Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 9 октября 2018 г. N 52)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2018 года рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее также - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений.
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", входящая в состав Государственной программы "Социальная поддержка граждан", направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее также - СО НКО), оказание за счет средств федерального бюджета финансовой поддержки деятельности СО НКО, развитие механизмов привлечения на конкурсной основе СО НКО к оказанию социальных услуг.
Основным мероприятием подпрограммы является оказание государственной поддержки общественным и иным некоммерческим организациям в форме предоставления субсидий, реализация комплекса мер по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, к бюджетным средствам, выделяемых на предоставление социальных услуг.
Согласно законопроекту финансирование указанной подпрограммы в 2019 году составит 1 363,5 млн р., что существенно - на 25% ниже, чем в 2018 году (1 821,3 млн р.). Однако предусмотренный размер финансирования превышает на 787,8 млн р. показатель, запланированный на 2019 год согласно действующему Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
В пояснительной записке к законопроекту уменьшение финансирования по сравнению с 2018 годом не обосновывается.
Комитет отмечает, что фактическое сокращение финансирования указанной подпрограммы не в полной мере соответствует государственной политике, направленной на максимально возможное использование позитивного потенциала СО НКО в сферах государственной социальной помощи нуждающимся категориям граждан, дополнительного образования, медицины, культуры и иных социально значимых областях общественной жизни, связанных с глобальной задачей сохранения и развития "человеческого потенциала".
Комитет также как и при рассмотрении федерального бюджета на 2018 год обращает внимание, что в паспорте подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" отсутствуют конкретные значения ряда важнейших показателей (индикаторов), таких как: количество СО НКО, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан; количество граждан, принимающих участие в деятельности СО НКО; количество СО НКО, которым оказана финансовая поддержка; количество СО НКО, которым оказана поддержка в нефинансовых формах; количество СО НКО, которые реализуют программы по оказанию поддержки других СО НКО.
Комитет обращает внимание на то, что отсутствие 6 из 8 имеющихся показателей (индикаторов) не позволяет определить эффективность реализации подпрограммы, выработать меры по ее повышению, а также объективно оценить достаточность или недостаточность объема субсидий (в 2019 году - 1 349, 3 млн р.), предоставляемых СО НКО, работающих в сфере социального обслуживания. В значительной степени сложившаяся ситуация является результатом отсутствия единой общероссийской базы данных (информационного портала) СО НКО, о необходимости создания которой неоднократно указывалось Комитетом.
Кроме финансирования в рамках упомянутой подпрограммы законопроектом предусмотрено выделение 73,1 млн р. на привлечение в сферу социального обслуживания населения бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев в форме предоставления субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученных указанными лицами на реализацию инвестиционных проектов в указанной сфере.
Комитет поддерживает развитие такой формы поддержки инвесторов в сферу социального предпринимательства, отмечая при этом явно недостаточный объем выделяемых средств.
Финансирование некоммерческих организаций в форме субсидий на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, осуществляется также в рамках финансового обеспечения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года. В частности, согласно подпункту "л" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписывалось "предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Общий объем указанных субсидий, предоставляемых Фондом Президентских грантов на конкурсной основе, планируется в 2019 году в размере 8 008 млн р., что соответствует уровню финансирования 2018 года - 8 016 млн р.
Учитывая отмеченное руководителем Фонда Президентских грантов повышение качества заявок некоммерческих неправительственных организаций на бюджетное софинансирование реализуемых ими проектов и увеличение количества таких заявок, в первую очередь из регионов, Комитет полагает целесообразным не просто сохранить достигнутый уровень выделяемых Фонду бюджетных средств, но и увеличить его на величину, как минимум превышающую официальный уровень инфляции в 2018 году.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях начавшегося выхода российской экономики из периода спада и рецессии, восстановления экономической активности субъектов хозяйственной деятельности, включая домохозяйства, одним из приоритетов становится развитие некоммерческого сектора, в частности, социально ориентированных некоммерческих организаций, и в целом расширение потенциала гражданского общества.
В связи со вступлением в силу с 1 мая 2018 года Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)", в федеральном бюджете впервые предусмотрено выделение денежных средств в размере 510 млн р. на цели создания сети ресурсных центров по поддержке добровольчества. За счет указанной субсидии планируется осуществить мероприятия по созданию условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), путем создания сети ресурсных центров по поддержке добровольчества. Кроме того, в 2019 году предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 200,0 млн р. на проведение ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства "Регион добрых дел". Соответственно, аналогичные суммы предусматривается выделить в 2020 и 2021 годах.
Финансирование наиболее значимых и авторитетных общероссийских общественных организаций осуществляется посредством предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в 2019 году (приложение N 23 к законопроекту). Общий объем субсидий составляет 1 906 млн р., что на 20% меньше показателя 2018 года (2 362 млн р.). Представленное в данном приложении распределение субсидий между различными общественными объединениями и иными некоммерческими организациями претерпело ряд изменений по сравнению с приложением N 40 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов". В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении в соответствии с поправками депутатов Государственной Думы предлагаемое в законопроекте распределение может быть изменено. Комитет отмечает отсутствие оснований для уменьшения общего объема субсидий, предоставляемых наиболее крупным и значимым общественным объединениям и полагает необходимым сохранение его реального размера на уровне 2018 года с учетом инфляционного фактора, т.е. его номинальное увеличение на официальный размер инфляции в 2018.
Комитет отмечает, что в рамках Государственной программы Российской Федерации "Юстиция" осуществляется финансирование осуществления органами юстиции ряда регулятивных полномочий в отношении некоммерческих организаций (подпрограмма "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций"). Одним из ее целевых показателей (индикаторов) является соблюдение требований законодательства Российской Федерации при принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (соотношение количества решений, признанных незаконными судом или Минюстом России, и общего числа принятых решений. Согласно информационным материалам по указанной Государственной программе данное соотношение должно составлять менее 0,1% в 2018 - 2021 годах.
Еще одним значимым показателем в рамках защиты прав некоммерческих организаций при осуществлении государственного контроля, снижения административных барьеров является увеличение доли документарных проверок по отношению к выездным. Данный показатель согласно материалам по Государственной программе должен составлять в 2018-2021 годах не менее 90%.
Финансирование подпрограммы "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" в 2019 году запланировано в объеме 258 млн р., существенно увеличившись по сравнению с 2018 годом - 171,3 млн р.
Одним из важнейших условий проведения экономической политики, направленной на восстановление и увеличение темпов экономического роста, сохранения факторов социальной и внутриполитической стабильности и обеспечения различных аспектов безопасности граждан и государства является регулирование миграционных процессов и использование ее потенциала для решения ряда экономических, социальных и демографических проблем.
Одной из важных задач государственного регулирования в сфере миграции является завершение формирования и начало реализации в полном объеме государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность.
В соответствии с законопроектом в 2019 году предусматривается выделить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (подпрограмма "Информационное государство") на основное мероприятие "Создание, развитие и функционирование государственной системы миграционного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность" 7 319 млн р., что существенно превышает объем финансирования 2018 года (4 446 млн р.). Увеличение финансирования данного мероприятия полностью соответствует позиции Комитета, выраженной при рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
По мнению Комитета, представляется необходимым обеспечить в течение 2019-2021 годов стабильный, учитывающий инфляционный фактор, объем финансирования формирования и функционирования указанной государственной системы, включая дактилоскопирование въезжающих в Российскую Федерацию иностранных граждан на пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в первую очередь в рамках безвизового въезда. Завершение формирования и начало работы в полном объеме данной системы должно стать значимым фактором обеспечения безопасности государства, борьбы с терроризмом и преступностью в сфере незаконной миграции, особенно в условиях роста напряженности в ряде соседних стран.
Финансирование миграционной политики в рамках ведомственных расходов МВД России составит в 2019 году 2 768 млн р., что превышает соответствующий показатель 2018 года (2 122 млн р.). Такое увеличение финансирования поддерживается Комитетом.
Комитет отмечает увеличение в 2019 году бюджетных ассигнований МВД России по основному мероприятию "Реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (подпрограмма "Реализация полномочий в сфере внутренних дел" Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности") до 2 730 млн р, что на 647,8 млн р. выше ранее запланированных ассигнований на 2019 год в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 и на плановый период 2019 и 2020 годов". В 2018 году финансирование реализации Государственной программы составило 2 085 млн р. Таким образом, рост финансирования в 2019 году составит 31%, что безусловно заслуживает поддержки со стороны Комитета.
Комитет является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе Государственной программы "Реализация государственной национальной политики", в которую входят, в частности, подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации", "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве", "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации". Государственная программа администрируется Федеральным агентством по делам национальностей.
Финансирование подпрограммы "Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации" составит в 2019 году 1 074 млн р., что несколько ниже показателя 2018 года - 1 301,3 млн р., но соответствует запланированным в 2019 году расходам согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Основное направление финансирования - субсидии на поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности.
Финансирование подпрограммы "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве" составит в 2019 году 441,9 млн р., что выше показателя 2018 года - 385,1 млн р. Основное направление финансирования - мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
Комитет поддерживает увеличение финансирования указанной подпрограммы, эффективная реализация которой имеет важное значение для сохранения межнационального и межрелигиозного согласия в российском обществе.
Финансирование подпрограммы "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации" составит 37,8 млн р., что выше показателя 2018 года - 37.0 млн р.
В рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" (подпрограмма "Искусство", основное мероприятие "Сохранение и развитие исполнительских искусств") предусмотрено направление 2 869 млн р. на субсидии на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества в форме предоставления субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, что меньше соответствующего показателя 2018 года - 4 154 млн р.
Раздел бюджетных расходов "Культура, кинематография" предусматривает увеличение финансирования мероприятий по реконструкции ряда объектов культурного наследия, являющимися имуществом религиозного назначения, в том числе на реконструкцию наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии в 2021 году на 110,2 млн рублей.
Комитет, безусловно, поддерживает увеличение финансирования работ по реставрации и реконструкции объектов религиозного назначения. Комитет полагает целесообразным включение в состав показателей (индикаторов) подпрограммы "Наследие" Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" информации о числе объектов культурного наследия, используемых, в том числе в религиозных целях, а также о проведении мероприятий по их сохранению и реставрации.
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" с учетом необходимости увеличения финансовой поддержки из средств федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций, в первую очередь, включенных в реестр исполнителей общественно полезных услуг, а также общероссийских общественных объединений.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.