Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который предполагает учет фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.
Прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, заданных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204).
В 2018-2021 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 18 747,5 млрд рублей в 2018 году до 19 969,3 млрд рублей в 2019 году (+6,5% к 2018 году), 20 218,6 млрд рублей в 2020 году (+1,2% к 2019 году) и 20 978,0 млрд рублей в 2021 году (+3,8% к 2020 году). По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2018 году и 18,9% ВВП в 2019 году до 18,3% ВВП в 2020 году и 17,7% ВВП в 2021 году.
Предлагается утвердить общий объем расходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 18 037, 2 млрд рублей, на 2020 год в сумме 18 994,3 млрд рублей, на 2021 год в сумме 20 026, 0 млрд рублей.
В соответствии с законопроектом профицит федерального бюджета в 2019 году составит 1 932,1 млрд рублей, в 2020 году - 1 224,4 млрд рублей, в 2021 году - 952,0 млрд рублей.
Законопроектом предусмотрено распределение расходов федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации 12 национальных проектов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также государственных программ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В составе национальных проектов планируется утвердить более 70 федеральных проектов, на которые, помимо бюджетных ассигнований, ранее предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий, в том числе в рамках приоритетных проектов (программ), предполагается направить дополнительно порядка 8 000,0 млрд рублей в период с 2019 по 2024 годы.
Комитет отмечает, что в рамках отдельных национальных проектов предусмотрена реализация мероприятий, направленных на решение социально-экономических проблем в сельской местности, на развитие сельских территорий.
Национальный проект "Демография" содержит 5 федеральных проектов.
В рамках федерального проекта "Старшее поколение" предусматриваются бюджетные ассигнования, в том числе на проведение дополнительных скринингов лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, на выявление отдельных социально-значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения, с возможностью доставки данных лиц в медицинские организации - в 2019 году в объеме 2 269,6 млн рублей, в 2020 году - 3 452,1 млн рублей, в 2021 году - 915,7 млн рублей;
В рамках федерального проекта "Спорт - норма жизни" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе на предоставление субсидий бюджетам субъектов на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий (развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности) - в 2019 году в объеме 111,3 млн рублей, в 2020 году - 111,3 млн рублей, в 2021 году - 115,9 млн рублей.
Национальный проект "Здравоохранение" содержит 8 федеральных проектов. В рамках федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета, в том числе на:
строительство врачебных амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с численность населения от 101 до 2 000 человек - в 2019 году в объеме 1 700,0 млн рублей, в 2020 году - 5 700,0 млн рублей;
внедрение мобильных медицинских комплексов для населенных пунктов, где проживает менее 100 человек - в 2019 году в объеме 4 000,0 млн рублей, в 2020 году - 3 800,0 млн рублей, в 2021 году - 2 200,0 млн рублей;
оказание экстренной медицинской помощи населению, в том числе проживающему в труднодоступных местностях, с использованием санитарной авиации - в 2019 году в объеме 4 647,0 млн рублей, в 2020 году - 4 840,0 млн рублей, в 2021 году - 5 019,0 млн рублей.
Национальный проект "Образование" содержит 10 федеральных проектов.
В рамках федерального проекта "Современная школа" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета, в том числе на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа - в 2019-2021 годах в объеме 3 000,0 млн рублей ежегодно; на создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования - в 2019 году в объеме 11 000,0 млн рублей, в 2020 году - 8 700,0 млн рублей, в 2021 году - 9 200,0 млн рублей;
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета в том числе на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом - в 2019-2021 годах в объеме 1 455,0 млн рублей ежегодно.
За счет указанной субсидии планируется осуществить мероприятия по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В состав Национального проекта "Культура" входят 3 федеральных проекта.
В рамках федерального проекта "Культурная среда" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
создание (реконструкцию) и капитальный ремонт учреждений культурно-досугового типа в сельской местности - в 2019 году - 2 900,0 млн рублей, в 2020 году - 2 668,0 млн рублей, в 2021 году - 2 668,0 млн рублей;
обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения (автоклубы) - в 2019-2021 годах в объеме 460,0 млн рублей ежегодно.
Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" содержит 5 федеральных проектов.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования только на реализацию Федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" в 2019 году в объеме 1 551,8 млн рублей, в 2020 году - 892,5млн рублей, в 2021 году - 892,5 млн рублей.
Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" содержит 5 федеральных проектов, в том числе "Экспорт продукции агропромышленного комплекса".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 установлено, что экспорт сельхозпродукции из Российской Федерации вырастет до 45 миллиардов долларов в 2024 году с 23 миллиардов в 2018 году. В частности, экспорт зерновых и зернобобовых увеличится до 11,4 миллиарда долларов с 7,6 миллиарда, продукции масложировой отрасли - до 8,6 миллиарда с 3,6 миллиарда, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности - до 8,6 миллиарда долларов с 3,5 миллиарда.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" предусмотрены на 2019 год в объеме 583,2 млн рублей, на 2020 год - 510,1 млн рублей, на 2021 год - 4 723,4 млн рублей на:
содействие деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по расширению доступа на зарубежные рынки продукции российского агропромышленного комплекса, в том числе приобретение оборудования, проведение мониторинговых исследований и разработка информационных систем для обеспечения безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия - в 2019 году в объеме 462,6 млн рублей, в 2020 году - 402,0 млн рублей, в 2021 году - 389,6 млн рублей;
создание и обеспечение функционирования центра анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса и проведение научно-исследовательских работ по изучению потенциальных рынков сбыта продукции российского агропромышленного комплекса - в 2019 году в объеме 120,6 млн рублей, в 2020 году - 108,1 млн рублей, в 2021 году - 109,5 млн рублей;
реализацию мероприятия в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - в 2021 году в объеме 4 224,3 млн рублей.
Комитет отмечает, что предусмотренное законопроектом ресурсное обеспечение недостаточно для реализации соответствующих мер государственной поддержки для достижения поставленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 цели.
Расходы федерального бюджета на 2019-2021 годы, предусмотренные законопроектом, включают бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2019 году в объеме 323 225,9 млн рублей, в 2020 году - 343 046,0 млн рублей, в 2021 году - 408 580,5 млн рублей.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, доля "программных" расходов федерального бюджета в 2019-2020 годах составит порядка 71% (по сравнению с 56 % в 2018 году).
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. N 598, от 15.04.2014 г. N 315, от 19.12.2014 г. N 1421, от 13.01.2017 N 7, от 31.03.2017 г. N 396, от 29.07.2017 г. N 902, от 10.11.2017 г. N 1347, от 13.12.2017 г. N 1544, от 01.03.2018 г. N 214, от 31.07.2018 г. N 890, от 27.08.2018г. N 1002, от 06.09.2018 N 1063.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию мероприятий Госпрограммы, составят в 2019 году 241 446,3 млн рублей ( 1,33% от общей суммы расходов федерального бюджета), в 2020 году - 241 630,2 млн рублей (1,27 % от общей суммы расходов), в 2021 году - 229 412,1 млн рублей (1,14% от общей суммы расходов).
Законопроектом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на Госпрограмму за счет средств федерального бюджета по сравнению с уровнем расходов в 2017 году (исполнение расходов федерального бюджета по Госпрограмме в 2017 году составило 233 773,6 млн рублей).
Вместе с тем, объемы бюджетных ассигнований сокращены по сравнению с уровнем государственной поддержки в 2018 году, с объемами, утвержденными Федеральным законом от 5.12.2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", и уровнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421 на 2019-2020 годы.
млн руб.
Год |
Утвержденная Госпрограмма Постановление 19.12.2014 N 1421 |
ФЗ N 362-ФЗ от 5.12.2017 |
показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1.09.2018 г. |
Законопроект N 556362-7 |
% к утвержденной Госпрограмме Постановление 19.12.2014 N 1421 |
% к 2018 |
2018 |
324 028,1 |
|
253 245,0 |
|
|
|
2019 |
337 775,2 |
242 433,7 |
|
241 446,3 |
71,5 |
95,3 |
2020 |
350 363,6 |
242 448,2 |
|
241 630,2 |
68,9 |
95,4 |
2021 |
|
|
|
229 412,1 |
|
90,6 |
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований уменьшены по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 5.12.2017г.N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон N 362-ФЗ), в 2019 году на 987,5 млн рублей, в 2020 году - на 818,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, уменьшены на 12 218,1 млн рублей.
По сравнению с объемом бюджетных ассигнований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1421, объем недофинансирования мероприятий Госпрограммы, начиная с 2016 года по 2020 год, составит 382 298,3 млн рублей (в 2019 году - 96 328,9 млн рублей, в 2020 году - 108 733,4 млн рублей), а с учетом инфляции 422 215,0 млн рублей.
В Законопроекте расходы федерального бюджета в 2019-2021 годах на реализацию мероприятий Госпрограммы представлены в иной структуре, чем в утвержденной Госпрограмме и в Законе N 362-ФЗ.
В действующей редакции Госпрограммы утверждены 3 ведомственных проекта, 1 приоритетный проект и 10 подпрограмм.
В законопроекте Госпрограмма представлена в следующей структуре:
1. Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса":
1.1. Федеральный проект "Экспорт продукции агропромышленного комплекса";
1.2.Ведомственный проект "Техническая модернизация агропромышленного комплекса", предусматривающий мероприятие по обновлению парка сельскохозяйственной техники.
1.3.Ведомственный проект "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе", в рамках которого предусмотрено:
возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), взятым на развитие АПК до 31 декабря 2016 г.;
компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК;
льготное кредитование предприятий АПК.
1.4. Ведомственный проект "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", предусматривающий субсидии из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по 3-м направлениям:
оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
повышение продуктивности в молочном скотоводстве;
содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.
2. Подпрограмма "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса":
2.1. Основное мероприятие "Реализация функций аппарата ответственного исполнителя госпрограммы", направленное на обеспечение деятельности центрального аппарата Минсельхоза России.
2.2. Ведомственная целевая программа (далее - ВЦП) "Устойчивое развитие сельских территорий".
2.3. Ведомственная целевая программа "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса".
ВЦП предусматривает мероприятия по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции в целях стабилизации цен, обеспечению благоприятной эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации, снижению негативных последствий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанных с наступлением чрезвычайных ситуаций природного характера, а также по созданию государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления АПК.
2.4. Ведомственная целевая программа "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора", ответственным исполнителем которой является Россельхознадзор.
ВЦП предусмотрены мероприятия по созданию условий для предотвращения распространения африканской чумы свиней и снижению риска экономических потерь в промышленном свиноводстве, по повышению качества и безопасности продукции растительного и животного происхождения, находящейся в обращении на территории Российской Федерации, и иные мероприятия, направленные на обеспечение деятельности Россельхознадзора;
2.5. Ведомственная целевая программа "Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса"
ВЦП включает мероприятия по обеспечению сохранности и мобилизации коллекций генетических ресурсов растений, по созданию условий для стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции за счет применения семян новых отечественных сортов и племенной продукции (материала)
2.6. Ведомственная программа "Развитие мелиоративного комплекса России".
млн рублей
Наименование |
2018 год показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г. |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
253 245,0 |
242 433,7 |
241 446,3 |
99,6 |
242 448,2 |
241 630,2 |
99,7 |
229 412,1 |
94,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий" |
16 991,9 |
16 430,9 |
0,0 |
0,0 |
16 824,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Подпрограмма "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" |
179 445,8 |
172 635,0 |
183 317,3 |
106,2 |
172 229,6 |
183 411,3 |
106,5 |
176 443,1 |
96,2 |
Подпрограмма "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" |
56 807,3 |
53 367,8 |
58 129,0 |
108,9 |
53 394,3 |
58 218,9 |
109,0 |
52 969,0 |
91,0 |
На изменение расходов на реализацию Госпрограммы повлияло прекращение реализации с 2019 года подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" и передача ее отдельных мероприятий в состав иных государственных программ Российской Федерации, а также выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
По ВЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" объемы бюджетных ассигнований уменьшены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 15 590,4 млн рублей, в 2020 году на 19 983,8 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 325,0 млн рублей.
Вместе с тем, в ряде государственных программ предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
В государственной программе "Развитие здравоохранения" предусмотрена реализация ведомственной целевой программы "Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности" с объемом финансирования в 2019 и 2020 годах по 148, 4 млн рублей ежегодно, в 2021 году - 154,5 млн рублей.
В государственной программе "Развитие образования" в подпрограмме "Развитие дошкольного и общего образования" предусмотрены бюджетные ассигнования по ведомственной целевой программе "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" на развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности - в 2019 году на 371,2 млн рублей, в 2020 году на 274,1 млн рублей, в 2021 году на 285,4 млн рублей.
В государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
- в подпрограмме "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" по ведомственной целевой программе "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан, проживающих на сельских территориях" отражены расходы на финансовое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в 2019 году в объеме 5 532,8 млн рублей, в 2020 году в объеме 5 729,9 млн рублей, в 2021 году в объеме 3 729,9 млн рублей;
- в подпрограмме "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" в ведомственной целевой программе "Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры в сельских территориях" отражены мероприятия по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности, - в 2019 и 2020 годах в объеме 1 709,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году объеме 1 779,1 млн рублей.
В подпрограмме "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" по основному мероприятию "Поддержка мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры" отражены начиная с 2019 года бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности в 2019 и 2020 годах в объеме 282,9 млн рублей ежегодно, в 2021 году - 294,5 млн рублей.
В рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" предусмотрено финансирование мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий в 2019 и 2020 годах в объеме 111, 3 млн рублей ежегодно, в 2021 году - 115,9 млн рублей.
По ведомственной целевой программе "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы "Развитие транспортной системы" предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования в сельской местности в 2019 году в объеме 9 334,7 млн рублей, в 2020 году - 9 728,1 млн рублей, на 2021 год средства федерального бюджета не предусмотрены.
В целом законопроектом субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий предусмотрены в 2019 году в объеме 18 305,2 млн рублей, в 2020 году - 18 798,6 млн рублей, в 2021 году - 7 204,5 млн рублей (Законом N 362-ФЗ на 2019 год было утверждено 16 430, 9 млн рублей, на 2020 год 16 824,3 млн рублей).
Комитет считает, что досрочное завершение реализации мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" и передача ее отдельных мероприятий в состав иных государственных программ Российской Федерации может привести к увеличению существующего разрыва между сельскими и городскими территориями.
В целях сохранения комплексного подхода и возможности координации мероприятий по обустройству населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами с инвестиционными проектами в сфере АПК, недопущения разбалансированности в развитии сельских территорий Комитет считает необходимым сохранить подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий", увеличив запланированное бюджетное финансирование ее мероприятий.
Кроме того, учитывая недопустимо низкий уровень социально-экономического развития сельских территорий, уменьшение численности сельского населения, целесообразно поддержать предложения о разработке Национального проекта "Развитие сельских территорий", включив в него мероприятия, содержащиеся в отраслевых государственных программах и запланированных к реализации на сельских территориях, а также соответствующие целевые показатели и объемы финансирования. Определить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ответственным за его реализацию.
Бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" увеличены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ:
по ведомственному проекту "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" в 2019 году на 9 066,0 млн рублей, в 2020 году на 9 565,3 млн рублей в целях обеспечения краткосрочного льготного кредитования;
по ведомственному проекту "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в 2019-2020 годах на 1 616,2 млн рублей ежегодно на закладку виноградников и обновление материально-технической базы с целью развития виноградарства и виноделия в Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на реализацию самых востребованных мер поддержки - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве сохранены на уровне, утвержденном Законом N 362-ФЗ, 11 341,7 млн рублей и 7 964,4 млн рублей соответственно (ежегодно).
по федеральному проекту "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" параметры финансового обеспечения увеличены в связи с необходимостью строительства и реконструкции мелиоративных объектов федеральной собственности Российской Федерации для осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, направленных на выращивания сельскохозяйственной продукции и использования ее в целях увеличения экспортного потенциала - в 2019 году на 0,1 млн рублей, на 2020 год на 0,2 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 4 213,3 млн рублей.
Комитет отмечает, что финансовое обеспечение основного мероприятия "Субсидии производителям сельскохозяйственной техники" ведомственного проекта "Техническая модернизация агропромышленного комплекса" в рамках подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" сохранены на 2019-2021 годы в объемах, утвержденных Законом N 362-ФЗ, в 2019-2020 годах объем поддержки составит 2 000,0 млн рублей ежегодно.
Вместе с тем, по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 1 февраля 2018 года был утвержден перечень Поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина, содержащий, в том числе поручение Правительству Российской Федерации "при подготовке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотреть увеличение средств субсидирования производителей сельскохозяйственной техники" (подпункт е) пункт 1).
По итогам 2017 года на это мероприятие было направлено 15,7 млрд рублей бюджетных ассигнований, что позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям приобрести 26 366 единиц сельскохозяйственной техники (рост 51% по сравнению с 2016 годом). В 2018 году на эти цели предусмотрено 10 000,0 млн рублей.
Вместе с тем, у сельскохозяйственных товаропроизводителей в наличии только около 81 процента необходимого парка тракторов, 78 процентов от необходимого парка зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Учитывая, что в сельском хозяйстве, несмотря на принимаемые меры поддержки, сохраняется тенденция сокращения парка техники, темпы ее выбытия существенно опережают темпы обновления, Государственной Думой было принято Постановление от 24.07.2018 г. N 4659-ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордееву с просьбой предусмотреть в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" объемы финансирования по статье расходов "Субсидии производителям сельскохозяйственной техники" в размере 15 миллиардов рублей ежегодно".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "4659-7 ГД"
Кроме того, Постановлением Государственной Думы от 18.10.2017 N 2433-7 ГД "Об информации Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.Н. Ткачева о ходе проведения уборочных сельскохозяйственных работ в Российской Федерации, национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, национальном докладе о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации" было принято решение рекомендовать "при определении приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства особое внимание уделить оказанию несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, повышению продуктивности в молочном скотоводстве, развитию мясного скотоводства, технической и технологической модернизации агропромышленного комплекса Российской Федерации, а также созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности (строительству школ, жилья, водо- и газопроводов, фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных площадок, клубов, сельских дорог)".
В связи с этим, Комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению в целях обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции предусмотреть увеличение финансирования ведомственных проектов "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и "Техническая модернизация агропромышленного комплекса".
По ВЦП "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" объем бюджетных ассигнований увеличен по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 24,6 млн рублей, в 2020 году на 39,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 279,2 млн рублей в связи с увеличением объема бюджетных ассигнований на оплату труда в связи с повышением оплаты труда научных сотрудников федеральных государственных бюджетных учреждений и применением общих подходов к формированию проекта федерального бюджет.
По ведомственной программе "Развитие мелиоративного комплекса России" объем бюджетных ассигнований увеличен в связи с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение гидромелиоративных, культуртехнических, агролесо- и фитомелиоративных мероприятий с целью ежегодного вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также на капитальный ремонт отдельно расположенных гидротехнических сооружений и насосных станций (по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019-2020 годах по 2 000,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, объем бюджетных ассигнований уменьшился на 6 059,9 млн рублей в связи завершением строительства мелиоративных объектов государственной собственности российской Федерации в 2020 году).
Отмечая, что в последние годы сельское хозяйство показывает высокие темпы роста (в 2017 году индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий составил 102,4%, превысив целевой показатель Госпрограммы на 0,7 процентных пункта; индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий составил 102,1%, что выше целевого показателя на 0,6 п.п.; индекс производства продукции животноводства составил 102,8%, что выше планового значения на 0,9 п.п. и уровня 2016 года на 1,3 п.п.; в 2017 году был получен рекордный для современной истории Российской Федерации урожай зерновых и зернобобовых культур - 135,4 млн т (в 2016 году - 120,7 млн т), депутаты Комитета считают, что одним из приоритетов при формировании бюджетной политики на 2019-2021 годы должна оставаться поддержка сельского хозяйства.
Комитет рекомендует при дальнейшей работе над законопроектом N 556362-7 предусмотреть возможность направления в 2019-2021 годах дополнительных бюджетных ассигнований:
- на реализацию следующих мероприятий Госпрограммы:
- на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства -13 500,0 млн рублей ежегодно;
- субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве - 8 000,0 млн рублей ежегодно;
- субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса - 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса - 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- субсидии российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке - 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- субсидии производителям сельскохозяйственной техники - 13 000,0 млн рублей ежегодно;
- на реализацию федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" - 4 500,0 млн рублей ежегодно;
- на докапитализацию АО "Россельхозбанк" - 5 000,0 млн рублей ежегодно;
- взнос в уставный капитал АО "Росагролизинг" - 5 000,0 млн рублей ежегодно;
- на многократное увеличение финансирования мероприятий по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, исходя из численности сельского населения. Предусмотреть возможность разработки Национального проекта "Развитие сельских территорий", включив в него мероприятия, содержащиеся в отраслевых государственных программах и запланированных к реализации на сельских территориях, а также соответствующие целевые показатели и объемы финансирования.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса", в 2019 году составят 13 842,5 млн рублей, в 2020 году - 13 524,3 млн рублей, в 2021 году - 12 206,7 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 2 170,2 млн рублей, в 2020 году - на 1 842,3 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, уменьшены на 1 317,6 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Проведение рыбохозяйственных исследований" подпрограммы "Наука и инновации" обусловлено изменением объемов бюджетных ассигнований на проведение научных исследований в Антарктике, на покупку дизельного топлива для научно-исследовательских судов в 2019-2020 годах, на повышение заработной платы работникам научных учреждений Росрыболовства путем увеличения по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 342,0 млн рублей, в 2020 году на 1 422,5 млн рублей и уменьшения в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 1 060,5 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения по основному мероприятию "Повышение безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и выполнение комплекса аварийно-спасательных работ на рыбопромысловых судах в районах промысла при осуществлении рыболовства" подпрограммы "Охрана и контроль" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в связи с проведением ремонта спасательных судов экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ, находящихся в ведении Росрыболовства, для освидетельствования на класс Российского морского регистра судоходства - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 600 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" обусловлено:
по основному мероприятию "Строительство рыбоводных заводов" - увеличением объема бюджетных ассигнований в связи с реализацией объекта "Реконструкция Арманского лососевого рыбоводного завода" в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 179,5 млн рублей;
по основному мероприятию "Развитие научно-производственной базы аквакультуры" - сокращением бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, на 370,5 млн рублей в связи с завершением реализации объекта "Создание селекционно-племенного центра рыбоводства в Республике Карелия" в 2020 году.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в первом чтении при условии учета указанных предложений и замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.