Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 01.10.2018 N 146 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом.
Особенности формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Приоритеты бюджетной политики в здравоохранении вытекают из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).
Достижение взаимосвязанных национальных целей обеспечения устойчивого естественного прироста населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет) будет осуществляться в рамках реализации национальных проектов (программ) (далее - национальные проекты) по направлениям: демография, здравоохранение, экология, жилье и городская среда. Определяющая роль в достижении поставленных целей будет принадлежать в первую очередь здравоохранению.
В Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов обозначены следующие стратегические цели отрасли здравоохранения на 2019-2024 годы:
снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся детей);
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы медицинских организаций, обеспечение оптимальной доступности для населения;
обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
увеличение объема экспорта медицинских услуг.
Национальный проект "Здравоохранение" включает 8 федеральных проектов и предусматривает повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, устранение кадрового дефицита медицинских работников, борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.
Согласно пояснительной записке к законопроекту общая стоимость национального проекта "Здравоохранение" в течение шести лет с 2019 по 2024 годы составит 1 336,5 трлн рублей (10,2% в общей сумме расходов федерального бюджета на национальные проекты).
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Здравоохранение" в 2019-2021 годах характеризуются следующими данными:
млн рублей
Наименование национального проекта/федерального проекта |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого: 2019-2021 годы |
Национальный проект "Здравоохранение" |
159 844,4 |
299 092,9 |
238 753,5 |
697 690,8 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
10 487,0 |
14 480,0 |
7 359,0 |
32 326,0 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
11 631,6 |
13 255,1 |
10 339,6 |
35 226,3 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
100 992,3 |
188 818,3 |
180 801,4 |
470 612,0 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
12 919,9 |
21 588,4 |
10 621,0 |
45 129,3 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
5 601,2 |
4 420,2 |
3 566,2 |
13 587,6 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, внедрение инновационных медицинских технологий" |
4 014,1 |
11 309,2 |
12 596,1 |
27 919,4 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
14 168,3 |
45 191,7 |
13 440,2 |
72 800,2 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
90,0 |
Наибольший удельный вес в структуре суммарных расходов на национальный проект "Здравоохранение" в 2019-2021 годах занимает федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" - 67,5%. На долю федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" приходится 10,4%. Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" занимает 6,5% в общем объеме расходов на национальный проект "Здравоохранение" в 2019-2021 годах.
Национальный проект "Здравоохранение" носит межведомственный характер. В его реализации принимают участие 10 федеральных органов исполнительной власти, 2 Государственные корпорации, АО Российский экспортный центр, 85 субъектов Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подразделения Росздравнадзора, образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по медицинским специальностям, страховые медицинские организации.
Национальный проект "Демография" включает 5 федеральных проектов и предполагает создание к 2024 году благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей, а также создание условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создание мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Демография" в 2019-2021 годах характеризуются следующими данными:
млн рублей
Наименование национального проекта/федерального проекта |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого: 2019-2021 годы |
Национальный проект "Демография" |
511 955,0 |
522 214,4 |
528 822,4 |
1 562 991,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный проект "Старшее поколение" |
10 213,6 |
16 739,7 |
14 183,3 |
41 136,7 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
754,2 |
892,1 |
508,6 |
2 154,9 |
Расходы на реализацию этих и других национальных проектов в проекте федерального бюджета на 2019-2021 годы выделяются в приоритетном порядке. Важно отметить, что в бюджетной классификации обеспечено обособление бюджетных ассигнований на реализацию каждого национального проекта. Тем самым гарантируется прозрачность и возможность контроля использования бюджетных средств на реализацию национальных проектов.
Национальный проект "Здравоохранение", федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" и отдельные мероприятия федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография", начиная с 2019 года, включены в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 210) (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения").
Государственная программа "Развитие здравоохранения" включена в перечень "пилотных" государственных программ, формируемых в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242.
В соответствии с проектом паспорта государственной программы "Развитие здравоохранения", представленным одновременно с законопроектом, срок ее реализации определен с 2018 по 2024 годы (ранее срок реализации был установлен по 2025 год включительно).
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
По сравнению с действующей редакцией государственной программы "Развитие здравоохранения" в проекте паспорта меняются цели программы, ее показатели (индикаторы), состав входящих в нее подпрограмм.
Цели программы отражают цели и задачи, поставленные в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства", в Указе N 204, в документах стратегического планирования.
Цели государственной программы "Развитие здравоохранения":
Цель |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
Снижение смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения) |
на 100 тыс. населения |
455 |
437 |
419 |
401 |
Снижение смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения) |
на 100 тыс. населения |
565 |
545 |
525 |
505 |
Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных (до 185 случаев на 100 тыс. населения) |
на 100 тыс. населения |
199,9 |
199,5 |
197,0 |
193,5 |
Снижение младенческой смертности (до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся детей) |
на 1 тыс. родившихся детей |
5,5 |
5,4 |
5,2 |
5,0 |
В соответствии с проектом паспорта государственная программа "Развитие здравоохранения" включает 8 направлений (подпрограмм). В действующей редакции их 9).
Объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственной программы "Развитие здравоохранения" в проекте паспорта характеризуются следующими данными:
млн рублей
Источник финансирования |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, без учета межбюджетных трансфертов между указанными бюджетами - всего: |
2 343 076,8 |
2 609 384,2 |
2 867 445,3 |
2 926 822,6 |
Бюджетные ассигнования консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
|
1 411 832,8 |
1 420 935,7 |
1 331 544,7 |
* Показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 01.09.2018
В период с 2018 года по 2021 год предусматривается рост бюджетных ассигнований из централизованных источников на финансовое обеспечение государственной программы "Развитие здравоохранения" с 2 343,0 млрд рублей до 2 926,8 млрд рублей, или на 583,8 млрд рублей (на 24,9%).
Расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" характеризуются следующими данными:
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
385 921,6 |
504 183,9 |
761 233,2 |
694 605,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
24 131,4 |
28 419,1 |
36 758,1 |
38 561,5 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
10 264,4 |
18 482,2 |
18 379,8 |
18 583,5 |
Подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" |
6 533,3 |
10 441,3 |
9 250,5 |
8 448,6 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
1 429,3 |
1 133,3 |
861,7 |
864,2 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
49 665,8 |
47 858,9 |
48 649,2 |
51 033,7 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
37 743,9 |
37 767,4 |
35 348,0 |
36 557,4 |
Подпрограмма "Информационные технологии и управление развитием отрасли" |
5 915,8 |
16 045,3 |
47 100,9 |
15 574,1 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинский помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" |
250 237,7 |
344 036,3 |
564 885,1 |
524 982,3 |
* Показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 01.09.2018
В целях обеспечения сопоставимости данных параметры финансового обеспечения государственной программы в 2018 году приведены в структуре государственной программы, соответствующей законопроекту.
Ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", предусмотренные в законопроекте, составят в 2019 году 504 183,9 млн рублей, в 2020 году - 761 233,2 млн рублей, в 2021 году - 694 605,4 млн рублей.
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2019 году увеличены на 118 262,3 млн рублей и составят к уровню 2018 года 130,6%, в 2019 году увеличены на 257 049,3 млн рублей к уровню 2019 года (151%), в 2021 году уменьшены на 66 627,8 млн рублей относительно 2020 года (91,2%).
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы по сравнению с предыдущим годом оказали следующие факторы:
выделение дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации федеральных проектов в рамках национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография";
увеличение бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства по сравнению с запланированными ранее в 2019 году на 6 914,0 млн рублей, в 2020 году на 13 244,6 млн рублей в рамках ведомственной целевой программы "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации";
увеличение ассигнований по ведомственной целевой программе "Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в амбулаторных условиях":
- выделение ассигнований на закупку лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в связи с передачей полномочий на федеральный уровень - в 2019 и 2020 годах 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- увеличение ассигнований на закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей - в 2019 году на 2 100,0 млн рублей;
- увеличение ассигнований на закупку лекарственных препаратов в рамках национального календаря профилактических прививок, в связи с ростом цен на вакцины - в 2019 и 2020 годах на 5 741,0 млн рублей ежегодно;
увеличение бюджетных ассигнований по ведомственной целевой программе "Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации":
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году на 3 146,5 млн рублей, в 2020 году на 3 356,2 млн рублей, в 2021 году - на 642,8 млн рублей;
- на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов в 2020 году на 37 655,1 млн рублей, в 2021 году на 4 369,9 млн рублей.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2019-2021 годах характеризуются следующими данными:
млн рублей
Наименование |
2019 |
2020 |
2021 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" - всего |
39 765,3 |
49 107,8 |
50 774,9 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
21 535,1 |
31 070,0 |
31 965,1 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
10 461,1 |
10 777,2 |
11 238,4 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
3 629,4 |
3 721,3 |
3 928,1 |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
100,4 |
102,5 |
109,0 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
4 039,3 |
3 436,7 |
3 534,3 |
На реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" предусмотрено: 2019 год - 51 743,7 млн рублей, 2021 год - 63 277,9 млн рублей, 2021 год - 46 403,6 млн рублей.
Расходы инвестиционного характера по Министерству здравоохранения Российской Федерации по федеральной адресной инвестиционной программе на 2019 - 2021 годы запланированы в следующих объемах: 2019 год - 34 837,8 млн рублей, 2020 год - 47 032,2 млн рублей, 2021 год - 38 329,7 млн рублей; по Федеральному медико-биологическому агентству: 2019 год - 5 063,9 млн рублей, 2020 год - 2 123,1 млн рублей, 2021 год - 1 300 млн рублей.
Предусматривается строительство и реконструкция следующих значимых объектов: строительство Федерального детского реабилитационного центра (ФДРЦ) на 200 коек в г. Подольске; строительство нового корпуса, включающего в себя клинико-реабилитационный центр клиники НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой и новую часть клиники офтальмологии; расширение и реконструкция Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева; реконструкция и строительство комплекса зданий Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова; реконструкция и развитие комплекса (2 очередь) Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина; строительство онкологического центра Калининградской области; лечебно-консультационного центра Волгоградского областного онкологического диспансера N 1, хирургического корпуса на 120 коек с поликлиникой на 200 посещений и других.
В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" предусматриваются следующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
млн рублей
Наименование |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Субсидии: |
|
|
|
Единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта |
3 200,0 |
3 200,0 |
3 200,0 |
Реализация региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
13 428,3 |
44 537,6 |
12 786,2 |
Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь |
9 649,5 |
9 649,5 |
|
Субсидии в целях развития паллиативной медицинской помощи |
4 028,0 |
4 058,0 |
4 058,0 |
Обеспечение авиационным обслуживанием для оказания медицинской помощи |
4 647,0 |
4 840,0 |
5 019,0 |
Субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
6 240,0 |
6 240,0 |
6 240,0 |
Субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями |
2 559,4 |
2 559,4 |
2 559,4 |
Софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации |
21 774,2 |
24 949,5 |
18 894,2 |
Субсидии на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
522,6 |
522,6 |
522,6 |
Субвенции: |
|
|
|
Субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" |
7 954,8 |
8 882,5 |
9 221,9 |
Субвенции на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений |
8,1 |
8,4 |
8,7 |
Иные межбюджетные трансферты: |
|
|
|
Создание и оснащение референс-центров для проведения иммуногистохимических, патоморфологических исследований и лучевых методов исследований, переоснащение сети региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации |
25 747,6 |
47 585,0 |
20 237,5 |
Оснащение медицинских учреждений передвижными медицинскими комплексами для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек |
4 000,0 |
3 800,0 |
2 200,0 |
Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений |
11 541,6 |
13 165,1 |
10 249,6 |
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения |
11 613,3 |
11 613,3 |
11 613,3 |
Проведение скринингов граждан 65 лет и старше, проживающих в сельской местности |
|
3 452,1 |
915,7 |
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства |
90,9 |
90,9 |
90,9 |
Развитие материально-технической базы амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов для населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек |
1 700,0 |
5 700,0 |
|
Проведение иммунизации против пневмококковой инфекции у населения старше трудоспособного возраста из групп риска |
266,8 |
26,7 |
26,7 |
Иные межбюджетные трансферты на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, гражданам Украины и лицам без гражданства медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
227,8 |
227,8 |
227,8 |
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает выделение расходов федерального бюджета на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам отдельной целевой статьей "01 7 05 51380", а распределение субсидий на указанные цели в отдельном приложении 33 (таблица 80) к законопроекту. Это обеспечит прозрачность и возможность постоянного контроля за расходованием средств на программу "Земский доктор".
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что наименование целевой статьи расходов 01 7 05 51380 "Субсидии на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта", а также аналогичное наименование таблицы 80 приложения 33 не соответствует тем условиям, по которым программа "Земский доктор" реализуется в 2018 году.
Согласно приложению 3 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640, субсидия в 2018 году предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В связи с этим возникают следующие вопросы: по какой методике рассчитывалось распределение субсидий в таблице 80 приложения 33, учтено ли включение в программу "Земский доктор" с 2018 года фельдшеров и городов с населением до 50 тыс. человек, учитывался ли предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определяемого в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999?
Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Основными источниками финансирования сферы здравоохранения в среднесрочном периоде будут являться средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение характеризуется следующими данными:
млрд рублей
Показатель |
2018* |
2019 |
2020 |
2021 |
Здравоохранение |
3 296 |
3 657 |
3 961 |
4 079 |
% к ВВП |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
3,4 |
* в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в 2019 году составит 3 657 млрд рублей, что превышает уровень 2018 года на 361 млрд рублей, или на 11,0%; при этом доля расходов на здравоохранение в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 9,6% в 2018 году до 10,0% в 2019 году.
В 2020 году рост государственных расходов на здравоохранение продолжится и составит 3 961 млрд рублей (прирост к 2019 году - 304 млрд рублей, или 8,3%). К 2021 году совокупные государственные расходы на здравоохранение из всех источников превысят 4 трлн рублей, их доля в ВВП составит 3,4%.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 (в редакции от 28 декабря 2017 г. N 1673).
В соответствии с проектом паспорта Государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", представленного одновременно с законопроектом, срок реализации программы продлевается на год и определен с 2013 по 2021 год.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнители не предусмотрены, участников - 6.
Цели и задачи государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" не меняются.
Цель - создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности.
Количество и наименование целевых индикаторов и показателей программы не меняется. При этом по ряду показателей скорректированы ожидаемые результаты соответственно с продлением действия программы на год:
- создание и модернизация 22 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2021 года (в действующей редакции - 20 тыс. до 2020 года);
- увеличение к 2021 году до 50% доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении) (в действующей редакции - до 2020 года);
- увеличение к 2021 году до 40% доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении) (в действующей редакции - до 2020 года);
- увеличение к 2021 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 106 млрд рублей (в действующей редакции к 2020 году - не менее чем до 105 млрд рублей);
- увеличение к 2021 году до 52% доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей (в действующей редакции к 2020 году - до 50%);
- увеличение доли лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90% к 2021 году (в действующей редакции к 2020 году).
Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" в 2019 году составят 11 354,4 млн рублей, в 2020 году - 11 278,1 млн рублей, в 2021 году - 11 081,0 млн рублей.
В соответствии с проектом паспорта государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" включает 3 подпрограммы и федеральную целевую программу "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Вместе с тем изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 1673, с 1 января 2018 года была досрочно прекращена реализация федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" с перераспределением бюджетных ассигнований на основные мероприятия подпрограмм указанной государственной программы.
Расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" и ее подпрограмм характеризуются следующими данными:
млн рублей
Наименование |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
Закон N 362-ФЗ |
Оценка* |
Закон N 362-ФЗ |
Закон N 362-ФЗ |
||||
Всего |
11 220,0 |
12 583,1 |
11 291,9 |
11 354,4 |
11 277,7 |
11 278,1 |
11 081,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
7 750,7 |
8 935,8 |
7 896,2 |
7 058,6 |
7 888,6 |
6 989,0 |
6 791,9 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
3 127,8 |
3 305,8 |
3 129,0 |
2 529,0 |
3 129,0 |
2 529,0 |
2 529,0 |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
341,5 |
341,5 |
266,7 |
1 766,7 |
260,0 |
1 766,7 |
1 766,7 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон N 362-ФЗ), в 2019 году увеличены на 62,5 млн рублей, в 2020 году - на 0,4 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2020 год, уменьшены на 197,1 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств" обусловлено:
уменьшением бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 400,0 млн рублей ежегодно и на предоставление субсидий на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации производства лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 500,0 млн рублей ежегодно в связи с уточнением параметров инвестиционных проектов и прогнозируемым объемом заявок со стороны получателей субсидии;
перераспределением бюджетных ассигнований, ранее предусмотренных в целях предоставления субсидий на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов и субсидий на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований и фармацевтических субстанций, в 2019 и 2020 годах в объеме 1 536,9 млн рублей и в 2021 году в объеме 915,3 млн рублей, на осуществление имущественного взноса в ГК "Ростех" на реализацию проекта по реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей АО "НПО "Микроген" в целях организации производства противогриппозных вакцин.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" обусловлено:
уменьшением бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий в 2019-2020 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в объеме 600,0 млн рублей ежегодно в связи с уточнением параметров инвестиционных проектов и прогнозируемым объемом заявок со стороны получателей субсидии;
перераспределением бюджетных ассигнований в 2019-2020 годах в объеме 150,0 млн рублей ежегодно, предусмотренных на предоставление субсидий на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий, на предоставление субсидии на иные цели ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" в целях обеспечения доступности и повышения качества технических средств реабилитации, формирования гибкой системы учета индивидуальных потребностей инвалидов в таких средствах.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" обусловлено выделением бюджетных ассигнований в объеме 1 500,0 млн рублей ежегодно на осуществление имущественного взноса в уставный капитал АО "Российская венчурная компания" на финансовое обеспечение инновационных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает позитивные тенденции в финансировании здравоохранения в предстоящий период 2019-2021 годов, увеличение расходов на развитие отрасли в абсолютном выражении. Вместе с тем в законопроекте не реализуется положение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года о направлении на развитие здравоохранения из всех источников в 2019-2024 годах ежегодно более 4% ВВП.
Ко второму чтению законопроекта Комитет предлагает проработать следующие вопросы:
1. Исходя из опыта реализации национального проекта "Здоровье" и региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации считаем важным предусмотреть ряд мер, направленных на экономию и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов:
- использование типовых проектов при проведении строительства и реконструкции медицинских организаций;
- включение постгарантийного обслуживания медицинского оборудования в качестве обязательного условия при проведении конкурсных процедур;
- отражение в соглашениях с субъектами Российской Федерации обязательного требования об обеспечении расходными материалами нового медицинского оборудования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Несмотря на значительные вложения средств в укрепление сети медицинских организаций по оказанию специализированной медицинской помощи (сосудистые центры, референс-центры и другие учреждения онкологического профиля), достижение целевых показателей Указа N 204 невозможно без укрепления первичного звена здравоохранения, поскольку именно первичное звено вносит основной вклад в снижение смертности, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни. Поэтому в течение предстоящего шестилетнего периода Комитет считает необходимым изыскать средства на реализацию мероприятий по модернизации поликлинических и стационарных учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению, с высокой степенью износа основных фондов и оборудования, а также детских больниц.
3. Из материалов к законопроекту не ясно, в какой степени решена задача по увеличению нормативных затрат на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием и по переводу укрупнённых групп специальностей в сфере здравоохранения в третью стоимостную группу, утвержденную приказом Минобрнауки России от 20 июля 2016 года N 884 "О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним", а также их финансовому обеспечению. Вопрос требует дополнительных разъяснений.
4. Необходимо уточнить условия осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2019-2021 годах (программа "Земский доктор").
5. По мнению Комитета, нуждается в совершенствовании методика распределения субсидий на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а объем выделяемых средств на указанные цели нуждается в индексации.
6. Комитет предлагает предусмотреть выделение дополнительных денежных средств из федерального бюджета на обеспечение расходными материалами к инсулиновым помпам для больных сахарным диабетом детей и беременных женщин и внести изменения в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 N 2229-р.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Заключение утверждено на заседании Комитета 11 октября 2018 года (протокол N 68).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.