21.1 Закона о долевом строительстве нуждаются в уточнении "иные государственные органы Российской Федерации", учитывая, что в указанной части содержится положение, согласно которому внешний государственный аудит (контроль) в отношении Фонда субъекта осуществляет финансовый орган субъекта Российской Федерации. При этом, возможно, имеется в виду контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, образованный законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно проектируемой части 2.1 статьи 23.3 Закона о долевом строительстве на основании информации, размещенной в системе, оператор системы вправе формировать аналитическую информацию, в том числе с учетом уровня агрегирования информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям, по отдельным направлениям в сфере строительства, по иным уровням агрегирования). Предоставление указанной аналитической информации по запросам государственных органов и Банка России осуществляется без взимания платы. В этой связи возникает вопрос о предоставлении на безвозмездной основе указанной информации по запросам органов местного самоуправления.
В пункте 3 части 4 проектируемой статьи 2.1 Закона о содействии предусмотрено, что для достижения целей и решения задач уполномоченный банк в сфере жилищного строительства взаимодействует с органами государственной власти, публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" и застройщиками. С учетом того, что основными задачами единого института развития в жилищной сфере являются в том числе содействие не только органам государственной власти в реализации государственных программ в жилищной сфере, но и органам местного самоуправления в реализации муниципальных программ в жилищной сфере (см. часть 3 статьи 2 Закона о содействии), в указанном положении законопроекта следует также учесть органы местного самоуправления.
В части 4 проектируемой статьи 2.1 Закона о содействии содержится положение, согласно которому уполномоченному банку в сфере жилищного строительства предоставляется государственная поддержка в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. В этом случае законопроект необходимо согласовать с положением пункта 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующим условия выделения бюджетных ассигнований на принятие новых расходных обязательств.
Учитывая, что законопроект содержит положения, определяющие деятельность Банка России, является необходимым соблюдение требований статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Положение пункта 16 части 3 проектируемой статьи 9.3 Закона о публично-правовой компании, согласно которому по отдельному счету не допускается совершение "иных операций, не предусмотренных статьей 18 Закона о долевом строительстве", нуждается в уточнении, поскольку не позволяет определить пределы усмотрения правоприменителя.
Согласно проектируемым изменениям подпункта 2 пункта 1 статьи 201.1 и абзаца второго пункта 1 статьи 201.12-1 Закона о банкротстве юридическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, машино-места, нежилого помещения или денежные требования, исключается из участников строительства и тем самым из лиц, участвующих в деле о банкротстве застройщика. Данное положение требует обоснования с учетом прав таких лиц на защиту своих имущественных интересов.
Абзац четвертый проектируемого пункта 3.1 статьи 201.4 Закона о банкротстве, позволяющий конкурсному управляющему исключать неподтвержденные требования из реестра требований участников строительства, следует соотнести с нормами, в соответствии с которыми требования, включенные конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов, могут быть исключены арбитражным судом по результатам проверки обоснованности возражения, заявленного другим участником банкротства (статьи 60 и 201.4 Закона о банкротстве).
Проектируемая редакция пункта 6 статьи 201.4 Закона о банкротстве создает правовую неопределенность: с одной стороны в абзаце 4 проектируемого пункта 3.1 статьи 201.4 закреплен общий подход, согласно которому, если нет подтверждения факта полной или частичной оплаты, то конкурсный управляющий самостоятельно исключает требование из реестра требований участников строительства; с другой стороны - в случае уступки прав требований подтверждения факта полной или частичной оплаты не требуется.
Проектируемое изменение абзаца первого пункта 4 статьи 201.11 Закона о банкротстве не согласуются с проектируемой редакцией пункта 1, из которой не следует, что Фонд должен обратиться в арбитражный суд с ходатайством о передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
Поскольку пункт 2 статьи 201.12-1 Закона о банкротстве признается утратившим силу, неясно, каким образом будет привлекаться иной застройщик согласно подпункту 3 пункта 4 данной статьи. Полагаем, в законопроекте следует отразить, что в случае принятия Фондом решения о нецелесообразности финансирования конкурсный управляющий осуществляет разумные необходимые действия для поиска и привлечения иного застройщика, который будет являться приобретателем в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
Согласно части 7 проектируемой статьи 9.2 Закона о публично-правовой компании неисполнение уполномоченным банком в сфере жилищного строительства обязанностей, установленных статьями 9.2, 9.3 и 9.4 данного Закона, является основанием для применения мер, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и для привлечения должностных лиц уполномоченного банка к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим отмечаем, что в Кодексе не предусмотрена административная ответственность должностных лиц уполномоченного банка за указанные действия.
В статье 5 законопроекта предлагаются изменения в Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающие возможность направления средств материнского (семейного) капитала на счет эскроу, бенефициаром по которому является лицо, осуществляющее отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения. Вместе с тем в соответствии со статьей 15.5 Закона о долевом строительстве договор счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве прекращается при расторжении договора участия в долевом строительстве либо при отказе от договора участия в долевом строительстве в одностороннем порядке. В части 8 этой статьи предусмотрен порядок возврата денежных средств участнику долевого строительства (в данном случае гражданину Российской Федерации, использующему средства материнского (семейного) капитала) без каких-либо дополнительных условий.
Учитывая, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется в рамках определенных в статье 7 Федерального закона N 256 направлений для использования указанных средств, в том числе для обеспечения возможности улучшения жилищных условий, следует предусмотреть порядок дальнейшего использования средств материнского (семейного) капитала с учетом их целевого назначения.
Юридико-технические замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.