Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
по проекту федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, заданных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204).
Проект бюджета подготовлен исходя из принципа трехлетнего планирования, что обеспечит снижение уровня неопределенности относительно основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики и обеспечит большую прогнозируемость макроэкономических условий.
Главными особенностями проекта бюджета в части расходных обязательств в сфере культуры следует назвать:
1. Наличие ассигнований на финансирование национального проекта "Культура" с распределением по федеральным проектам.
2. Завершение действия в 2018 году федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 предусмотрено утверждение и реализация следующих национальных проектов (программ) (далее - национальные проекты): "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В составе национальных проектов планируется утвердить более 70 федеральных проектов. Оценка общего объема финансового обеспечения реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2019-2024 году представлена в таблице:
млрд рублей
Наименование |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
Всего за 2019-2024 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 = 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 |
ВСЕГО |
1 685,5 |
1 862,7 |
2 084,8 |
2 512,5 |
2 452,8 |
2 341,3 |
13 032,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
"Демография" |
512,0 |
522,2 |
528,8 |
474,5 |
451,6 |
417,8 |
2 906,8 |
"Здравоохранение" |
159,8 |
299,1 |
238,8 |
256,1 |
172,2 |
210,5 |
1 336,5 |
"Образование" |
103,2 |
117,6 |
127,7 |
116,6 |
116,1 |
120,4 |
701,4 |
"Жилье и городская среда" |
105,3 |
105,3 |
108,4 |
172,8 |
172,4 |
212,0 |
876,2 |
"Экология" |
49,6 |
77,8 |
113,7 |
136,8 |
143,0 |
114,6 |
635,7 |
"Безопасные и качественные автомобильные дороги" |
129,7 |
104,3 |
137,4 |
23,9 |
23,2 |
22,5 |
440,9 |
"Производительность труда и поддержка занятости" |
7,1 |
6,9 |
6,9 |
7,4 |
7,1 |
8,3 |
43,7 |
"Наука" |
35,2 |
41,4 |
53,5 |
80,4 |
97,9 |
91,4 |
399,7 |
"Цифровая экономика Российской Федерации" |
107,9 |
128,7 |
177,9 |
258,3 |
217,0 |
218,9 |
1 108,7 |
"Культура" |
12,7 |
13,6 |
16,7 |
19,9 |
21,0 |
16,1 |
100,0 |
"Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
57,3 |
32,5 |
46,8 |
94,9 |
91,4 |
72,6 |
395,4 |
"Международная кооперация и экспорт" |
82,5 |
70,4 |
119,6 |
186,3 |
229,8 |
202,2 |
890,9 |
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры |
323,2 |
343,0 |
408,6 |
684,7 |
710,2 |
634,1 |
3 103,8 |
Национальный проект "Культура"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Культура" запланированы в 2019 году в объеме 12 688,9 млн рублей, в 2020 году - 13 624,3 млн рублей, в 2021 году - 16 736,2 млн рублей.
Параметры федеральных проектов по национальному проекту "Культура" представлены в таблице:
млн рублей
Культура |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого: 2019-2021 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 2 + 3 + 4 |
Всего |
12 688,9 |
13 624,3 |
16 736,2 |
43 049,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный проект "Культурная среда" |
7 958,9 |
9 719,3 |
12 631,2 |
30 309,4 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
4 350,0 |
3 575,0 |
3 775,0 |
11 700,0 |
Федеральный проект "Цифровая культура" |
380,0 |
330,0 |
330,0 |
1 040,0 |
В рамках федерального проекта "Культурная среда" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
реновацию федеральных учреждений отрасли культуры - в 2019 году - 410,0 млн рублей, в 2020 году - 1 000,0 млн рублей, в 2021 году - 3 500,0 млн рублей;
возрождение русских усадеб - в 2020 году - 100,0 млн рублей, в 2021 году - 100,0 млн рублей;
реновацию региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры - в 2020 году - 460,0 млн рублей, в 2021 году - 920,0 млн рублей;
создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек - в 2019 году в объеме 36,0 млн рублей, в 2020 году - 84,0 млн рублей, в 2021 году - 368,0 млн рублей;
обеспечение детских музыкальных, художественных хореографических школ, школ искусств и училищ необходимыми инструментами, оборудованием и материалами - в 2019-2021 годах в объеме 1 380,0 млн рублей ежегодно;
создание (реконструкцию) и капитальный ремонт учреждений культурно-досугового типа в сельской местности - в 2019 году - 2 900,0 млн рублей, в 2020 году - 2 668,0 млн рублей, в 2021 году - 2 668,0 млн рублей;
обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения (автоклубы) - в 2019-2021 годах в объеме 460,0 млн рублей ежегодно;
создание модельных муниципальных библиотек - в 2019-2021 годах в объеме 700,0 млн рублей ежегодно;
модернизацию региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол путем их реконструкции, капитального ремонта - в 2019 году в объеме 532,9 млн рублей, в 2020 году - 867,3 млн рублей, в 2021 году 825,2 млн рублей;
создание условий для показа национальных кинофильмов в кинозалах, расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек - в 2019-2021 годах в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно;
создание фильмовых материалов на цифровых носителях Госфильмофонда России - в 2019 году в объеме 540,0 млн рублей, в 2020 году -1 000,0 млн рублей, в 2021 году - 710,0 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Творческие люди" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
реализацию творческих проектов, направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации - в 2019-2021 годах в объеме 300,0 млн рублей ежегодно;
организацию и проведение творческих фестивалей и конкурсов для детей и молодежи - в 2019-2021 годах в объеме 200,0 млн рублей ежегодно;
организацию и проведение фестиваля любительских творческих коллективов, в том числе детских - в 2019-2021 годах в объеме 100,0 млн рублей ежегодно;
создание и функционирование национального молодежного симфонического оркестра - в 2019 году в объеме 400,0 млн рублей, в 2020 году - 400,0 млн рублей, в 2021 году - 500,0 млн рублей;
реализацию культурно-познавательных программ для школьников - в 2019 году - 300,0 млн рублей ежегодно, в 2020 году -300,0 млн рублей, в 2021 году -300,0 млн рублей;
поддержку добровольческих движений - в 2019-2021 годах в объеме 100,0 млн рублей ежегодно;
создание и функционирование центров непрерывного образования и повышения квалификации на базе творческих вузов - в 2019 году в объеме 850,0 млн рублей, в 2020 году - 575,0 млн рублей, в 2021 году - 675,0 млн рублей;
государственную поддержку деятельности Российского военно-исторического общества (РВИО), направленной на укрепление единства нации, духовно-нравственное и патриотическое воспитание - в 2019-2021 годах в объеме 400,0 млн рублей ежегодно;
реализацию всероссийских и международных творческих проектов в области музыкального и театрального искусства - в 2019 году в объеме 1 500,0 млн рублей, в 2020 году - 1 000,0 млн рублей, в 2021 году - 1 000,0 млн рублей;
реализацию выставочных проектов ведущих федеральных и региональных музеев - в 2019-2021 годах в объеме 200,0 млн рублей ежегодно.
В рамках федерального проекта "Цифровая культура" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
проведение онлайн-трансляций знаковых мероприятий отрасли культуры и создание виртуальных выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности - в 2019-2021 годах в объеме 100,0 млн рублей ежегодно;
создание виртуальных концертных залов - в 2019 году - 200,0 млн рублей, в 2020-2021 годах в объеме 150,0 млн рублей ежегодно;
оцифровку книжных памятников и включение их в Национальную электронную библиотеку (НЭБ) - в 2019-2021 годах в объеме 80,0 млн рублей ежегодно.
Государственная программа "Развитие культуры и туризма"
Расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" представлены в таблице:
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
107 036,9 |
88 638,8 |
126 363,6 |
142,6 |
80 703,9 |
118 391,3 |
146,7 |
131 757,6 |
111,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
30 985,1 |
33 851,3 |
55 419,0 |
163,7 |
27 358,6 |
43 481,7 |
158,9 |
50 257,2 |
115,6 |
Подпрограмма "Искусство" |
37 992,5 |
42 652,9 |
51 183,0 |
120,0 |
46 709,3 |
55 481,6 |
118,8 |
55 188,2 |
99,5 |
Подпрограмма "Туризм" |
786,9 |
4 017,2 |
7 131,9 |
177,5 |
3 717,5 |
6 727,3 |
181,0 |
12 993,3 |
193,1 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" |
8 496,2 |
8 117,3 |
12 629,7 |
155,6 |
2 918,5 |
12 700,8 |
435,2 |
13 318,8 |
104,9 |
Федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)" |
25 269,4 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" |
3 506,9 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма", в 2019 году составят 126 363,6 млн рублей, в 2020 году - 118 391,3 млн рублей, в 2021 году - 131 757,6 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 37 724,8 млн рублей, в 2020 году - на 37 687,4 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 13 366,3 млн рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы "Развитие культуры и туризма" представлены в таблице:
млн рублей
Структурный элемент |
2019 законопроект - 2019 Закон N 362-ФЗ |
2020 законопроект - 2020 Закон N 362-ФЗ |
2021 законопроект - 2020 Законопроект |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
37 724,8 |
37 687,4 |
13 366,3 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Наследие" |
21 567,7 |
16 123,1 |
6 775,6 |
Основное мероприятие "Сохранение, использование, популяризация исторического и культурного наследия" |
-1 482,9 |
1 230,3 |
2 034,0 |
Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела" |
1 080,4 |
1 140,0 |
290,9 |
Основное мероприятие "Развитие музейного дела" |
19 780,2 |
10 872,7 |
1 950,7 |
Федеральный проект "Культурная среда" |
1 110,0 |
1 800,0 |
2 500,0 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
1 000,0 |
1 000,0 |
0,0 |
Федеральный проект "Цифровая культура" |
80,0 |
80,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Искусство" |
8 530,0 |
8 772,3 |
-293,4 |
Основное мероприятие "Сохранение и развитие исполнительских искусств" |
4 997,9 |
4 805,2 |
-363,0 |
Основное мероприятие "Сохранение и развитие кинематографии" |
-2 829,3 |
122,9 |
21,7 |
Основное мероприятие "Организация и проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции, реставрации, посвященных значимым событиям российской культуры" |
2 179,3 |
-357,8 |
-46,1 |
Федеральный проект "Культурная среда" |
1 576,0 |
2 084,0 |
-6,0 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
2 500,0 |
2 000,0 |
100,0 |
Иные основные мероприятия |
106,2 |
118,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Туризм" |
3 114,7 |
3 009,8 |
6 266,1 |
Основное мероприятие "Развитие внутреннего туризма" |
2 294,4 |
2 190,0 |
6 266,0 |
Федеральный проект "Экспорт услуг" |
821,3 |
821,3 |
0,0 |
Иные основные мероприятия |
-1,0 |
-1,5 |
0,1 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" |
4 512,3 |
9 782,3 |
618,1 |
Основное мероприятие "Поддержка мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры" |
-2 024,6 |
2 995,4 |
11,6 |
Федеральный проект "Культурная среда" |
5 272,9 |
5 835,3 |
417,9 |
Федеральный проект "Творческие люди" |
850,0 |
575,0 |
100,0 |
Федеральный проект "Цифровая культура" |
300,0 |
250,0 |
0,0 |
Иные основные мероприятия |
114,0 |
126,5 |
88,6 |
На изменение параметров финансового обеспечения государственной программы повлияло применение общих подходов к формированию законопроекта, а также выделение дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации федеральных проектов в рамках национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Наследие" обусловлено:
по основному мероприятию "Сохранение, использование, популяризация исторического и культурного наследия":
сокращением объемов использования средств на реализацию проектов с привлечением займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Сохранение и использование культурного наследия в России" и "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга" в связи с изменениями планов закупок товаров, работ, услуг в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 2 665,3 млн рублей;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на предоставление в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N 145 субсидии Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага на реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на Соловецком архипелаге, за счет перераспределения бюджетных ассигнований на реставрацию объектов культурного наследия, предусмотренных Минкультуры России в рамках иных основных мероприятий государственной программы - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 490,0 млн рублей, в 2020 году на 950,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 30,0 млн рублей;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на строительство внутриплощадочных инженерных сетей на территории особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Ансамбль Новодевичьего монастыря" - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 498,0 млн рублей, в 2020 году на 50,3 млн рублей;
отражением, начиная с 2019 года, бюджетных ассигнований на реконструкцию (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) объекта капитального строительства в Царском Селе Санкт-Петербурга, предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации, в составе государственной программы - в 2019-2021 годах в объемах 439,1 млн рублей, 200,0 млн рублей, 2 143,0 млн рублей соответственно;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на реконструкцию наружных инженерных сетей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии (г. Сергиев Посад, Московская область) в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020год, на 110,2 млн рублей;
по основному мероприятию "Развитие библиотечного дела":
отражением, начиная с 2019 года, бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) и иные цели ФГБУК "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина", предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации, в составе государственной программы - в 2019-2021 годах в объемах 691,4 млн рублей, 704,2 млн рублей, 718,9 млн рублей соответственно;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) федеральными библиотеками:
в целях повышения оплаты труда работников с сохранением целевых показателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 216,2 млн рублей, в 2020 году на 265,6 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 115,6 млн рублей;
в связи с вводом в эксплуатацию новых площадей Российской национальной библиотеки - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 100,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
по основному мероприятию "Развитие музейного дела":
увеличением бюджетных ассигнований на завершение строительства (реконструкции) объектов культуры федеральной собственности, начатых в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 4 984,3 млн рублей, в 2020 году на 1 266,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 836,2 млн рублей;
отражением, начиная с 2019 года, бюджетных ассигнований, предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации на реконструкцию объектов капитального строительства для размещения Музейно-выставочного комплекса Музеев Московского Кремля и создания подземного музейного комплекса на базе обнаруженных остатков фундамента храма Чуда Михаила Архангела, в составе государственной программы - в 2019-2021 годах в объемах 3 012,9 млн рублей, 2 982,7 млн рублей, 9 335,1 млн рублей соответственно;
увеличением бюджетных ассигнований на завершение реконструкции и реставрации с приспособлением для современного использования объекта ФГБУК "Политехнический музей" - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 2 833,9 млн рублей и на 900,0 млн рублей соответственно, и на создание нового экспозиционного пространства в здании музея после завершения реконструкции - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 1 727,4 млн рублей и на 868,3 млн рублей соответственно;
увеличением бюджетных ассигнований на завершение строительства нового музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи на Кадашевской набережной - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 2 495,0 млн рублей и на 1 524,8 млн рублей соответственно;
увеличением бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина за счет соответствующего уменьшения субсидий на поддержку кинематографии в связи с возвратом направленных в 2018 году средств - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 1 101,5 млн рублей, а также уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 2 206,0 млн рублей в связи с завершением работ на указанных объектах музея;
увеличением бюджетных ассигнований на создание музейного комплекса "Битва за оружие Великой Победы" в составе ФГБУК "Государственный военно-исторический музей заповедник "Прохоровское поле" - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 750,0 млн рублей, в 2020 году на 490,9 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на обновление экспозиций музейного пространства Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в том числе рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 307,0 млн рублей, в 2020 году на 102,1 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 198,1 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на создание современного многофункционального научно-хранительского центра ФГБУН "Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук" - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 94,9 млн рублей, в 2020 году на 1 346,6 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 64,1 млн рублей;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 1 110,0 млн рублей, 1 800,0 млн рублей, 4 300,0 млн рублей соответственно;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Цифровая культура" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 80,0 млн рублей ежегодно.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Искусство" обусловлено:
по основному мероприятию "Сохранение и развитие исполнительских искусств":
увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям в рамках реализации мероприятий, связанных с проведением в Российской Федерации Года театра - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в объеме 1 450,0 млн рублей;
отражением, начиная с 2019 года, бюджетных ассигнований, предусмотренных Управлению делами Президента Российской Федерации на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ФГБУК "Государственный Кремлевский Дворец", а также на осуществление бюджетных инвестиций в объект ФГБУК "Государственный Кремлевский Дворец", в составе государственной программы - в 2019-2021 годах в объеме 975,5 млн рублей, 1 172,0 млн рублей, 1 763,4 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на завершение строительства филиала Московского Художественного академического театра им. А.П. Чехова, начатого в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 566,9 млн рублей;
увеличением объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными театрами в целях повышения оплаты труда работников с сохранением целевых показателей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 460,7 млн рублей, в 2020 году на 593,4 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 318,2 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на реконструкцию и техническое перевооружение Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац, в том числе на проектирование - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 397,1 млн рублей, в 2020 году на 700,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
увеличением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, необходимых для проведения празднования 100-летнего юбилея Государственного академического театра имени Е. Вахтангова, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 284,8 млн рублей, в 2020 году на 282,8 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на завершение реконструкции художественно-производственных мастерских Государственного академического Большого театра России, начатых в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 250,0 млн рублей, в 2020 году на 612,5 млн рублей;
увеличением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Российским государственным академическим театром драмы им. А.С. Пушкина (Александринским) в связи с необходимостью приобретения оборудования, а также проведения текущего ремонта - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 249,0 млн рублей, в 2020 году на 239,7 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, уменьшением на 13,6 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на проведение капитального ремонта здания Новосибирского театра оперы и балета, в том числе в связи с необходимостью выполнения работ по приспособлению репетиционного зала для современного использования - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 244,4 млн рублей;
увеличением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными детскими и кукольными театрами в целях обновления материально-технической базы, а также создания новых постановок - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019-2020 годах на 200,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
увеличением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Государственным академическим Большим театром России в связи с необходимостью обновления оборудования Московского камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, присоединенного к театру в качестве структурного подразделения - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 200,0 млн рублей, в 2020 году на 368,0 млн рублей;
по основному мероприятию "Сохранение и развитие кинематографии":
уменьшением субсидий организациям кинематографии в связи с возвратом направленных в 2018 году средств - в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 2 987,1 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на завершение реконструкции объектов Госфильмофонда России в пос. Белые Столбы Московской области, начатых в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы") - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 100,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
по основному мероприятию "Организация и проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции, реставрации, посвященных значимым событиям российской культуры":
увеличением бюджетных ассигнований на завершение реконструкции региональных объектов культуры, начатых в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", а также на реконструкцию отдельных приоритетных региональных объектов (Мурманский областной краеведческий музей, Забайкальский краевой драматический театр) - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 348,7 млн рублей, в 2020 году на 702,5 млн рублей, уменьшением в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на 18,1 млн рублей;
уточнением бюджетных ассигнований на проведение Минкультуры России реставрационных работ за счет перераспределения в рамках государственной программы - по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, увеличением в 2019 году на 878,7 млн рублей, уменьшением в 2020 году на 950,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, уменьшением на 30,0 млн рублей;
увеличением бюджетных ассигнований на мероприятия, реализуемые Роспечатью до 2019 года в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)" (субсидии на издание социально значимой литературы, на организацию переводов на иностранные языки произведений, созданных на языках народов Российской Федерации, и проектов, направленных на повышение уровня востребованности за рубежом российской художественной литературы, мероприятия по продвижению российской литературы, российских авторов и издателей на международном уровне через международные книжные выставки, ярмарки, салоны и фестивали) в 2019 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 282,9 млн рублей;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах в объемах 1 576,0 млн рублей, 2 084,0 млн рублей, 2 078,0 млн рублей соответственно;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах в объемах 2 500,0 млн рублей, 2 000,0 млн рублей, 2 100,0 млн рублей соответственно.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" обусловлено:
по основному мероприятию "Поддержка мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры":
увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек - в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 1 400,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек - в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 670,0 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
увеличением бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров в рамках проекта "Театр - детям" - в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 665,0 млн рублей ежегодно, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в законопроекте на 2020 год, на уровне 2020 года;
отражением, начиная с 2019 года, бюджетных ассигнований, ранее предусмотренных в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на реализацию мероприятий по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, в составе государственной программы - в 2019-2020 годах в объеме 282,9 млн рублей ежегодно, в 2021 году в объеме 294,5 млн рублей;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах в объемах 5 272,9 млн рублей, 5 835,3 млн рублей, 6 253,2 млн рублей соответственно, и отражением соответствующих бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий по созданию (реконструкции) и капитальному ремонту учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, виртуальных концертных залов в связи с перераспределением с основного мероприятия "Поддержка мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры";
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура" - в 2019-2021 годах в объемах 850,0 млн рублей, 575,0 млн рублей, 675,0 млн рублей соответственно;
началом реализации с 2019 года в рамках подпрограммы отдельных мероприятий федерального проекта "Цифровая культура" национального проекта "Культура" - в 2019 году в объеме 300,0 млн рублей, в 2020-2021 годах - 250,0 млн рублей ежегодно.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019-2021 годах предусматриваются по следующим направлениям:
на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы "Искусство" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 1 388,7 млн рублей, в 2020 году - 702,5 млн рублей, в 2021 году - 684,4 млн рублей.
Увеличение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 348,7 млн рублей, в 2020 году на 702,5 млн рублей и уменьшение в 2021 году на 18,1 млн рублей по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, связано с необходимостью осуществления реконструкции ряда приоритетных объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, в частности:
- пристрой и реконструкция здания Национальной библиотеки Республики Бурятия;
- реконструкция Русского республиканского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова в Республике Хакасия;
- реконструкция Национального музея Республики Северная Осетия - Алания;
- реконструкция Мурманского областного краеведческого музея;
- реконструкция объекта культурного наследия "Здание страхового товарищества "Саламандра", 1913-1914 годы" для размещения Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля;
- реконструкция и техническое переоснащение Псковской областной универсальной научной библиотеки;
- реконструкция Забайкальского краевого драматического театра;
на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 833,1 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 829,3 млн рублей ежегодно;
на создание центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тысяч человек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2021 году в объеме 368,0 млн рублей;
на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 5 426,8 млн рублей, в 2020 году - 4 986,2 млн рублей, в 2021 году - 10 572,2 млн рублей.
Увеличение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 2 144,0 млн рублей, в 2020 году на 1 791,6 млн рублей, в 2021 году на 5 586,0 млн рублей по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, связано с выделенными дополнительно бюджетными ассигнованиями на создание обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров в перспективных субъектах Российской Федерации;
на государственную поддержку отрасли культуры бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 4 990,0 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 4 758,0 млн рублей ежегодно.
Увеличение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 767,5 млн рублей, в 2020 году на 4 485,5 млн рублей связано с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию с 2019 года национального проекта "Культура".
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируется осуществить следующие мероприятия:
- создание (реконструкцию) и капитальный ремонт учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
- обеспечение детских музыкальных, художественных хореографических школ, школ искусств и училищ необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
- обеспечение учреждений культуры специализированным автотранспортом для обслуживания населения, в том числе сельского населения;
- поддержка лучших сельских учреждений культуры и их работников;
- комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек и государственных центральных библиотек субъектов Российской Федерации, а также подключение библиотек к сети "Интернет";
на модернизацию театров юного зрителя и театров кукол бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 532,9 млн рублей, в 2020 году - 867,3 млн рублей, в 2021 году - 825,2 млн рублей.
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируются работы по капитальному ремонту и реконструкции 8 региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол;
на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019-2021 годах в объеме 670,0 млн рублей ежегодно, на уровне объемов, утвержденных Законом N 362-ФЗ на 2019 год.
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируется осуществить создание новых постановок, показ спектаклей на стационаре, а также укрепление материально-технической базы муниципальных театров, в том числе в части приобретения технического и технологического оборудования, необходимого для осуществления творческой деятельности, включая его доставку, монтаж (демонтаж), погрузочно - разгрузочные работы и обслуживание;
на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019-2021 годах в объеме 1 400,0 млн рублей ежегодно, на уровне объемов, утвержденных Законом N 362-ФЗ на 2019 год.
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируется осуществить мероприятия по развитию и укреплению материально-технической базы домов культуры (и их филиалов), расположенных в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек, и ремонтные работы (текущий ремонт) в отношении зданий указанных домов культуры (и их филиалов);
на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 885,0 млн рублей, в 2020 и 2021 годах - 665,0 млн рублей ежегодно.
Увеличение объемов по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019-2020 годах на 665,0 млн рублей связано с необходимостью продолжения реализации проекта "Театр - детям" во исполнение поручения Президента Российской Федерации.
За счет указанной субсидии в 2019-2021 годах планируется осуществить создание и показ новых постановок, гастрольные проекты, а также техническое оснащение детских и кукольных театров (приобретение технического и технологического оборудования, необходимого для осуществления творческой деятельности, включая его доставку, монтаж (демонтаж), погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание).
Иные межбюджетные трансферты
В составе расходов федерального бюджета на 2019-2021 годы предусмотрены следующие виды иных межбюджетных трансфертов:
на создание модельных муниципальных библиотек бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019-2021 годах в объеме по 700,0 млн рублей ежегодно.
За счет указанных иных межбюджетных трансфертов в 2019-2021 годах планируется создание к 2021 году 330 межрайонных и поселенческих модельных библиотек, что повысит качество библиотечного обслуживания, эффективность работы библиотек, а также посещаемость не менее чем в 2 раза;
на реновацию региональных и муниципальных учреждений отрасли культуры бюджетные ассигнования предусмотрены в 2020 году в объеме - 460,0 млн рублей, в 2021 году - 920,0 млн рублей;
на создание виртуальных концертных залов бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме-200,0 млн рублей, в 2020-2021 годах в объеме по 150,0 млн рублей ежегодно.
За счет указанных иных межбюджетных трансфертов в 2019-2021 годах планируется создание на площадках учреждений культуры (домах культуры, библиотеках, музеях) к 2021 году 240 виртуальных концертных залов, оснащенных мультимедийным оборудованием и скоростным Интернетом, формат которых позволит в онлайн режиме обеспечить жителям участие в знаковых федеральных и региональных культурных мероприятиях.
Комитет Государственной Думы по культуре поддерживает принятие проекта федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.