Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел указанный проект федерального закона в части финансирования судебной системы, органов юстиции и системы исполнения наказаний.
Названный законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В основу формирования бюджета положены сформулированные в программных выступлениях Президента Российской Федерации стратегические приоритеты развития страны, в том числе, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", где обращалось внимание на повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов.
Рассмотрение структуры расходов на период с 2019 года и плановый период с 2020 по 2021 годы связано с необходимостью реализации положений действующих нормативно-правовых актов, в частности Федерального закона от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и исполнения ряда федеральных целевых программ, в том числе таких, как государственная программа "Юстиция". Следует отметить, что по указанной программе проектом бюджета предусмотрено увеличение выделяемых средств по сравнению с запланированным на этот период в 2017 году.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который предполагает учет фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, прогноз основан на предположении о замедлении мирового экономического роста (с 3,7% в 2017 году до 3,2% к 2024 году) вследствие окончания циклической фазы восстановительного роста и нарастающих структурных ограничений в развитых странах (старение населения, медленный рост производительности труда); замедления темпов роста в развивающихся странах, под влиянием накопленных структурных дисбалансов (высокая долговая нагрузка корпоративного сектора, избыточные инвестиции в инфраструктуру в предшествующие годы в Китае); ужесточения глобальных финансовых условий и усиления глобального протекционизма (нарушение сложившихся "цепочек добавленной стоимости", снижение производительности труда из-за барьеров для распространения новых технологий, замедление глобального инвестиционного спроса).
В основу прогноза заложена предпосылка о плавном снижении цен на нефть под давлением быстрого роста добычи нефти в США (в совокупности с ликвидацией инфраструктурных ограничений для ее транспортировки); постепенного увеличения объемов добычи нефти странами ОПЕК+ и Россией в результате изменения параметров соглашения об ограничении добычи (июнь 2018); сдержанного спроса на сырьевые товары на фоне замедления темпов роста мировой экономики. В то же время кратковременные всплески роста цен, связанные с перебоями поставок нефти в ряде крупных стран - нефтепроизводителей (в первую очередь в Венесуэле), будут обусловливать нестабильность рынка энергоносителей.
Прогноз предполагает, что последовательная реализация Банком России макроэкономической политики в рамках бюджетного правила обеспечит низкую зависимость курса рубля к доллару США от динамики цен на нефть.
Кроме того, учтены меры, предусмотренные Планом действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении до 25% их доли в валовом внутреннем продукте, реализация которых будет способствовать ускорению экономического роста с 2020 года.
В части вопросов ведения Комитета следует рассмотреть расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах на финансовое обеспечение реализации Государственной программы "Юстиция".
Проектом бюджета предлагается следующая таблица:
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
282 519,9 |
265 253,9 |
281 044,7 |
106,0 |
273 531,1 |
290 165,9 |
106,1 |
300 212,3 |
103,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" |
760,9 |
172,1 |
258,3 |
150,1 |
176,1 |
197,0 |
111,9 |
201,5 |
102,3 |
Подпрограмма "Развитие судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" |
1 542,2 |
1 558,2 |
1 714,6 |
110,0 |
1 591,8 |
1 774,6 |
111,5 |
2 621,7 |
147,7 |
Подпрограмма "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" |
224 229,6 |
219 643,7 |
226 714,0 |
103,2 |
226 495,0 |
234 039,0 |
103,3 |
241 234,6 |
103,1 |
Подпрограмма "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" |
49 695,5 |
41 260,2 |
46 969,5 |
113,8 |
42 570,4 |
48 627,5 |
114,2 |
50 545,8 |
103,9 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" |
3 891,6 |
2 619,6 |
2 988,4 |
114,1 |
2 697,7 |
3 127,8 |
115,9 |
3 208,7 |
102,6 |
Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)" |
2 400,0 |
0,0 |
2 400,0 |
- |
0,0 |
2 400,0 |
- |
2 400,0 |
100,0 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Из таблицы следует, что бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Юстиция", в 2019 году составят 281 044,7 млн рублей, в 2020 году - 290 165,9 млн рублей, в 2021 году - 300 212,3 млн рублей, что существенно больше по сравнению с параметрами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, и в 2019 году увеличены на 15 790,9 млн рублей, в 2020 году - на 16 634,9 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, увеличены на 10 046,4 млн рублей.
В части распределения ресурсов по отдельным подпрограммам Госпрограммы "Юстиция" предлагается следующая таблица:
млн рублей
Структурный элемент |
(2019 Законопроект - 2019 Закон N 362-ФЗ) |
(2020 Законопроект - 2020 Закон N 362-ФЗ) |
(2021 Законопроект - 2020 Законопроект) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
15 790,9 |
16 634,9 |
10 046,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций" |
86,1 |
20,9 |
4,5 |
Основное мероприятие "Обеспечение исполнения решений Европейского суда по правам человека" |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
Иные основные мероприятия |
76,2 |
10,9 |
4,5 |
Подпрограмма "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" |
7 070,3 |
7 544,0 |
7 195,6 |
Основное мероприятие "Повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы, престижа службы в исправительных учреждениях" |
4 362,9 |
4 879,5 |
6 816,7 |
Основное мероприятие "Проведение социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными" |
467,3 |
502,6 |
182,8 |
Основное мероприятие "Обеспечение соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей" |
2 276,8 |
2 184,8 |
192,3 |
Иные основные мероприятия |
-36,8 |
-22,9 |
3,8 |
Подпрограмма "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" |
5 709,3 |
6 057,0 |
1 918,4 |
Основное мероприятие "Организация и обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также установленного порядка деятельности судов" |
5 709,3 |
6 057,0 |
1 599,4 |
Основное мероприятие "Обеспечение мер по созданию необходимых условий для исполнения судебных решений" |
0,0 |
0,0 |
319,0 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственного управления при реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" |
368,8 |
430,1 |
80,9 |
Основное мероприятие "Обеспечение выполнения государственных функций" |
369,1 |
430,5 |
80,9 |
Иные основные мероприятия |
-0,3 |
-0,5 |
0,0 |
Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)" |
2 400,0 |
2 400,0 |
0,0 |
Иные подпрограммы |
156,3 |
182,8 |
847,0 |
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Регулирование государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение соблюдения международных стандартов обращения с осужденными в местах лишения свободы и лицами, содержащимися под стражей":
увеличением расходов на оплату коммунальных услуг учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы в 2019-2020 годах в объеме 1 262,6 млн рублей ежегодно;
увеличением расходов на осуществление капитального и текущего ремонтов объектов уголовно-исполнительной системы в 2019-2020 годов в объеме 1 000,0 млн рублей ежегодно.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Повышение качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и обеспечение установленного порядка деятельности судов" обусловлено:
по основному мероприятию "Организация и обеспечение принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также установленного порядка деятельности судов" - увеличением расходов на осуществление полномочий по принудительному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в 2019-2020 годах в объеме 184,4 млн рублей ежегодно;
по основному мероприятию "Обеспечение мер по созданию необходимых условий для исполнения судебных решений" продолжением реализации мероприятий ФЦП "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" в 2021 году в объеме 319,0 млн рублей.
Особое внимание уделено дальнейшему развитию судебной системы России. Бюджетные ассигнования по направлению "Государственная судебная власть" в 2019 году составят 196 256,5 млн рублей, в 2020 году - 203 026,2 млн рублей и в 2021 году - 209 392,5 млн рублей.
Наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по направлению "Государственная судебная власть" повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
на выплату судьям в отставке ежемесячного пожизненного содержания и действующим судьям надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания в связи с увеличением численности получателей в 2019 году на 1 210,5 млн рублей, в 2020 году на 1 604,9 млн рублей, в 2021 году на 61,8 млн рублей;
на выплату судьям выходного пособия в 2019 году на 477,4 млн рублей;
на обеспечение криптографической защиты каналов передачи данных для информации, содержащей персональные данные, в 2019 и 2020 годах на 295,4 млн рублей ежегодно;
на приобретение судьям в отставке путевок на санаторно-курортное лечение в связи с увеличением численности получателей в 2019 и 2020 годах на 49,6 млн рублей ежегодно;
на повышение квалификации и переподготовку судей федеральных судов в связи с ростом базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в части реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки судей федеральных судов в 2019 году на 25,1 млн рублей, в 2020 году на 29,8 млн рублей, в 2021 году на 4,4 млн рублей;
на составление (изменение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в 2019 году на 21,9 млн рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на проведение X Всероссийского съезда судей на 133,9 млн рублей.
Объем выделенных средств свидетельствует от том, что при формировании государственных расходов учтена необходимость создания условий для решения задач, связанных с развитием судебной системы Российской Федерации и обеспечением надлежащей деятельности органов юстиции и уголовно-исполнительной системы.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.