Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрел проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено утверждение показателей федерального бюджета на 2019 год, а также бюджетных назначений на два последующих года (плановый период), подлежащих в дальнейшем уточнению при подготовке и рассмотрении проектов федерального бюджета на соответствующие очередные финансовые годы.
Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который предполагает учет фактора продления антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствие иных геополитических потрясений и экономических шоков.
С учетом планируемого превышения доходов федерального бюджета над расходами в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Законопроектом предусмотрен профицит федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В качестве исходных данных для подготовки проекта приняты:
базовая цена на нефть марки "Юралс" - 63,4 долл./баррель в 2019 году, 59,7 и 57,9 долл./баррель в 2020-2021 годах соответственно;
снижение доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 46,5% в 2018 г. до 38,2% в 2021 г.;
прогнозируемый объем ВВП в размере 105 820,0 млрд рублей в 2019 году, в размере 110 732,0 млрд рублей и 118 409,0 млрд рублей в 2020-2021 годах соответственно;
прогнозный уровень инфляции 4,3% в 2019 году, 3,8% и 4,0% в 2020-2021 годах соответственно;
среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю в 2019 году - 63,9 рублей за доллар США, в 2020 году - 63,8 рублей за доллар США, в 2021 году - 64,0 рублей за доллар США.
В 2018-2021 годах прогнозируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 17,2% ВВП в 2018 году до 16,9% ВВП к 2021 году. При этом объем условно утвержденных расходов составит 474,9 млрд рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2020 году и 1 001,3 млрд рублей (5% к общему объему расходов) в 2021 году.
В 2018-2021 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 18 747,5 млрд рублей в 2018 году до 19 969,3 млрд рублей в 2019 году (+6,5% к 2018 году), 20 218,6 млрд рублей в 2020 году (+1,2% к 2019 году) и 20 978,0 млрд рублей в 2021 году (+3,8% к 2020 году). По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2018 году и 18,9% ВВП в 2019 году до 18,3% ВВП в 2020 году и 17,7% ВВП в 2021 году.
Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов как в номинальном выражении, так и по отношению к ВВП: с 8,6% ВВП в 2018 году до 6,8% ВВП к 2021 году. Это приведет к снижению доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 46,5% в 2018 году до 38,2% в 2021 году.
Согласно приложениям 1 и 2 к решению Совета Государственной Думы (Протокол N 146 от 1 октября 2018 года, п.1) Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству является ответственным за рассмотрение государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", а также подразделов 04 08 "Транспорт" и 04 09 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Расходы федерального бюджета по подразделу 04 08 "Транспорт" раздела 04 "Национальная экономика" в 2019 году составят 238 836 321,6 тыс. рублей, в 2020 году - 238 644 897,3 тыс. рублей, в 2021 году - 294 573 906,1 тыс. рублей.
Таким образом, увеличение планируемых расходов по указанному разделу по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон N 362-ФЗ), составляет 71 166 265,1 тыс. рублей в 2019 году, 74 908 767,9 тыс. рублей в 2020 году. Увеличение планируемых расходов в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, составит 55 929 008,8 тыс. рублей.
Расходы федерального бюджета по подразделу 04 09 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" раздела 04 "Национальная экономика" в 2019 году составят 809 027 024,2 тыс. рублей, в 2020 году - 789 280 615,7 тыс. рублей, в 2021 году - 854 078 392,0 тыс. рублей.
Таким образом, увеличение планируемых расходов по указанному разделу по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, составляет 128 580 118,3 тыс. рублей в 2019 году, 96 388 747,8 тыс. рублей в 2020 году. Увеличение планируемых расходов в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, составит 64 797 776,3 тыс. рублей.
Учитывая положительную бюджетную динамику по указанным выше разделам на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, а также то, что значительная часть бюджетных ассигнований, распределяемых по указанным подразделам, приходится на реализацию государственной программы "Развитие транспортной системы" (далее - государственная программа), Комитет считает необходимым подробнее рассмотреть распределение бюджетных ассигнований по государственной программе.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы, в 2019 году составят 761 097,3 млн рублей, в 2020 году - 805 694,9 млн рублей, в 2021 году - 881 572,1 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 14 400,8 млн рублей, в 2020 году - на 31 667,8 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2020 год, увеличены на 75 877,3 млн рублей.
Общим фактором, повлиявшим на изменение расходов на реализацию государственной программы, является также выделение дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации федеральных проектов в рамках национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Экология" и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Железнодорожный транспорт" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 11 443,5 млн рублей, в 2020 году - на 8 105,4 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, планируется уменьшение объемов бюджетных ассигнований на 2 715,5 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Железнодорожный транспорт" обусловлено началом реализации с 2019 года федеральных проектов "Железнодорожный транспорт и транзит", "Коммуникации между центрами экономического роста", "Высокоскоростное железнодорожное сообщение", "Чистый воздух".
Изменены объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение субсидии ФГУП "Крымская железная дорога" (увеличение в 2019 году относительно Закона N 362-ФЗ на 5 574,1 млн рублей, в 2020 году - на 2 786,9 млн рублей; в 2021 году - уменьшение на 2 786,9 млн рублей). Объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение субсидии на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, возникающих в результате предоставления гражданам государственной социальной услуги в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, увеличены в 2019 году относительно Закона N 362-ФЗ на 5 000,0 млн рублей, в 2020 году - на 2 842,8 млн рублей, в 2021 году - на 113,8 млн рублей.
Также изменены объемы бюджетных ассигнований на комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги (уменьшение объемов относительно Закона 362-ФЗ на 5,000 млн рублей в 2019 году; увеличение объемов в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 7 213,6 млн рублей) и на реализацию инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (уменьшение объемов относительно Закона N 362-ФЗ в 2020 году - на 2 842,8 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 113,8 млн рублей).
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Дорожное хозяйство" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 9 885,4 млн рублей, в 2020 году - на 12 880,8 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, планируется увеличение объемов бюджетных ассигнований на 92 031,7 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено началом реализации с 2019 года федеральных проектов "Европа - Западный Китай", "Морские порты России", "Коммуникации между центрами экономического роста" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры; перераспределением бюджетных ассигнований по ведомственному проекту "Развитие сети федеральных автомобильных дорог общего пользования" на реализацию мероприятий вышеуказанных федеральных проектов.
Помимо изложенного, планируется увеличение объема бюджетных ассигнований на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения (на 1 500,0 млн рублей в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ; на 31 313,2 млн рублей в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год) и на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования (на 11 134,7 млн рублей в 2019 году и на 11 628,1 млн рублей в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ; на 33 791,9 млн рублей по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год).
В части доверительного управления федеральными автомобильными дорогами общего пользования Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - государственная компания) планируется увеличить бюджетные ассигнования на предоставление субсидий государственной компании в связи с необходимостью исполнения обязательств по облигационным займам в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 24 532,7 млн рублей, а также уменьшить бюджетные ассигнования на погашение купонных выплат и номинала по облигационным займам по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2020 году на 604,0 млн рублей, в 2021 году на 852,1 млн рублей по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год.
Помимо изложенного, планируется уточнить законодательно установленный объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2019-2020 годах (увеличение на 3 187,2 млн рублей и на 3 227,5 млн рублей относительно объемов, утвержденных Законом N 362-ФЗ).
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 2 430,5 млн рублей, в 2020 году - на 17 645,5 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, планируется уменьшение объемов бюджетных ассигнований на 13 389,4 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено началом реализации с 2019 года федерального проекта "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Помимо указанного, предлагается увеличить бюджетные ассигнования на предоставление субсидии ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" в целях приобретения воздушных судов Ил-96-400 в 2020 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, на 13 800,0 млн рублей, а также на предоставление субсидий федеральным казенным предприятиям, находящимся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 1 179,0 млн рублей, в 2020 году на 1 163,8 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 14,2 млн рублей в целях создания их новых филиалов на базе аэропортов Анадырь, Тура, Байкит, Ванавара, Хатанга, Енисейск.
Изменение параметров финансового обеспечения по ведомственному проекту "развитие инфраструктуры воздушного транспорта" обусловлено перераспределением соответствующих бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федерального проекта "Развитие региональных аэропортов и маршрутов".
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Морской и речной транспорт" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году уменьшены на 3 293,0 млн рублей, в 2020 году - увеличены на 5 168,1 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, планируется увеличение объемов бюджетных ассигнований на 454,3 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено началом реализации с 2019 года федеральных проектов "Морские порты России", "Северный морской путь", "Внутренние водные пути" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Помимо указанного, предлагается уменьшить бюджетные ассигнования на строительство объектов высших учебных заведений по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 939,4 млн рублей, в 2020 году на 777,9 млн рублей, в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 739,0 млн рублей в целях консолидации расходов на образование в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также увеличить бюджетные ассигнования на строительство флота для нужд ФГУП "Росморпорт" и инфраструктуры морских портов в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 4 816,1 млн рублей в целях развития пассажирского морского сообщения.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Надзор в сфере транспорта" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году увеличены на 703,8 млн рублей, в 2020 году - на 636,5 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, планируется уменьшение объемов бюджетных ассигнований на 537,4 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено изменением объема бюджетных ассигнований на обеспечение расходов по рассмотрению дел об административных правонарушениях за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими массу свыше 12 тонн, путем их увеличения по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году на 600 млн рублей, в 2020 году на 600 млн рублей, и уменьшения в 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, на 600 млн рублей.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Комплексное развитие транспортных узлов" по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году уменьшены на 6 885,4 млн рублей, в 2020 году - на 12 876,4 млн рублей. В 2021 году по сравнению с объемами, предусмотренными в Законопроекте на 2020 год, изменений объемов бюджетных ассигнований не планируется.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы обусловлено перераспределением бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральных проектов "Железнодорожный транспорт и транзит", "Морские порты России" комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по государственной программе бюджетные ассигнования на 2019-2021 годы в объеме 620,0 млн рублей ежегодно будут направлены на реализацию Росжелдором функций концедента по концессионному соглашению на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино - в объеме до 120,0 млн рублей ежегодно, а также на реализацию мероприятий по восстановлению автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в объеме до 500,0 млн рублей ежегодно.
Помимо изложенного, Комитет считает важным отметить объемы планируемых расходов по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утверждение и реализация которых планируется согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" запланированы в 2019 году в объеме 129 736,3 млн рублей, в 2020 году - 104 274,2 млн рублей, в 2021 году - 137 396,3 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения - в 2019 году в объеме 1 499,4 млн рублей, в 2020 году - 1 451,7 млн рублей, в 2021 году - 1 160,9 млн рублей.
В связи с отсутствием утвержденного паспорта национального проекта зарезервированы дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета на цели реализации мероприятий национального проекта в 2019 году в объеме 128 286,9 млн рублей, в 2020 году - 102 822,5 млн рублей, в 2021 году - 136 235,4 млн рублей, распределение которых планируется произвести в рамках поправок к Законопроекту в ходе его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры запланированы в 2019 году в объеме 323 225,9 млн рублей, в 2020 году - 343 046,0 млн рублей, в 2021 году - 408 580,5 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Европа - Западный Китай" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на строительство и модернизацию российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай" - в 2019 году в объеме 11 162,8 млн рублей, в 2020 году - 9 219,5 млн рублей, в 2021 году - 17 776,9 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Морские порты России" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на увеличение мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов - в 2019 году в объеме 20 383,6 млн рублей, в 2020 году - 31 313,9 млн рублей, в 2021 году - 53 486,4 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Северный морской путь" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры морских портов, а также строительство атомных ледоколов в целях увеличения грузопотока по Северному морскому пути -
в 2019 году в объеме 9 611,3 млн рублей, в 2020 году - 15 805,8 млн рублей, в 2021 году - 15 271,3 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Железнодорожный транспорт и транзит" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом, а также увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна - в 2019 году в объеме 9 801,2 млн рублей, в 2020 году - 14 456,3 млн рублей, в 2021 году - 7 990,7 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Коммуникации между центрами экономического роста" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и другими городами - центрами экономического роста, включая ликвидацию инфраструктурных ограничений на имеющих перспективы развития территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям - в 2019 году в объеме 179 732,1 млн рублей, в 2020 году - 177 428,4 млн рублей, в 2021 году - 152 685,9 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реконструкцию инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву - в 2019 году в объеме 16 677,6 млн рублей, в 2020 году - 16 692,7 млн рублей, в 2021 году - 17 461,8 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на создание основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами - в 2019-2021 годах в объеме 88,0 млн рублей ежегодно.
В рамках федерального проекта "Внутренние водные пути" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на увеличение пропускной способности внутренних водных путей - в 2019 году в объеме 33 202,9 млн рублей, в 2020 году - 40 682,2 млн рублей, в 2021 году - 33 233,5 млн рублей.
Кроме того, на финансовое обеспечение мероприятий комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры зарезервированы бюджетные ассигнования в 2019 году в объеме 42 566,5 млн рублей, в 2020 году - 37 359,3 млн рублей, в 2021 году - 110 586,0 млн рублей, распределение которых планируется произвести в рамках поправок к Законопроекту в ходе его подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству заключает, что предлагаемый Правительством Российской Федерации законопроект отражает уточненные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации, озвученные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204. В частности, в сфере своего ведения Комитет отмечает увеличение объемов бюджетных ассигнований на строительство и обустройство автомобильных дорог России, развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения, развитие региональных аэропортов, увеличение мощностей морских портов, обеспечение реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и многие другие приоритетные направления работы.
С учетом изложенного, представленный проект федерального закона в целом удовлетворяет требованиям бюджетного законодательства, а также планам развития транспортной системы Российской Федерации. По мнению Комитета, проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.