Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 9 октября 2018 г. N 84/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), федеральных законов и с учетом законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений, с учетом фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Бюджетного кодекса Законопроект содержит показатели федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
С учетом планируемого превышения доходов федерального бюджета над расходами в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Законопроектом предусмотрен профицит федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Текущий прогноз макроэкономических показателей на период 2019-2021 годов сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, заданных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204). В прогнозе учтены меры, предусмотренные Планом действий Правительства Российской Федерации по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении до 25% их доли в валовом внутреннем продукте, реализация которых будет способствовать ускорению экономического роста с 2020 года.
Основные параметры на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы представлены в таблице:
Наименование |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка*) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 / 4 * 100 |
7 |
8 |
9 = 8 / 7 * 100 |
10 |
11 = 10 / 8 * 100 |
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
53,0 |
69,6 |
41,6 |
63,4 |
152,4 |
42,4 |
59,7 |
140,8 |
57,9 |
97,0 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
181,8 |
216,4 |
156,0 |
211,5 |
135,6 |
156,0 |
210,1 |
134,7 |
211,2 |
100,5 |
ВВП, млрд руб. |
92 037 |
101 164 |
103 228 |
105 820 |
102,5 |
110 237 |
110 732 |
100,4 |
118 409 |
106,9 |
Рост ВВП, % |
1,5 |
1,8 |
2,2 |
1,3 |
|
2,3 |
2,0 |
|
3,1 |
|
Инвестиции, млрд руб. |
15 967 |
17 241 |
19 230 |
18 671 |
97,1 |
21 176 |
20 966 |
99,0 |
23 362 |
111,4 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
2,5 |
3,4 |
4,0 |
4,3 |
|
4,0 |
3,8 |
|
4,0 |
|
Курс доллара, рублей за доллар США |
58,3 |
61,7 |
66,9 |
63,9 |
95,5 |
68,0 |
63,8 |
93,8 |
64,0 |
100,3 |
______________________________
* - на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
______________________________
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов представлены в таблице:
млрд рублей
Наименование |
2017 год (отчет) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 / 4 * 100 |
7 |
8 |
9 = 8 / 7 * 100 |
10 |
11 = 10 / 8 * 100 |
Доходы, всего |
15 088,9 |
18 747,5 |
15 554,6 |
19 969,3 |
128,4 |
16 285,4 |
20 218,6 |
124,2 |
20 978,0 |
103,8 |
%% к ВВП |
16,4 |
18,5 |
15,1 |
18,9 |
|
14,8 |
18,3 |
|
17,7 |
|
Расходы, всего |
16 420,3 |
17 424,5* |
16 373,7 |
18 037,2 |
110,2 |
17 155,3 |
18 994,3 |
110,7 |
20 026,0 |
105,4 |
%% к ВВП |
17,8 |
17,2 |
15,9 |
17,0 |
|
15,6 |
17,2 |
|
16,9 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-1 331,4 |
+1 323,0 |
-819,1 |
+1 932,1 |
|
-869,8 |
+1 224,4 |
|
+952,0 |
77,8 |
%% к ВВП |
1,4 |
1,3 |
0,8 |
1,8 |
|
0,8 |
1,1 |
|
0,8 |
|
______________________________
* - с учетом изменений сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г., включая переходящие остатки 2017 г.
______________________________
В 2018-2021 годах прогнозируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2018 году до 16,9 % ВВП к 2021 году. При этом объем условно утвержденных расходов составит 474,9 млрд рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2020 году и 1 001,3 млрд рублей (5% к общему объему расходов) в 2021 году.
Снижение доли общего объема расходов федерального бюджета к объему ВВП обусловлено более высокими темпами роста ВВП по отношению к темпам роста номинального объема расходов и более умеренным ростом доходов по отношению к ВВП.
Прогноз объема Фонда национального благосостояния
млрд рублей
Показатели |
2017 год (отчет*) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 / 4 * 100 |
7 |
8 |
9 = 8 / 7 * 100 |
10 |
11 = 10 / 8 * 100 |
Объем ФНБ на начало года |
5 331,3 |
3 752,9 |
3 756,9 |
3 818,0 |
101,6 |
4 409,9 |
7 907,5 |
179,3 |
11 476,0 |
145,1 |
%% к ВВП |
5,8 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
- |
4,0 |
7,1 |
- |
9,7 |
- |
Пополнение ФНБ |
- |
906,7 |
547,1 |
4 100,4 |
749,5 |
- |
3 413,0 |
- |
2 801,8 |
82,1 |
Использование средств ФНБ |
1 622,6 |
1 113,3 |
4,5 |
4,4 |
97,8 |
3,8 |
3,7 |
97,4 |
3,3 |
89,2 |
Объем ФНБ на конец года |
3 752,9 |
3 818,0 |
4 409,9 |
7 907,5 |
179,3 |
4 488,0 |
11 476,0 |
255,7 |
14 311,3 |
124,7 |
%% к ВВП |
4,1 |
3,8 |
4,3 |
7,5 |
- |
4,1 |
10,4 |
- |
12,1 |
- |
______________________________
* - с учетом средств Резервного фонда
______________________________
В 2019-2021 годах согласно бюджетным правилам с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирован в структуре государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации. С учетом утверждения в 2018 году государственной программы "Обеспечение обороноспособности страны", а также отнесения отдельных расходов, ранее отражаемых в рамках непрограммной части федерального бюджета, к соответствующим государственным программам, доля "программных" расходов федерального бюджета в 2019-2020 годах составит порядка 71% (по сравнению с 56 % в 2018 году).
Расходы федерального бюджета в 2019-2021 годах по государственной программе "Обеспечение обороноспособности страны"
млн рублей
Наименование |
Код ГП |
2018 год* |
2019 |
2020 |
2021 |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2020 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 / 4 * 100 |
7 |
8 |
9 = 8 / 7 * 100 |
10 |
11 = 10 / 8 * 100 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
31 |
0,0 |
0,0 |
1 399 655,1 |
- |
0,0 |
1 449 037,6 |
- |
1 497 177,9 |
103,3 |
В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2019 году и на плановый период 2020 и 2021 годов, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе на дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.
Соотношение расходов федерального бюджета, с расходами предусмотренными Законопроектом по разделу 02 "Национальная оборона" на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, представлены в таблице:
млн рублей
Наименования разделов |
2018 год (оценка*) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2020 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 * 100 |
6 |
7 |
8 = 7 / 6 * 100 |
9 |
10 = 9 / 7 * 100 |
Всего |
17 229 300,5 |
16 373 747,1 |
18 037 246,1 |
110,2 |
17 155 263,1 |
18 994 250,3 |
110,7 |
20 026 029,9 |
105,4 |
Условно утвержденные |
|
|
|
|
428 881,6 |
474 856,3 |
|
1 001 301,5 |
|
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
2,5 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Всего (без учета условно утвержденных) |
17 229 300,5 |
16 373 747,1 |
18 037 246,1 |
110,2 |
16 726 381,6 |
18 519 394,0 |
110,7 |
19 024 728,4 |
102,7 |
Национальная оборона |
3 032 674,0 |
2 790 662,1 |
2 914 213,2 |
104,4 |
2 844 627,8 |
3 019 470,3 |
106,1 |
3 160 158,8 |
104,7 |
%% к ВВП |
3,0 |
2,7 |
2,8 |
|
2,6 |
2,7 |
|
2,7 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
17,6 |
17,0 |
16,2 |
|
17,0 |
16,3 |
|
16,6 |
|
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2019 году составят 2 914 213,2 млн рублей, в 2020 году - 3 019 470,3 млн рублей и в 2021 году - 3 160 158,8 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Национальная оборона" составит в 2019 году - 2,8%, в 2020 и 2021 годах - 2,7 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2019 году по сравнению с 2018 годом (17,6%) уменьшится и составит 16,2%, в 2020 и 2021 годах уменьшится и составит 16,3% и 16,6% соответственно.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, приведены в таблице:
млн рублей
Наименования разделов |
2018 год (оценка*) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 362-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2020 год, % |
|||||
Национальная оборона |
3 032 674,0 |
2 790 662,1 |
2 914 213,2 |
104,4 |
2 844 627,8 |
3 019 470,3 |
106,1 |
3 160 158,8 |
104,7 |
%% к ВВП |
3,0 |
2,7 |
2,8 |
|
2,6 |
2,7 |
|
2,7 |
|
доля в общем объеме расходов, % |
17,6 |
17,0 |
16,2 |
|
17,0 |
16,3 |
|
16,6 |
|
Вооруженные Силы Российской Федерации |
2 262 492,3 |
2 154719,1 |
2 227 016,4 |
103,4 |
2 266 508,8 |
2 362 717,0 |
104,2 |
2 440 950,7 |
103,3 |
%% к ВВП |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
|
2,1 |
2,1 |
|
2,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
13,1 |
13,2 |
12,3 |
|
13,6 |
12,8 |
|
12,8 |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
7 318,6 |
7 148,2 |
7 523,1 |
105,2 |
7 245,9 |
7 514,1 |
103,7 |
7 557,7 |
100,6 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|
0,04 |
0,04 |
|
0,04 |
|
Мобилизационная подготовка экономики |
3 202,9 |
3 198,4 |
3 198,4 |
100,0 |
3 198,4 |
3 198,4 |
100,0 |
3 198,4 |
100,0 |
%% к ВВП |
0,003 |
0,003 |
0,003 |
|
0,003 |
0,003 |
|
0,003 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
|
0,02 |
0,02 |
|
0,02 |
|
Ядерно-оружейный комплекс |
44 142,0 |
46 319,7 |
46 319,7 |
100,0 |
44 951,0 |
44 951,0 |
100,0 |
44 536,9 |
99,1 |
%% к ВВП |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
|
0,04 |
0,04 |
|
0,04 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,2 |
|
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
10 464,3 |
9 983,3 |
9 574,1 |
95,9 |
10 133,7 |
9 560,8 |
94,3 |
9 588,1 |
100,3 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
0,01 |
|
0,01 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
378 419,8 |
282 126,8 |
295 804,1 |
104,8 |
287 118,7 |
298 030,9 |
103,8 |
340 922,2 |
114,4 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
2,2 |
1,7 |
1,6 |
|
1,7 |
1,6 |
|
1,8 |
|
Другие вопросы в области национальной обороны |
325 634,2 |
287 166,5 |
324 777,4 |
113,1 |
225 471,2 |
293 498,1 |
130,2 |
313 404,9 |
106,8 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,2 |
0,3 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
|
1,3 |
1,6 |
|
1,6 |
|
Наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу "Национальная оборона" повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований:
на текущее содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, включая продовольственное, транспортное обеспечение, содержание объектов инфраструктуры и закупку горюче-смазочных материалов, в 2019 и 2020 годах на 114 000,0 млн рублей, ежегодно;
в связи с увеличением численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в 2019 году на 4 500,0 млн рублей, в 2020 году на 4 671,0 млн рублей, в 2021 году на 186,8 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске в 2019 году на 64,4 млн рублей;
на создание представительств Минобороны России за рубежом в 2019 году на 61,5 млн рублей, в 2020 году на 44,0 млн рублей, в 2021 году на 0,1 млн рублей;
на ведение лесного хозяйства на закрепленных территориях в 2019 и 2020 годах на 50,0 млн рублей ежегодно;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных:
на строительство взлетно-посадочной полосы аэродрома Бельбек в связи с завершением в 2018 году строительства, в 2019 году на 2 500,0 млн рублей.
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, по разделу "Национальная оборона" составят в 2019 году 4 400,4 млн рублей, в 2020 году 4 400,4 млн рублей, в 2021 году 7 524,1 млн рублей, в том числе:
на выполнение обязательств, принятых по договорам при осуществлении военно-технического сотрудничества, а также на проведение мероприятий, связанных с восполнением продукции военного назначения, поставленной из наличия при осуществлении военно-технического сотрудничества, на проведение паспортизации объектов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение работ по развитию и пополнению информационных ресурсов Министерства обороны Российской Федерации "Память народа" и "Подвиг народа", регистрацию прав собственности и оформление правоустанавливающих документов, обеспечение выполнения международных обязательств по размещению воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств в 2019 - 2021 годах в объеме 4 400,4 млн рублей ежегодно (в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества и предложений Минобороны России об их распределении);
на мероприятия подпрограммы "Обеспечение и управление" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в 2021 году в объеме 322,8 млн рублей (до принятия решений Правительством Российской Федерации);
на мероприятия подпрограммы "Промышленная утилизация вооружения и военной техники" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" в 2021 году в объеме 2 800,9 млн рублей (до принятия решений Правительством Российской Федерации).
Открытой частью проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 005 523,55 млн рублей на 2019 год, 1 034 576,97 млн рублей на 2020 год и 1 056 009,26 млн рублей на 2021 год.
Расходы федерального бюджета открытой частью проекта федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, приведены в таблице:
млн рублей
Наименование |
Рз |
ПР |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Национальная оборона |
02 |
|
1 005 523,55 |
1 034 576,97 |
1 056 009,26 |
Вооруженные Силы Российской Федерации |
02 |
01 |
910 448,23 |
945 892,11 |
968 925,06 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
02 |
03 |
7 523,07 |
7 514,11 |
7 557,73 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
02 |
07 |
1 579,91 |
1 579,12 |
1 581,38 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
02 |
08 |
14 100,22 |
14 113,22 |
12 792,20 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
02 |
09 |
71 872,12 |
65 478,41 |
65 152,90 |
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов говорит о сохранении основных сложившихся пропорций в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2019 году 90,5 % расходов, в 2020 году 91,4 % и 91,7 % в 2021 году.
Расходы по подразделу "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2019 году в сумме 1 005,5 млрд рублей, в 2020 году в сумме 1 034,58 млрд рублей и 1 056,0 млрд рублей в 2021 году.
Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по государственной программе "Обеспечение обороноспособности страны", а также отнесения отдельных расходов, ранее отражаемых в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами).
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" по основному мероприятию "Обеспечение денежным довольствием военнослужащих, заработной платой гражданского персонала, а также выплата пособий и компенсаций" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2019 год - 591,56 млрд рублей, на 2020 год - 615,23 млрд рублей, на 2021 год - 638,27 млрд рублей. При этом учитывалось ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции с 1 октября в 2019 году на 4,3%, в 2020 году на 3,8% и в 2021 году на 4,0 процента.
В 2011 году в Федеральный закон N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" был заложен принцип, по которому размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции. Однако действие указанной нормы было приостановлено Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ) до 1 января 2018 года.
В результате приостановления действия до 1 января 2018 года нормы Федерального закона N 306-ФЗ, гарантия защиты денежного довольствия военнослужащих от обесценивания не выполнялась на протяжении пяти лет (в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах).
При этом по данным Росстата общий уровень инфляции за весь период действия Федерального закона N 306-ФЗ (в период с 2012 года по 2017 год) составил порядка 46%, а стоимость условного (минимального) набора продуктов питания выросла практически на 60%.
Тем самым, Комитет по обороне отмечает, что исходя из индекса роста потребительских цен за период с 2012 года по 2017 год денежное довольствие военнослужащих обесценилось практически в половину, а индексация на 4% в 2018 году ситуацию значительно не изменила.
Такая же ситуация наблюдается с оплатой труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти (за исключением категорий, подпадающих под "майские указы"). В 2018 году были проиндексированы заработные платы гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти с 1 января 2018 г. - на 4,0%. Наряду с этим Правительством Российской Федерации в период с 2014 по 2017 год не принимались решения по индексации (увеличению) оплаты труда гражданского персонала воинских частей. Однако минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года по настоящее время, вырос на 200% т.е. в 2 раза (с 5 554 рублей до 11 163 рублей).
Такое положение дел для большинства категорий гражданского персонала воинских частей и организаций "силового блока" в течение последних лет практически привело к выравниванию уровней оплаты труда работников низкой квалификации по отношению к работникам с более высокой квалификацией, а также к нивелированию гарантий, связанных с оплатой труда в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
По мнению Комитета по обороне, повышение оплаты труда гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции необходимо провести с начала финансового года (в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) с 1 января 2019 года, вместо 1 октября 2019 года. В противном случае повышение с 1 октября 2019 года не компенсирует даже уровень расчетной инфляции, так как фактическое повышение за весь 2019 год составит всего 1,07%. А учитывая повышение ставки НДС с 1 января 2019 года с 18% до 20%, которое повлечет увеличение цен и рост инфляции особенно в первом полугодии, обесценит и так недоиндексированный размер денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала воинских частей и организаций.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" на подпрограмму "Строительство и развитие Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2019 год - 447,0 млрд рублей, на 2020 год - 446,3 млрд рублей, на 2021 год - 448,7 млрд рублей, включая расходы на основные мероприятия:
обеспечение комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме на 2019 год - 11,2 млрд рублей, на 2020 год - 11,3 млрд рублей, на 2021 год - 11,8 млрд рублей;
совершенствование системы подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме на 2019 год - 9,6 млрд рублей, на 2020 год - 9,6 млрд рублей, на 2021 год - 9,8 млрд рублей, из них:
- на субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты предусмотрено на 2019 год - 3,04 млрд рублей, на 2020 год - 3,03 млрд рублей, на 2021 год - 3,07 млрд рублей;
- на субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" на 2019 год - 1,15 млрд рублей, на 2020 год - 1,15 млрд рублей, на 2021 год - 1,15 млрд рублей.
совершенствование работы с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме на 2019 год - 5,4 млрд рублей, на 2020 год - 5,6 млрд рублей, на 2021 год - 5,7 млрд рублей, из них на гранты Президента Российской Федерации в области культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям предусмотрено по 161 млн рублей ежегодно;
совершенствование системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме на 2019 год - 246,17 млрд рублей, на 2020 год - 258,59 млрд рублей, на 2021 год - 258,91 млрд рублей;
развитие и поддержание инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации в объеме на 2019 год - 164,4 млрд рублей, на 2020 год - 150,31 млрд рублей, на 2021 год - 151,07 млрд рублей.
В соответствии с подпрограммой "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" по основному мероприятию "Жилищное обеспечение военнослужащих" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме на 2019 год - 179,7 млрд рублей, на 2020 год - 199,6 млрд рублей, на 2021 год - 215,4 млрд рублей.
При этом увеличены бюджетные ассигнования на функционирование накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в связи с увеличением численности участников, в том числе за предыдущие годы, в 2019 году на 47 763,7 млн рублей, в 2020 году на 63 738,3 млн рублей, в 2021 году 15 829,7 млн рублей;
Наряду с этим, Комитет по обороне отмечает, что по состоянию на 1 января 2018 года дефицит финансирования системы составлял более 50 млрд рублей. По информации руководства Росвоенипотеки к концу текущего года дефицит финансирования может составить порядка 95 млрд рублей. До настоящего времени ситуация не поменялась. Выделенные денежные ассигнования на накопительно-ипотечную систему в проекте бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не покрывают дефицита, а лишь обеспечивают ее функционирование.
С 1 января 2014 года Минобороны России реализует решение вопроса жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления жилищных субсидий (далее - ЖС) для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).
По расчетным оценкам Минобороны России к 1 января 2019 года на учете нуждающихся в постоянном жилье с формой обеспечения ЖС будут состоять свыше 23 тысяч военнослужащих.
На предоставление военнослужащим ЖС предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 113,34 млрд рублей (37,78 млрд руб. ежегодно), за счет которых возможно ее предоставление 15,6 тыс. военнослужащих.
При этом, Комитет по обороне отмечает, что ежегодный объем выделенных бюджетных ассигнований в период с 2019 по 2021 год не проиндексирован в зависимости от норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации. В связи с этим количество военнослужащих, которым возможно предоставить ЖС в пределах выделяемых сумм, ежегодно снижается. За период 2018-2021 годов снижение количества обеспечиваемых военнослужащих будет в пределах 600-700 человек. При этом количество военнослужащих, изъявивших желание получить ЖС, увеличится и по прогнозным данным Департамента жилищного обеспечения Минобороны России к 1 января 2022 года достигнет свыше 37 тысяч военнослужащих.
В целях недопущения роста очереди на жилье и перехода на плановое обеспечение военнослужащих жильем, а также сокращения срока ожидания реализации военнослужащих своих жилищных прав до 2-х лет необходимо дополнительное выделение бюджетных ассигнований в период 2019-2021 года в размере 144,98 млрд рублей (2019 - 44,78 млрд руб., 2020 - 46,77 млрд руб., 2021 - 53, 43 млрд руб.).
Аналогичная ситуация складывается в Федеральной службе войск национальной гвардии и МВД России.
Предусмотренные бюджетные ассигнования на единовременную социальную выплату для приобретения или строительство жилого помещения составляют 2,0 млрд рублей ежегодно, что позволяет обеспечить только 0,3-0,4% сотрудников от общего количества стоящих на учете, а период ожидания единовременной социальной выплаты составляет более 100 лет. Недофинансирование МВД России на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в период 2019-2021 годы составляет 340,0 млрд рублей.
Недофинансирование Росгвардии в период 2019-2021 годы составляет:
на накопительно-ипотечную систему 3,2 млрд руб (2019 год - 1,2 млрд руб., 2020-2021 - по 1 млрд руб.);
на выплату ЖС 4,8 млрд рублей (по 1,6 млрд руб. ежегодно).
Комитет Государственной Думы по обороне отмечает, что недофинансирование данных статей расходов ведет к ежегодному нарастающему увеличению роста очереди на обеспечение жильем и увеличению срока реализации военнослужащими своих жилищных прав.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по обороне считает, необходимым в целях недопущения рост очереди на жилье и перехода на плановое обеспечение военнослужащих жильем, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, рассмотреть вопрос обеспечения финансирования соответствующих статей расходов на требуемом уровне.
Бюджетные ассигнования по подразделу 10 01 "Пенсионное обеспечение" раздела 10 "Социальная политика" в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, Законопроектом предусматриваются в 2019 году в размере 731,9 млрд рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 638 тысяч человек, в 2020 году в размере 646,91 млрд рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 671 тысяч человек, в 2021 году в размере 556,69 млрд рублей из оценки численности "военных пенсионеров" - 2 705 тысяч человек.
Комитет по обороне отмечает, что в 2020 - 2021 году наблюдается не обеспеченность в полном объеме бюджетными ассигнованиями на исполнение публичных нормативных обязательств в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним, с учетом роста численности получателей "военной пенсии" и ежегодного увеличения денежного довольствия военнослужащих с 1 октября в 2019 году на 4,3%, в 2020 году на 3,8% и в 2021 году на 4,0 процента.
В 2019 году запланирована индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2019 года на уровень инфляции - 4,3%, что соответственно позволит увеличить и "военную пенсию" тоже на 4,3% с 1 октября 2019 года.
При этом индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с 1 января 2019 года на 7,05%.
Начиная с 2012 года по 2018 год "военная пенсия" увеличилась на 35%, что гораздо ниже уровня инфляции за этот период, которая составила порядка 50%.
Наряду с этим "военные пенсионеры" согласно законодательству получают неполную пенсию. Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) составляет с 1 января 2012 года 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличивается на 2% до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Введение данной нормы было обусловлено с учетом имеющихся на 2012 год экономических возможностей государства и значительного увеличения пенсии в связи с принятием в 2011 году Федерального закона N 306-ФЗ.
Предложенный порядок исчисления размеров военных пенсий позволил увеличить их размеры в 2012 году в среднем на 50-60% по отношению к уровню 2011 года (уровень "военных пенсий" в 2011 году был ниже трудовых пенсий). При этом, законодательно был закреплен порядок исчисления размеров "военных пенсий", который предусматривал в дальнейшем их обязательное ежегодное увеличение (дважды в год: с 1 января каждого года и с даты индексации окладов денежного содержания военнослужащих), что в целом обеспечивало поддержание должного уровня материального обеспечения военных пенсионеров.
Однако с 2013 года по 2017 год включительно приостановлено действие части 9 статьи 2 Федерального закона N 306-ФЗ, в соответствии с которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
А начиная с 2015 года по настоящее время действие части второй статьи 43 Закона N 4468-1 приостановлено. Наряду с этим до 2018 года увеличение "военной пенсии" осуществлялось, путем изменения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с Законом N 4468-I ("понижающего" коэффициента) который в 2012 году составлял 54%. А с 1 февраля 2017 года он составил 72,23%.
Таким образом, государство фактически выполняло установленное частью второй статьи 43 Закона N 4468-I обязательство по увеличению "понижающего коэффициента" не менее, чем на 2 процента, на что и ссылался Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам о проверке конституционности федеральных законов, ранее приостанавливавших действие части второй статьи 43 Закона N 4468-I (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2739-О, от 19 ноября 2015 года N 2709-О, от 29 сентября 2015 года N 2250-О).
Однако, начиная с 2018 года увеличение "понижающего коэффициента", в соответствии с частью второй статьи 43 Закона N 4468-I не осуществлялось.
Вместе с тем, на рассмотрении Государственной Думы внесен Правительством Российской Федерации законопроект N 556372-7 "О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". Вышеназванным законопроектом предусмотрено сохранить с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года прежний размер (72,23%) денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
Наряду с этим, подпунктом "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.
При этом Комитет по обороне неоднократно отмечал, что начиная с 2015 года положения Указа N 604 выполняются не в полной мере. "Недоиндексация" составила практически 20% (т.е. пятую часть от суммы "военной пенсии"). В настоящее время от "недоиндексации" размер "военных пенсий" рядового состава военнослужащих приблизился к размеру страховых (трудовых) пенсий.
В 2019 году требования подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 также не учтены.
Законопроектом уровень инфляции в 2019 году предусмотрен в размере 4,3%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 с учетом уровня инфляции в размере 4,3 % необходимо доведение индексации "военной пенсии" до 6,3%. В противном случае, требования указанного положения Указа N 604, по нашему мнению, останутся невыполненными.
Кроме того, до настоящего времени в федеральном бюджете на 2018 год не учтены требования пункта 2 Постановления Государственной Думы N 2835-7 ГД от 24 ноября 2017 года, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604.
По мнению Комитета по обороне, такое исполнение Закона N 4468-I и Указа N 604 фактически дискредитирует установленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором "военные пенсионеры" могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат, заложенный еще в 2012 году.
В этой связи Комитет по обороне считает необходимым перераспределение денежных ассигнований для доведения индексации "военной пенсии" с 4,3% до 6,3% и проведение индексации с 1 января 2019 года (с учетом начала финансового года в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) вместо 1 октября 2019 года.
В рамках раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство" бюджетные ассигнования увеличены на предоставление субсидии ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России в связи с изменением государственного задания в 2019 году на 1 306,1 млн рублей, в 2020 году на 2 273,5 млн рублей, в 2021 году на 1 005,5 млн рублей.
В рамках раздела "Образование" увеличены бюджетные ассигнования на строительство комплекса зданий Кемеровского Президентского кадетского училища Минобороны России в 2019 году на 3 024,0 млн рублей.
По направлению "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере:
на завершение мероприятий, предусмотренных в рамках ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015-2020 годы)", в 2021 году в объеме 2 909,0 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия после завершения их эксплуатации в 2019-2021 годах в объеме 2 405,7 млн рублей ежегодно;
на предоставление Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности в случае принятия Президентом Российской Федерации соответствующих решений в установленном порядке, а также на реализацию других мероприятий по обеспечению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2019 году в объеме 368,9 млн рублей, в 2020 году - 368,8 млн рублей, в 2021 году - 370,0 млн рублей;
Бюджетные ассигнования в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены по федеральной целевой программе " Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы " в объемах: на 2019 год 2,05 млрд рублей, на 2020 год 1,59 млрд рублей.
На Федеральную целевую программу "Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере: на 2019 год - 2,8 млрд рублей, на 2020 год - 2,8 млрд рублей.
На реализацию Федеральной целевой программы "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в размере на 2019 год - 2,5 млрд рублей, на 2020 год - 2,5 млрд рублей.
Выводы:
1. Проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" в 2019 году составят 2 914 213,2 млн рублей, в 2020 году - 3 019 470,3 млн рублей и в 2021 году - 3 160 158,8 млн рублей.
Открытой частью проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 005 523,55 млн рублей на 2019 год, 1 034 576,97 млн рублей на 2020 год и 1 056 009,26 млн рублей на 2021 год.
3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2019 году - 2,8%, в 2020 и 2021 годах - 2,7 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2019 году по сравнению с 2018 годом (17,6%) уменьшится и составит 16,2%, в 2020 и 2021 годах уменьшится и составит 16,3% и 16,6% соответственно.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. По мнению Комитета по обороне, повышение оплаты труда гражданского персонала и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на прогнозный уровень инфляции необходимо провести с начала финансового года (в соответствии со ст.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) с 1 января 2019 года, вместо 1 октября 2019 года.
6. В целях обеспечения выполнения в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", Комитет по обороне считает необходимым перераспределение денежных ассигнований для доведения индексации "военной пенсии" с 4,3% до 6,3% и проведение индексации с 1 января 2019 года (с учетом начала финансового года в соответствии со ст.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации) вместо 1 октября 2019 года.
7. Указанные замечания могут быть учтены при доработке Законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.