Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в сфере социального развития
1. Индексация публичных нормативных обязательств с 1 февраля ежегодно на фактически установленный уровень потребительских цен за предшествующий год: оценочно в 2019 году - на 3,4 процента, в 2020 году - на 4,3 процента, в 2021 году - на 3,8 процента.
2. В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" предусматривается увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2019 года на 1,0 процента и установление его в сумме 11 280 рублей, что соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал 2018 года.
На 2020 и 2021 годы учтено ежегодное увеличение МРОТ с 1 января оценочно в 2020 году - на 2,9 процента, в 2021 году - на 2,0 процента.
3. Повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом темпа роста номинальной начисленной заработной платы к предыдущему году в 2019 году - на 6,0 процента, в 2020 году - на 5,4 процента, в 2021 году - на 6,6 процента.
4. Индексация заработной платы работников федеральных государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, денежного содержания судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 октября ежегодно в соответствии с прогнозным уровнем инфляции в соответствующем году (в 2019 году - на 4,3 процента, в 2020 году - на 3,8 процента, в 2021 году - на 4,0 процента).
5. Индексация стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов с 1 сентября ежегодно на прогнозный уровень инфляции в соответствующем году.
6. Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января ежегодно, в 2019 году - на 7,05 процента, в 2020 году - на 6,6 процента, в 2021 году - на 6,3 процента.
7. Индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля ежегодно в соответствии с законодательством Российской Федерации на прогнозный показатель роста прожиточного минимума пенсионера: в 2019 году - на 2,4 процента, в 2020 году - на 3,9 процента, в 2021 году - на 2,7 процента.
8. В межбюджетных трансфертах, передаваемых из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов, средства на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование предусмотрены с учетом установления с 2019 года тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22,0 процента вместо 26,0 процента и прекращения действия пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков.
9. Статьей 8 законопроекта определяются особенности установления отдельных расходных обязательств Российской Федерации и использования бюджетных ассигнований в сфере социального обеспечения населения.
Частью 1 указанной статьи размер материнского (семейного) капитала в 2019 году устанавливается в сумме 453 026,0 рубля, то есть сохраняется на уровне 2018 года.
Частью 5 указанной статьи величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2019 год устанавливается в размере 8 846,0 рубля, что составляет 101,3 процента от размера, установленного на 2018 год.
10. Изменение размеров компенсационных выплат, установленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения с постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет, в размере 1 200 рублей ежемесячно, и ежемесячные выплаты, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" неработающему трудоспособному родителю (усыновителю), опекуну (попечителю), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, в размере 5 500 рублей и 1 200 рублей другим неработающим лицам, осуществляющим уход за данной категорией граждан, в 2019-2021 годах не предусматривается.
Расходы федерального бюджета в 2019-2021 годах в разрезе государственных программ Российской Федерации
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2018 года, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" является ответственным за рассмотрение государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм): "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011-2020 годы", "Содействие занятости населения".
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан"
Расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах.
млн рублей
Наименование |
2018 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2018) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
к 2018 г. % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2020 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
1 308 649,6 |
1 375 462,9 |
105,1 |
104,7 |
1 417 576,1 |
103,6 |
107,6 |
1 316 714,0 |
102,1 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
809 641,5 |
833 954,1 |
103,0 |
97,1 |
846 475,6 |
101,5 |
96,6 |
857 873,8 |
101,3 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
264,1 |
584,5 |
221,4 |
180,1 |
2 363,6 |
404,6 |
711,6 |
2 374,5 |
100,5 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
492 682,6 |
529 987,2 |
107,5 |
118,2 |
557 464,7 |
105,1 |
128,1 |
575 428,7 |
103,2 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 821,3 |
1 363,5 |
74,8 |
236,9 |
806,6 |
59,1 |
140,0 |
642,0 |
79,6 |
Подпрограмма "Старшее поколение" |
4 218,7 |
9 552,3 |
226,4 |
206,8 |
10 444,3 |
109,3 |
226,3 |
10 594,8 |
101,4 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан" |
21,4 |
21,3 |
99,5 |
98,4 |
21,3 |
100,0 |
97,8 |
21,3 |
100,0 |
Следует отметить, что в структуре расходов, предусмотренных для целей финансирования госпрограммы как в предшествующие периоды, так и на рассматриваемый период 2019-2021 годов, более 99 процентов от общего объема составляют средства на исполнение публичных нормативных обязательств в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные законопроектом на реализацию госпрограммы в целом, по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов" N 362-ФЗ (далее - Закон N 362-ФЗ), в 2019 году увеличены на 4,7 процента, в 2020 году - на 7,6 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 2,1 процента.
Одновременно следует обратить внимание, что в соответствии со сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 сентября 2018 года бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2018 году сокращены на 19,1 млрд рублей, или на 1,5 процента к назначениям, первоначально установленным Законом N 362-ФЗ.
Аналогичная корректировка по сокращению бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы осуществлялась в 2017 году, согласно итоговой сводной бюджетной росписи на 2017 год ассигнования по отношению к первоначально установленным были сокращены на 1,0 процента, а исполнение бюджетных назначений в 2017 году к первоначально установленным составило 95,6 процента (экономия составила 58,3 млрд рублей).
Согласно пояснительной записке на изменение параметров финансового обеспечения госпрограммы повлияло применение вышеуказанных общих подходов к формированию расходов федерального бюджета на рассматриваемый период.
1.1. Подпрограмма "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, уменьшены в 2019 году на 2,9 процента, в 2020 году - на 3,4 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 1,3 процента.
Следует обратить внимание, что в соответствии со сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 сентября 2018 года бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы в 2018 году уменьшены на 40,9 млрд рублей, или на 4,8 процента к назначениям, изначально установленным Законом N 362-ФЗ.
Согласно пояснительной записке к законопроекту изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено уточнением (преимущественно сокращением) численности получателей мер социальной поддержки и ежемесячных денежных выплат, а также сокращением бюджетных ассигнований на предоставление социальных доплат к пенсии в связи ожидаемым увеличением размеров пенсий, обусловленным принятыми изменениями в пенсионное законодательство Российской Федерации.
Самое существенное сокращение бюджетных ассигнований предусматривается по расходам на предоставление социальных доплат к пенсии: по сравнению с объемами, установленными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 13,1 млрд рублей, в 2020 году - на 20,7 млрд рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, планируемыми законопроектом на 2020 год, - на 6,3 млрд рублей.
Согласно сведениям, представленным в проекте паспорта госпрограммы, в состав подпрограммы включено 21 основное мероприятие.
Законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение одного мероприятия: "Предоставление отдельным категориям граждан государственной помощи в виде набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения, проезда к месту лечения и обратно, а также проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения", которые в связи с особенностями формирования объема средств на указанные цели будут установлены позднее в сводной бюджетной росписи на очередной финансовый год.
Следует отметить, что проектом паспорта госпрограммы для данной подпрограммы установлены показатели (индикаторы): "Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь" и "Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта" с соответствующими плановыми значениями на рассматриваемый период 2019-2021 годов. В то же время само мероприятие, по результатам реализации которого определяются вышеуказанные индикаторы, в проекте паспорта отсутствует.
1.2. Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году в 1,8 раза, в 2020 году - 7,1 раза, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, - на 0,5 процента.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы связывается с реализацией мероприятий по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография". Бюджетные ассигнования на указанные цели предусмотрены в 2019 году в объеме 295,0 млн рублей, в 2020-2021 годах 2 068,7 млн рублей ежегодно.
Однако следует отметить, что по данной подпрограмме в 2015-2017 годах фактически на те же цели и в объемах, значительно превышающих запланированный объем ассигнований на 2019 год, предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия "Оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на осуществление мероприятий по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания". В 2017 году исполнение расходов на реализацию подпрограммы в целом составило 1,1 млрд рублей, что в два раза превышает объем ассигнований, запланированный на 2019 год.
Законопроектом не предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение одного из 5 мероприятий, включенных согласно проекту паспорта госпрограммы в состав подпрограммы: "Совершенствование системы социального обслуживания граждан". Причины в пояснительной записке не приводятся.
1.3. Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году на 18,2 процента, в 2020 году - на 28,1 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, - на 3,2 процента.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы объясняется:
прогнозируемым сокращением численности получателей пособий и иных выплат, предусмотренных при рождении и воспитании детей;
интеграцией основных мероприятий "Оказание социальной поддержки многодетным семьям" и "Предоставление материнского (семейного) капитала" подпрограммы в составе федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" с планируемым увеличением объема бюджетных ассигнований на реализацию отдельных мероприятий указанного федерального проекта, в том числе на:
ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
предоставление материнского (семейного) капитала (в связи с осуществлением ежемесячных выплат при рождении второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала);
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей.
Всего по подпрограмме согласно представленному проекту паспорта госпрограммы предусматривается к реализации 6 основных мероприятий и вышеуказанный федеральный проект, который в проекте паспорта не раскрывается на структурные элементы.
Полагаем необходимым в паспорте госпрограммы отразить структурные элементы вышеуказанного федерального проекта с указанием направления реализации и соответствующими объемами финансового обеспечения каждого из них.
1.4. Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
В рамках данной подпрограммы на государственную поддержку отдельных общественных организаций в 2019 году планируется увеличение бюджетных ассигнований по отношению к назначениям, установленным на 2018 год (без учета дополнительных ассигнований, выделенных в текущем году Федерации независимых профсоюзов и Академии труда и социальных отношений на погашение задолженности по кредитам), на 212,0 млн рублей (см. Приложение к настоящему заключению).
В соответствии с приложением 23 к законопроекту в 2019 году предусматривается предоставление субсидий федерального бюджета пяти новым общественным организациям, которым ранее такие субсидии не предоставлялись:
"Всероссийская общественная организация "Союз композиторов России" (на социальную поддержку деятелей культуры), - в объеме 8,0 млн рублей;
"Некоммерческая организация "Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным" (на проекты социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц, освобождающихся из мест принудительного содержания), - в объеме 7,1 млн рублей;
"Московская городская общественная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", - в объеме 24,0 млн рублей;
"Фонд "Увековечения памяти жертв политических репрессий", - в объеме 8,0 млн рублей;
"Благотворительный фонд "Память поколений", - в объеме 21,0 млн рублей.
В то же время "Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов - жертв политических репрессий", которой оказывалась ежегодная государственная поддержка с 2003 года, субсидии на 2019 год законопроектом не предусмотрены. Комитет считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению это исправить.
Комитет считает необоснованным включение на предоставление субсидий федерального бюджета в составе госпрограммы "Социальная поддержка граждан" общественных организаций: "Московская городская общественная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", "Фонд "Увековечения памяти жертв политических репрессий", "Всероссийская общественная организация "Союз журналистов России".
Требует обоснования и предлагаемое увеличение в 2019 году по сравнению с 2018 годом в 3,5 раза субсидий Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" (с 23,4 до 82,4 млн рублей), и в 4,6 раза общественной организации "Союз женщин России" (с 18,0 до 83,5 млн рублей). При этом субсидии федерального бюджета "Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов", "Общероссийской общественной организации ветеранов "Российский союз ветеранов", "Всероссийской общественной организации ветеранов Героев, Кавалеров Государственных наград и лауреатов Государственных премий "Трудовая доблесть России", софинансирование уставной деятельности которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, предусматриваются на уровне текущего года, а в 2017 году были даже уменьшены по отношению к 2016 году.
Кроме того, требует обсуждения вопрос о целесообразности предоставления государственных субсидий благотворительным фондам, которые осуществляют свою деятельность на основе партнерства с коммерческими организациями и государственными корпорациями. Количество таких фондов, которым предоставляются субсидии федерального бюджета, увеличилось с 2-х в 2012 году, до 7-ми в планируемом 2019 году.
Комитет считает более правильным подходом использования бюджетных ресурсов на государственную поддержку институтов гражданского общества, - увеличить финансирование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания и реабилитации инвалидов, и уже за многие годы зарекомендовавших себя положительными результатами своей деятельности.
1.5. Подпрограмма "Старшее поколение"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году в 2 раза, в 2020 году - в 2,2 раза, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, - на 1,4 процента.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы объясняется началом реализации в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" с финансовым обеспечением в 2019 году в сумме 4,4 млрд рублей, в 2020 году - 5,9 млрд рублей, в 2021 году - 5,9 млрд рублей, в том числе на:
повышение эффективности организаций социального обслуживания и ликвидация очередей в них (в 2019 году - 2,0 млрд рублей, в 2020 году - 5,8 млрд рублей, в 2021 году - 5,9 млрд рублей);
межбюджетные трансферты на приобретение автотранспорта (в 2019 году - 2,2 млрд рублей).
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается к реализации 2 основных мероприятия и вышеуказанный федеральный проект, который также как и в подпрограмме 1.4 в проекте паспорта не раскрывается на структурные элементы.
Полагаем необходимым в паспорте госпрограммы отразить структурные элементы вышеуказанного федерального проекта с указанием направления реализации и соответствующими объемами финансового обеспечения каждого из них.
1.6. Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан"
По подпрограмме бюджетные ассигнования на 2019-2021 годы запланированы на уровне 2018 года, - в объеме 21,3 млн рублей ежегодно.
При этом следует обратить внимание, что исполнение расходов по указанной подпрограмме за 2017 год составило 60,1 процента, за 2016 год - 58,4 процента от установленных федеральными законами назначений на соответствующий финансовый год.
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы"
Расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах.
млн рублей
Наименование |
2018 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2018) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
к 2018 г. % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2020 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
53 759,3 |
53 762,6 |
99,9 |
106,1 |
54 530,6 |
99,7 |
106,7 |
55 626,6 |
102,0 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
1 581,6 |
1 089,5 |
68,8 |
101,4 |
1 089,9 |
100,0 |
101,4 |
1 090,3 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов" |
34 193,6 |
34 452,7 |
100,7 |
102,2 |
34 504,5 |
100,1 |
102,5 |
34 510,1 |
100,0 |
Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы" |
17 984,1 |
18 220,5 |
101,3 |
114,7 |
18 936,3 |
103,9 |
115,5 |
20 026,2 |
105,8 |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные законопроектом на реализацию госпрограммы в целом по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 6,1 процента, в 2020 году - на 6,7 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 2,0 процента.
В то же время объем ассигнований, планируемый на реализацию госпрограммы в 2019 году по отношению к уровню 2018 года составляет 99,9 процента, в 2020 году от запланированного уровня 2019 года - 99,7 процента, то есть с незначительным сокращением.
2.1. Подпрограмма "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию мероприятий подпрограммы в 2019 году, также как и при планировании расходов на текущий период, сокращаются, и составят от уровня 2018 года - 68,8 процента (см. таблицу). Объем ассигнований в 2020-2021 годах планируется на уровне, предусмотренном на 2019 год.
Сокращение финансового обеспечения подпрограммы на планируемый период обусловливается значительным сокращением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения": в 2019 году по сравнению с 2018 годом - на 41,6 процента (в 2018 году сокращение на 49,1 процента), в 2020-201 годах ассигнования предусматриваются на уровне, запланированном на 2019 год.
Сокращение ассигнований по данному мероприятию Правительство Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2018-2020 годы объясняло завершением в 2018 году софинансирования мероприятий по формированию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в отраслях социальной сферы.
Однако потребность в оказании финансового содействия субъектам Российской Федерации в реализации мероприятий на указанные цели по-прежнему сохраняется. Согласно сведениям к проекту паспорта госпрограммы в 2018-2021 годах ожидается следующее достижение прогнозных показателей выполнения подпрограммы:
Таким образом, как следует из приведенных данных, динамика роста показателей в планируемый период практически приостанавливается.
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 5 основных мероприятий, по одному из них: "Реализация мероприятий, направленных на расширение использования русского жестового языка", бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены (в 2018 году предусмотрено 1,8 млн рублей). Причины в пояснительной записке не приводятся.
2.2. Подпрограмма "Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году на 2,2 процента, в 2020 году - на 2,5 процента, в 2021 году предусмотрены в объеме, запланированном на 2020 год.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено увеличением бюджетных ассигнований:
по основному мероприятию "Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов", - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 149,7 млн рублей, в 2020 году - на 140,7 млн рублей (Федеральному центру научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на организационно-методическое обеспечение формирования и развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, подготовку научно обоснованных предложений по разработке и актуализации стандартов по основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов);
по основному мероприятию "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов", - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2020 году на 130,0 млн рублей в связи с планируемым увеличением количества субъектов Российской Федерации, участвующих в мероприятиях в сфере реабилитации и абилитации инвалидов.
Бюджетные ассигнования по основному мероприятию подпрограммы: "Оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов и иным некоммерческим организациям", на период 2019-2021 годов запланированы на уровне текущего года, то есть в объеме 1 971,8 млн рублей ежегодно, в том числе:
субсидии на оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов, - 1 499,8 млн рублей;
субсидии отдельным некоммерческим организациям на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов и защиту прав и интересов инвалидов, - 275,9 млн рублей.
Следует обратить внимание, что субсидии на указанные цели не увеличиваются с 2015 года (см. Приложение к настоящему заключению).
С учетом важности выполняемой указанными некоммерческим организациям функции по осуществлению ими деятельности, направленной на решение социальных вопросов и защиту прав и интересов инвалидов, достигнутых положительных результатов в предшествующие периоды, а также увеличением с 2018 года МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, необходимо предусмотреть на 2019-2021 годы увеличение указанных субсидий.
В составе подпрограммы предусматриваются средства на финансовое обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий (ТСР).
В целом на указанные мероприятия ассигнования на 2019-2020 годы запланированы на уровне 2018 года, - в объеме 31,1 млрд рублей ежегодно.
Из них, трансферты Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на реализацию указанных полномочий запланированы в объеме 28,8 млрд рублей ежегодно, с небольшим увеличением по сравнению с 2018 годом на 1,6 млрд рублей, или на 5,8 процента.
Это увеличение связано с тем, что с 1 января 2019 года Фонду передаются полномочия по обеспечению инвалидов ТСР еще от четырех субъектов Российской Федерации (Брянская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области).
При этом комитет вновь обращает внимание, что бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, передаваемые в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотрены в объеме, рассчитанном не в полном соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137. По оценкам комитета объем ассигнований на указанные цели на период 2019-2021 годов должен составить в пределах 34,0-35,0 млрд рублей ежегодно
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 6 основных мероприятий, по одному их них: "Реализация мероприятий, направленных на формирование современной отечественной отрасли производства товаров для инвалидов, в том силе средств реабилитации", бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены. Причины в пояснительной записке не приводятся.
2.3. Подпрограмма "Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году на 14,7 процента, в 2020 году - на 15,5 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, на 5,8 процента.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы в основном обусловлено предусмотренным с 2018 года повышением заработной платы врачам и медицинскому персоналу федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с заданными целевыми показателями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 5 основных мероприятий, по двум их них: "Организация и проведение пилотных проектом в субъектах Российской Федерации" и "Укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы" (на данное мероприятие в 2018 году было предусмотрено 41,6 млн рублей) бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены. Причины в пояснительной записке не приводятся.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения"
Расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы на реализацию госпрограммы в целом и в разрезе подпрограмм запланированы в следующих объемах.
млн рублей
Наименование |
2018 год (сводная бюджетная роспись на 01.09.2018) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
к 2018 г. % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2019 г., % |
к закону N 362-ФЗ, % |
к проекту на 2020 г., % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
45 317,5 |
65 372,2 |
144,4 |
144,2 |
67 037,6 |
102,5 |
145,7 |
67 206,8 |
100,3 |
в том числе: |
|
||||||||
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
40 621,1 |
61 143,3 |
150,5 |
147,7 |
63 166,0 |
103,3 |
149,8 |
63 242,9 |
100,1 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
4 528,0 |
4 160,4 |
91,8 |
107,3 |
3 803,1 |
91,4 |
100,9 |
3 895,4 |
102,4 |
Подпрограмма "Безопасный труд" |
68,5 |
68,5 |
100,0 |
100,0 |
68,5 |
100,0 |
100,0 |
68,5 |
100,0 |
Бюджетные ассигнования, предусмотренные законопроектом на реализацию госпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 44,2 процента, в 2020 году - на 145,7 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 0,3 процента.
Изменение параметров финансового обеспечения госпрограммы обусловлено применением общих подходов к формированию законопроекта.
Наиболее существенным фактором, повлиявшим на изменение расходов на реализацию госпрограммы, является формирование федеральных проектов в рамках национальных проектов "Демография", "Производительность труда и поддержка занятости" и "Образование", предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
3.1. Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году на 147,7 процента, в 2020 году - на 149,8 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, на 0,1 процента.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено:
по основному мероприятию "Социальные выплаты безработным гражданам и оптимизация критериев назначения и размеров пособия по безработице" - увеличением расходов на социальные выплаты безработным гражданам в связи с увеличением размеров пособий по безработице гражданам предпенсионного возраста;
реализацией мероприятий федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности" по переобучению - повышению квалификации работников предприятий - участников федерального проекта, возмещением части затрат работодателям, а также по модернизации инфраструктуры занятости населения (предусмотрено бюджетных ассигнований: в 2019 году - в объеме 2 165,2 млн рублей, в 2020 году - в объеме 1 730,6 млн рублей, в 2021 году - в объеме 1 817,5 млн рублей);
реализацией мероприятий федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" по организации переобучения и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (предусмотрено бюджетных ассигнований: в 2020-2021 годах - в объеме 1 884,5 млн рублей ежегодно);
реализацией мероприятий федерального проекта "Старшее поколение" по профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста (предусмотрено бюджетных ассигнований: в 2019-2021 годах - в объеме 5 000,0 млн рублей ежегодно);
В связи с указанными изменениями в структуре госпрограммы и ее финансового обеспечения планируется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год", в котором предлагается установить на 2019 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную величину пособия по безработице в размере 8000 рублей, максимальную величину пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста (за пять лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно) в размере 11 280 рублей.
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 6 основных мероприятий и три федеральных проекта, по трем основным мероприятиям: "Разработка нормативной правовой и методической базы в сфере занятости населения", "Защита национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы" и "Реализация отдельных мероприятий приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержки занятости", бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены. Пояснения даются только по мероприятию "Реализация отдельных мероприятий приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержки занятости" (в связи с началом реализации федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности").
Следует также отметить, что федеральные проекты подпрограммы в проекте паспорта госпрограммы не раскрывается на структурные элементы.
Полагаем необходимым в паспорте госпрограммы отразить структурные элементы вышеуказанных федеральных проектов с указанием направления реализации и соответствующими объемами финансового обеспечения каждого из них.
3.2. Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличены в 2019 году на 7,7 процента, в 2020 году - на 0,9 процента, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, на 2,4 процента.
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 6 основных мероприятий, по двум их них: "Содействие увеличению размера реальной заработной платы" и "Реализация отдельных мероприятий приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены. Причины в пояснительной записке не приводятся.
Нумерация подпрограмм приводится в соответствии с источником
3.2. Подпрограмма "Безопасный труд"
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий подпрограммы на 2019-2021 годы запланированы в объеме 68,5 млн рублей ежегодно (на уровне 2018 года).
Всего по подпрограмме согласно проекту паспорта госпрограммы предусматривается 3 основных мероприятия, по одному них: "Стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах" бюджетные ассигнования на рассматриваемый период не предусмотрены. Причины в пояснительной записке не приводятся.
Выводы и предложения
1. Проектом федерального бюджета на 2019-2020 годы не предусматриваются средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в связи с прогнозируемым дефицитом бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В качестве источника покрытия дефицита бюджета Фонда по данному виду страхования Правительством Российской Федерации предлагается привлечение остатка средств страхового резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, образовавшегося на начало планируемого финансового года.
Комитет считает, и неоднократно отмечал ранее, что подобная практика нарушает принципы социального страхования, установленные Федеральными законами "Об основах обязательного социального страхования" и "Обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
2. Законопроектом предусматривается на 2019-2021 годы ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (по отношению к предыдущему финансовому периоду: в 2019 году - на 66,8 млрд рублей, или на 5,1 процента, в 2020 году на - 42,1 66,8 млрд рублей, или на 3,5 процента, в 2021 году - 29,3 66,8 млрд рублей, или на 2,1 процента).
При этом комитет обращает внимание, что в соответствии со сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 сентября 2018 года бюджетные ассигнования на реализацию указанной госпрограммы в 2018 году сокращены на 19,1 млрд рублей, или на 1,5 процента к назначениям, первоначально установленным Законом N 362-ФЗ. Аналогичная корректировка по сокращению бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы осуществлялась в 2017 году, а исполнение бюджетных назначений в 2017 году к первоначально установленным составило 95,6 процента (экономия - 58,3 млрд рублей).
3. Бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2020 годы существенно сокращены на планируемый период 2019-2021 годов по сравнению с уровнем 2018 года (на 41,6 процента).
В то же время потребность в оказании финансового содействия субъектам Российской Федерации в реализации мероприятий на указанные цели по-прежнему сохраняется, прежде всего в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью.
В связи с чем, комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования по основному мероприятию "Содействие реализации мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" госпрограммы на весь рассматриваемый период как минимум до уровня текущего года (в объеме 1 162,0 млн рублей ежегодно).
4. Бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, передаваемые в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотрены в объеме, рассчитанном не в полном соответствии с Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1137. По оценкам комитета объем ассигнований на указанные цели на период 2019-2021 годов должен составить в пределах 34,0-35,0 млрд рублей ежегодно.
5. Бюджетные ассигнования на оказание государственной поддержки отдельным общественным организациям, предусмотренные в рамках госпрограммы "Социальная поддержка граждан", планируется увеличить в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 212,0 млн рублей (см. Приложение к настоящему заключению).
В 2019 году предусматривается предоставление субсидий федерального бюджета пяти новым общественным организациям, которым ранее такие субсидии не предоставлялись (см. выше на стр. 8).
В то же время "Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов - жертв политических репрессий", которой оказывалась ежегодная государственная поддержка с 2003 года, субсидии на 2019 год законопроектом не предусмотрены. Комитет считает необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению это исправить.
Комитет считает необоснованным включение на предоставление субсидий федерального бюджета в составе госпрограммы "Социальная поддержка граждан" общественным организациям: "Московская городская общественная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы", "Фонд "Увековечения памяти жертв политических репрессий", "Всероссийская общественная организация "Союз журналистов России".
Требует обоснования и предлагаемое увеличение в 2019 году по сравнению с 2018 годом в 3,5 раза субсидий Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" (с 23,4 до 82,4 млн рублей), и в 4,6 раза общественной организации "Союз женщин России" (с 18,0 до 83,5 млн рублей).
Кроме того, требует обсуждения вопрос о целесообразности предоставления государственных субсидий благотворительным фондам, которые осуществляют свою деятельность на основе партнерства с коммерческими организациями и государственными корпорациями. Количество таких фондов, которым предоставляются субсидии федерального бюджета, увеличилось с 2-х в 2012 году, до 7-ми в планируемом 2019 году.
Комитет считает более правильным подходом использования бюджетных ресурсов на государственную поддержку институтов гражданского общества, - увеличить финансирование некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания и реабилитации инвалидов, и уже за многие годы зарекомендовавших себя положительными результатами своей деятельности.
6. Субсидии федерального бюджета на оказание государственной поддержки общественным организациям инвалидов (на компенсацию в связи с отменой льгот по налогам и страховым взносам) и иным некоммерческим организациям на возмещение им затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов и защиту прав и интересов инвалидов, предусмотренные в рамках госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2020 годы", на 2019-2021 годы запланированы в объемах на уровне текущего года, и не меняются с 2015 года.
С учетом важности социальной функции и востребованности мероприятий, выполняемых отдельными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по решению социальных вопросов и защите прав и интересов инвалидов, а также достигнутых положительных результатов в их деятельности в предшествующие периоды и повышением МРОТ до величины прожиточного минимума, следует предусмотреть на 2019-2021 годы увеличение субсидий данным некоммерческим организациям.
7. Принимая во внимание сохраняющуюся высокую численность не обеспеченных жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом N 181-ФЗ и Федеральным законом N 5-ФЗ, комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования на указанные цели, запланированные на рассматриваемый период, в сумме на 4 млрд рублей ежегодно.
С учетом изложенных замечаний и предложений комитет рекомендует проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.