Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 498195-7 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(новая редакция)
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствовании распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" установлены новые виды квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы).
Новая редакция статьи 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", в которой устанавливается перечень указанных квот добычи (вылова) водных биоресурсов, вступила в силу 1 января 2018 года. На соответствующие виды квот распределяются, в том числе общие допустимые уловы водных биоресурсов в морских водах.
Начиная с января 2018 запущен процесс реализации соответствующих изменений, который состоит в том числе в перезаключении действующих договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на новый срок (15 лет), а также реализации инвестиционных проектов по строительству на российских верфях рыбопромысловых судов и береговых перерабатывающих заводов в рамках законодательства об инвестиционных квотах.
В соответствии с действующим законодательством установлен порядок и очередность распределения величины общего допустимого улова по соответствующим видам квот:
квоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;
квоты для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;
квоты для осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства);
квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в ИЭЗ РФ для иностранных государств;
квоты для осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
квоты для организации любительского и спортивного рыболовства;
квоты, предоставленные на инвестиционные цели;
квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах).
Такой перечень видов квот и порядок их распределения позволяют прогнозировать долгосрочную производственную и финансовую деятельность компаний, а также сроки окупаемости инвестиционных проектов.
В случае установления в будущем еще одного или нескольких видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов они будут иметь первоочередное преимущество перед квотами добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах. Таким образом, введение нового вида квот приведет к фактическому снижению (в абсолютных величинах) объемов добычи (вылова) водных биоресурсов компаниями, с которыми на 15 лет перезаключены договоры о закреплении долей квот. С правовой точки зрения это является существенным изменением условий договора, что не допускается гражданским законодательством в одностороннем порядке.
Такая ситуация исключает возможность стабильной работы действующих предприятий в текущей ситуации, в среднесрочной и долгосрочной перспективах, делает невозможной инвестиционную деятельность и может привести к экономической нецелесообразности ведения бизнеса в рыбном хозяйстве и негативным социальным последствиям, таким как сокращение рабочих мест, сокращение заработков, сокращение социальной ответственности предприятий.
Фактически разрушается базовый "исторический" принцип законодательства о рыболовстве, так как доли квот, закрепленные по нему, наполняются физическими объемами по остаточному принципу.
В августе 2018 года обсуждение вопроса об изменении "исторического принципа" перешло в практическую плоскость в связи с Распоряжением Правительства РФ N 1697-р от 16.08.2018 г., об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы.
Создана существенная предпосылка введения нового вида квоты - аукционной квоты. Дорожной картой предлагается в течение 2018 - 2018 года установить:
- распределение 50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме;
- механизм выделения по заданным критериям и на регулярной основе (раз в 3 - 5 лет) части квот из ранее распределявшегося по "историческому принципу" объема квот, которая должна будет предоставляться путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с официальными расчетами Федерального агентства по рыболовству от распределения 50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, путем проведения аукциона планируется пополнить бюджет Российской Федерации на 82 млрд. рублей. При этом срок заключения договора с победителем аукциона составит 15 лет, а фактически размер одного лота будет составлять порядка 1000 тонн различных видов краба.
Из данных параметров следует, что фактическая бюджетная эффективность от проведения аукционов составит порядка 5,5 млрд. рублей в год, а малые и средние предприятия будут лишены фактической возможности участия в аукционах.
С другой стороны, распределения 50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, путем проведения аукциона является фактическим изъятием у действующих предприятий половины квот - основного производственного ресурса и для сохранения этого производственного ресурса предприятия будут вынуждены участвовать в аукционах.
Анализ отрасли показывает, что годовая выручка в крабовом сегменте в 2017 г. составила 53 - 55 млрд. руб., а чистая прибыль 27 - 29 млрд руб. Собственных средств для единовременного изъятия на аукционы в размере 82 млрд. рублей в отрасли нет. Накопленная, ликвидная нераспределенная прибыль, которая может быть направлена на эти цели, не превышает 10 - 15 млрд. рублей. Все это может стать непосильно финансовой ношей для предприятий, добывающих краба и привести к разрушению исторически сложившегося за предыдущие 18 лет крабового сегмента отрасли.
Результатом отказа от "исторического принципа" в крабовом сегменте и переход на аукционные квоты может стать:
- полное или частичное прекращение деятельности порядка 90 предприятий, осуществляющих промысел краба, особенно малых и средний предприятий;
- полное или частичное прекращение промысловой деятельности 130 среднетоннажных судов;
- потеря рабочих мест для более чем 6000 человек непосредственно связанных с промыслом краба;
- рост безработицы и социальной напряженности в прибрежных субъектах Российской Федерации, снижение налоговых поступлений в региональные бюджеты;
- отмена действующих и согласованных контрактов на строительство 17 рыбопромысловых судов на судостроительных верфях Дальнего Востока на сумму свыше 30 млрд. рублей и 10 рыбопромысловых судов на судостроительных верфях европейской части России на сумму 25 млрд. рублей;
- отказу от инициированного на Восточном экономическом форуме - 2017 инвестиционного проекта по строительству в Приморском крае современной судоверфи АО "Пелла" стоимостью 7 млрд. рублей;
- отказ от строительства берегового перерабатывающего комплекса на острове Шикотан стоимостью 6 млрд. рублей;
- существенному снижению доверия бизнеса к стабильности законодательных основ и как следствие сокращению общей инвестиционной активности;
- повышению показателей кредитного риска при кредитовании рыбопромышленных предприятий отечественными финансово-кредитными учреждениями;
- сокращению горизонта планирования и значительному усилению у значительной части бизнеса мотивации "жить сегодняшним днем", мотивации скорейшего получения сверхприбылей.
В связи с обсуждением вопроса о введении аукционов в отношении крабовых квот приостановлена реализация законодательства об инвестиционных квотах.
Несмотря на Распоряжение Правительства РФ N 764-р от 20.04.2017 в котором с 1 января 2018 года в отношении крабов должна выделяться квоты на инвестиционные цели, до настоящего момента не утверждены требования к судам как объектам инвестиций. Это делает невозможным инвестиционную деятельность по строительству судов на российских верфях, что негативно влияет не только на рыбную отрасль, но и на смежные отрасли.
В целом инвестиционная программа предприятий в активе квот которых есть крабовые объекты промысла на 2018 - 2027 годы предполагает строительство более 60 новых судов, в подавляющей части в замену отслуживших срок более 30 лет, а также вложения в мощности по береговой переработке, промысел перспективных объектов, береговую инфраструктуру. Значительная часть этой программы должна быть осуществлена в рамках инвестиционных квот.
Стоимостные объемы программы в 2018 - 2022 годах - 107 млрд. рублей, в т.ч. строительство новых судов - 81 млрд. рублей; в 2023 - 2028 годах - 48 млрд. рублей, в т.ч. судов - 36 млрд. рублей. Всего в 2018 - 2027 годах - 155 млрд. рублей, в т.ч. судов - 117 млрд. рублей. А общий мультипликативный эффект, включая смежные отрасли может составить 250 - 300 млрд рублей.
Таким образом, предполагаемая бюджетная эффективность от аукционов (единовременное поступление в бюджет 82 млрд. рублей) несравнима с эффективностью сохранения действующей системы распределения квот как для рыбодобывающей отрасли, так и смежных отраслей.
А если предполагаемую выручку от аукционов распределить на 15 лет, именно на такой срок будут заключаться договоры о закреплении аукционных квот, то ежегодная бюджетная эффективность аукционов (5,5 млрд. рублей) будет сопоставима с платой крабодобывающими компаниями ставки сбора за пользование водными биоресурсами (4,1 млрд. руб.) в соответствии с планируемыми с 2019 года изменениями налогового законодательства.
С целью преодоления данной ситуации, гарантии стабильности действующего законодательства, сохранения и стимулирования инвестиционной активности, предотвращения социально-экономических последствий для субъектов Российской Федерации представляется целесообразным ввести законодательное ограничение на установление новых видов квот добычи (вылова) водных биоресурсов в течение пятнадцатилетнего срока действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.