Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел в части вопросов своего ведения внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Доходы федерального бюджета
Поступление платежей при пользовании природными ресурсами в 2019 году прогнозируется в объеме 447 158,7 млн рублей, в 2020 году - 471 319,9 млн рублей и 451 635,3 млн рублей в 2021 году.
Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя:
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежи при пользовании недрами;
- плату за использование лесов;
- плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
- утилизационный сбор;
- экологический сбор;
- прочие доходы от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами.
(млн руб.)
Наименование |
2016 год |
2017 (исполнение) |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Всего |
236 670,3 |
341 012,1 |
337 522,9 |
447 158,7 |
471 319,9 |
451 635,3 |
Утилизационный сбор |
137 108,8 |
205 926,8 |
254 409,9 |
301 086,3 |
315 435,4 |
330 960,2 |
Плата за использование лесов |
19 251,2 |
20 999,0 |
30 666,1 |
37 322,9 |
41 795,1 |
41 795,1 |
Платежи при пользовании недрами |
55 264,1 |
67 706,9 |
29 511,8 |
41 496,3 |
41 549,6 |
41 605,8 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
13 263,8 |
15 419,7 |
17 025,1 |
19 368,2 |
22 256,1 |
25 617,0 |
Экологический взнос, взимаемый в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами) (Экологический сбор) |
0,0 |
1 334,1 |
2 560,1 |
3 321,8 |
5 591,9 |
7 991,5 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
1 107,3 |
710,5 |
537,1 |
780,3 |
811,5 |
780,3 |
В части доходов федерального бюджета Комитет считает необходимым отметить следующее.
Утилизационный сбор
В 2019 году объем поступлений составит 301 086,3 млн рублей, в 2020 году - 315 435,4 млн рублей, в 2021 году - 330 960,2 млн рублей.
Основным фактором, влияющим на увеличение объемов поступления утилизационного сбора является повышение ставок сбора на колесные транспортные средства с 1 апреля 2018 года и на самоходные транспортные средства с 13 июня 2018 года. Также рост связан с прогнозируемым увеличением объемов производства и ввоза транспортных средств в 2019-2021 гг.
Плата за использование лесов
Поступление платы за использование лесов в 2019 году прогнозируется в объеме 37 322,9 млн рублей, в 2020 году - 41 795,1 млн рублей, в 2021 году 41 795,1 млн рублей.
Увеличение прогноза доходов от поступления платы за использование лесов связано с индексацией ставок платы за изъятие древесины (установленных в 2007 году) в 2,38 раза в 2019 году и в 2,62 раза в 2020 году и за изъятие пищевых и недревесных лесных ресурсов и за аренду лесных участков в 1,89 раз в 2019 году, в 2,26 раза в 2020 году.
Также на увеличение доходности от использования лесов повлияли:
- уточнение разряда такс, корректировка ставок платы при проведении сплошных рубок в зависимости от ликвидного запаса древесины на 1 га и приближенности лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования (дополнительные доходы федерального бюджета составят в 2019 году - 1 205,5 млн рублей и 1 323,0 млн рублей в 2020 и 2021 годах);
- повышение размера ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и при осуществлении рыбоводства (дополнительные доходы федерального бюджета составят в 2019 году - 277,0 млн рублей и 333,0 млн рублей в 2020 и 2021 годах).
Кроме того, в прогнозе поступления доходов от поступления платы за использование лесов на 2019 год учтено погашение задолженности прошлых периодов по арендным платежам в размере 865,0 млн рублей. На 2020 и 2021 годы погашение задолженности прошлых периодов по арендным платежам оценивается в размере 207,0 млн рублей ежегодно.
Плата за пользование водными объектами
В расчете прогноза поступления платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, учтено ежегодное повышение ставок платы на 15%. В 2019 году ставки платы за пользование водными объектами, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. N 1509 "О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности" применяются с коэффициентом 2,01 относительно ставок 2015 года; в 2020 году - 2,31; в 2021 году - 2,66.
Экологический сбор
Экологический сбор на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов прогнозируется в объеме 3 321,8 млн рублей (что на 1 987,0 млн рублей больше, чем в 2017 году), 5 591,9 млн рублей и 7 991,5 млн рублей соответственно.
Увеличение доходов по экологическому сбору на 2019-2021 годы связан с повышением нормативов утилизации отходов от использования товаров с 1 января 2018 года.
Так, с 2018 года нормативы утилизации по отдельным группам товаров увеличиваются в несколько раза (распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. N 2971-р "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы").
Из материалов к пояснительной записке следует, что самый большой экологический сбор заплатят производители следующих групп товаров (в случае, если не снизится объем производства):
- "приборы бытовые электрические" (в 2019 г. - 736, 5 млн рублей, в 2020 г. - 1 473,0 млн рублей, в 2021 г. - 2 209,4 млн рублей);
- "шины, покрышки и камеры резиновые" (в 2019 г. - 398,8 млн рублей, в 2020 г. - 498,5 млн рублей, в 2021 - 598,2 млн рублей);
- "упаковка металлическая из стали" (в 2019 г. - 349,0 млн рублей, в 2020 г. - 465,4 млн рублей, в 2021 г. - 698,1 млн рублей);
- "принадлежности канцелярские бумажные" (в 2019 г. -178,4 млн рублей, в 2020 г. - 267,6 млн рублей, 356,8 млн рублей);
- "компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование" (в 2019 г. - 123,7 млн рублей, в 2020 г. - 247,4 млн рублей, в 2021 г. - 371,0 млн рублей).
Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации", в соответствии с которым предлагается поднять ставки экологического сбора по группам товаров (группам упаковки товаров), отходы от использования которых подлежат утилизации.
Проектом предусматривается, что предложенные размеры ставок экологического сбора по группам товаров и упаковки товаров будут применяться начиная с отчетного периода за 2019 год.
Таким образом, можно прогнозировать еще большее увеличение поступления экологического сбора уже за 2019 год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Прогнозируемое поступление платы за НВОС в 2019 г. и в 2021 г. составляет 780,3 млн рублей, а в 2020 г. - 811,5 млн рублей.
(млн рублей)
Наименование |
Средний объем начислений платы |
% поступления в федеральный бюджет |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
15 606,4 |
5% |
780,3 |
811,5 |
780,3 |
в том числе: |
|
||||
Плата за размещение отходов производства |
7 411,8 |
5% |
370,6 |
385,4 |
370,6 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
4 069,5 |
5% |
203,5 |
211,6 |
203,5 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
3 317,0 |
5% |
165,9 |
172,5 |
165,9 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа |
499,3 |
5% |
25,0 |
26,0 |
25,0 |
Плата за размещение твердых коммунальных отходов |
308,8 |
5% |
15,4 |
16,1 |
15,4 |
Согласно материалам к законопроекту расчет указанной платы произведен на основе прогнозируемых объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов (размещение отходов)) и ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах. В законопроекте плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитана исходя из того, что размеры ставок платы в 2019 году и 2021 соответствуют размерам ставок платы, установленным на 2018 год и без учета дополнительных коэффициентов. В 2020 году плата рассчитывается по тем же ставкам платы что и в 2018 году, но с учетом дополнительного коэффициента равного 1,04.
Однако следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду дополнительный коэффициент 1,04 используется в 2019 году, а не в 2020. Доходы, полученные от этой платы могут быть использованы не 2021 году, а уже в 2020 году.
Расходы федерального бюджета
Раздел "Охрана окружающей среды"
Бюджетные ассигнования по разделу "Охрана окружающей среды" в 2019 году составят 197 118,2 млн рублей, в 2020 году - 230 876,3 млн рублей и в 2021 году - 267 484,1 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Охрана окружающей среды" составит в 2019-2021 годах - 0,2%.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" в 2019 году по сравнению с 2018 годом (0,6%) увеличится и составит 1,1%, в 2020 и 2021 годах увеличится и составит 1,2% и 1,4% соответственно.
(млн рублей)
Наименование |
2018 год (оценка) |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Всего: |
17 229 300,5 |
18 037 246,1 |
18 994 250,3 |
20 026 029,9 |
Охрана окружающей среды |
99 961,4 |
197 118,2 |
230 876,3 |
267 484,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,6 |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
Согласно пояснительной записке наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета такое изменение расходов по разделу "Охрана окружающей среды" обусловлено, в том числе увеличением бюджетных ассигнований:
- на реализацию мероприятий национального проекта "Экология" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 в 2019 году на 45 070,3 млн рублей, в 2020 году на 74 580,8 млн рублей, в 2021 году на 35 919,2 млн рублей;
- на реализацию субъектами Российской Федерации мероприятий в области обращения с отходами (экологический сбор), в 2019 году на 1 971,9 млн рублей, в 2020 году на 2 495,7 млн рублей, в 2021 году на 838,8 млн рублей;
- на реализацию иных мероприятий в рамках государственных программ (информация изложена в следующих разделах).
Учитывая, что паспорт национального проекта "Экология" утвержден после формирования проекта федерального бюджета на 2019-2021 года часть бюджетных средств не была распределена внутри государственных программ и была зарезервирована для дальнейшего распределения (при подготовке законопроекта ко второму чтению).
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2019-2021 года, по разделу "Охрана окружающей среды" составят в 2019 году 45 070,3 млн рублей, в 2020 году - 74 580,8 млн рублей, в 2021 году - 110 500,0 млн рублей и будут направлены на реализацию мероприятий национального проекта "Экология".
Бюджетные ассигнования и направления раздела
"Охрана окружающей среды"
(млн рублей)
Наименование направления |
Государственные программы |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
105,1 |
- |
- |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" |
1 847,8 |
2 487,0 |
1 987,0 |
|
Всего: |
1 952,9 |
2 487,0 |
1 987,0 |
|
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" |
8 612,3 |
8 397,3 |
8 688,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" |
1 481,9 |
1 582,1 |
1 640,3 |
|
Управление делами Президента Российской Федерации |
19,1 |
19,5 |
19,9 |
|
Всего: |
10 113,3 |
9 998,8 |
10 348,9 |
|
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" |
405,0 |
366,1 |
379,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" |
448,0 |
460,0 |
484,2 |
|
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" |
- |
46,7 |
47,3 |
|
Всего: |
853,0 |
872,8 |
910,5 |
|
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" |
23 382,5 |
24 452,9 |
23 900,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
110 929,2 |
115 075,3 |
115 075,3 |
|
Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" |
1 491,5 |
1 089,6 |
2 588,4 |
|
Государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" |
4 325,6 |
2 318,9 |
2 173,3 |
|
Реализация мероприятий национального проекта "Экология" |
44 070,3 |
74 580,8 |
110 500,0 |
|
Всего: |
184 199,1 |
217 517,6 |
254 237,7 |
Государственные программы
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации начиная с 2014 года базовой основой формирования федерального бюджета в его расходной части является программная структура расходов (государственные программы и непрограммные направления деятельности). Законопроектом бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 40 государственных программ.
Государственные программы сгруппированы по 5 основным направлениям: "Новое качество жизни", "Инновационное развитие и модернизация экономики", "Обеспечение национальной безопасности", "Сбалансированное региональное развитие" и "Эффективное государство".
В целях решения вопросов охраны окружающей среды реализуется государственная программа "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" (далее - государственная программа "Охрана окружающей среды").
Кроме этого, ряд мероприятий в области охраны окружающей среды реализуется в рамках государственных программ "Воспроизводство и использование природных ресурсов", "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы", "Развитие рыбохозяйственного комплекса", "Энергоэффективность и развитие энергетики", "Воспроизводство и использование природных ресурсов", "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" и др.
Государственная программа
"Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы"
Ответственным исполнителем реализации государственной программы является Минприроды России, соисполнители не предусмотрены. В качестве участников в госпрограммы в 2019 и 2020 годах закреплены: Минстрой России, Минэкономразвития России, Росприроднадзор, Росводресурсы, Роснедра, Росгидромет, Росрыболовство, ФАНО.
Направления деятельности госпрограммы "Охрана окружающей среды" в 2019 и 2020 годах сгруппированы в шесть подпрограмм:
"Регулирование качества окружающей среды";
"Биологическое разнообразие России";
"Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды";
"Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике";
"Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы";
"Приоритетный проект "Чистая страна",
и одну Федеральную целевую программу:
"Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды", в 2019 году составят 39 648,7 млн рублей, в 2020 году - 38 388,0 млн рублей, в 2021 году - 37 711,9 млн рублей.
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
Паспорт госпрограммы на 2019 год |
2019 год |
Паспорт госпрограммы на 2020 год |
2020 год |
Паспорт госпрограммы на 2021 год |
2021 год |
Всего |
41 192,2 |
35 279,0 |
39 648,7 |
34 032,5 |
38 388,0 |
0,0 |
37 711,9 |
в том числе: |
|
||||||
Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
6 252,8 |
5 589,3 |
10 749,5 |
5 605,4 |
10 085,0 |
0,0 |
11 041,4 |
Подпрограмма "Биологическое разнообразие России" |
9 210,9 |
8 032,1 |
8 612,7 |
7 453,7 |
7 736,1 |
0,0 |
7 888,2 |
Подпрограмма "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" |
14 157,9 |
13 644,8 |
15 081,6 |
12 705,8 |
14 296,6 |
0,0 |
14 757,2 |
Подпрограмма "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" |
1 305,6 |
1 310,4 |
1 310,9 |
1 755,8 |
1 757,4 |
0,0 |
1 782,2 |
Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" |
4 195,4 |
3 919,0 |
3 894,0 |
4 528,4 |
4 512,9 |
0,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 242,9 |
Подпрограмма "Приоритетный проект "Чистая страна" |
6 069,7 |
2 783,4 |
0,0 |
1 983,4 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 05 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон "О федеральном бюджете на 2018-2020 года"), в 2019 году увеличены на 4 369,7 млн рублей, в 2020 году - на 4 355,6 млн рублей.
Согласно пояснительной записке увеличение параметров финансового обеспечения обусловлено увеличением бюджетных ассигнований:
- на ликвидацию негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат", в 2021 году на 1 987,0 млн рублей;
- на обеспечение строительства природоохранного флота для обеспечения федерального государственного экологического надзора в морях и на континентальном шельфе в Арктической зоне Российской Федерации в 2021 году на 545,1 млн рублей;
- на мероприятия по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий федерального значения в 2019 году на 360 млн рублей.
На государственную поддержку мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в области обращения с отходами (распределение экологического сбора в соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления") предусмотрено финансирование в 2019 г. в сумме 2 972,0 млн рублей, в 2020 г. - 3 495,7 млн рублей, в 2021 г. - 4 334,5 млн рублей.
В 2018 году экологический сбор направлялся в субъекты Российской Федерации впервые. Его объем составил 1 000 млн рублей и был распределен между 20 субъектами Российской Федерации.
В 2019 году законопроектом предлагается распределить 2 972,0 млн рублей между 24 субъектами Российской Федерации, в 2020 году - 3495,7 млн рублей между 32 субъектами Российской Федерации, в 2021 году - 4 334,5 между 31 субъектом Российской Федерации.
Экологический сбор
N |
Субъект РФ |
Размер субсидии, млн рублей |
|||
2018 год Федеральный бюджет на 2018-2020 |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
||
1. |
Чеченская Республика |
- |
633,9 |
224,2 |
281,0 |
2. |
Красноярский край |
- |
431,9 |
187,6 |
235,1 |
3. |
Ульяновская область |
- |
303,4 |
120,5 |
151,1 |
4. |
Ярославская область |
36,1 |
217,5 |
200,1 |
250,7 |
5. |
Волгоградская область |
87,2 |
187,2 |
66,0 |
82,8 |
6. |
Республика Дагестан |
- |
175,0 |
288,1 |
361,0 |
7. |
Челябинская область |
113,4 |
113,4 |
45,6 |
57,2 |
8. |
Астраханская область |
33,5 |
100,4 |
39,9 |
50,0 |
9. |
Республика Ингушетия |
- |
93,2 |
13,0 |
16,3 |
10. |
Калининградская область |
- |
87,4 |
36,9 |
- |
11. |
Новгородская область |
18,9 |
86,6 |
36,6 |
45,9 |
12. |
Воронежская область |
79,4 |
78,9 |
91,2 |
144,3 |
13. |
Саратовская область |
88,2 |
74,9 |
96,9 |
121,4 |
14. |
Кабардино-Балкарская Республика |
32,1 |
65,8 |
22,5 |
28,2 |
15. |
Свердловская область |
- |
61,3 |
343,4 |
430,4 |
16. |
Чувашская Республика |
46,4 |
46,4 |
16,1 |
20,2 |
17. |
Тульская область |
43,8 |
43,8 |
58,6 |
73,4 |
18. |
Ленинградская область |
35,1 |
35,1 |
23,3 |
29,2 |
19. |
Тамбовская область |
37,8 |
32,1 |
40,6 |
50,9 |
20. |
Республика Мордовия |
25,9 |
25,8 |
11,1 |
13,9 |
21. |
Липецкая область |
- |
21,6 |
413,7 |
518,5 |
22. |
Курганская область |
31,8 |
21,2 |
33,4 |
41,8 |
23. |
Удмуртская Республика |
49,1 |
18,9 |
11,3 |
14,2 |
24. |
Республика (Саха) Якутия |
- |
16,3 |
170,1 |
213,2 |
25. |
Ставропольский край |
105,4 |
- |
109,5 |
137,3 |
26. |
Курская область |
39,1 |
- |
14,6 |
18,3 |
27. |
Кировская область |
- |
- |
168,8 |
211,5 |
28. |
Амурская область |
- |
- |
472,4 |
592,0 |
29. |
Республика Башкортостан |
- |
- |
21,7 |
27,2 |
30. |
Новосибирская область |
- |
- |
20,7 |
26,0 |
31. |
Республика Бурятия |
- |
- |
65,2 |
81,7 |
32. |
Карачаево-Черкесская Республика |
- |
- |
31,8 |
39,8 |
33. |
Кемеровская область |
89,9 |
- |
- |
- |
34. |
Магаданская область |
5,3 |
- |
- |
- |
35. |
Чукотский автономный округ |
1,8 |
- |
- |
- |
Всего |
1 000,0 |
2 972,0 |
3 495,7 |
4 334,5 |
Комитет отмечает, что во-первых, в материалах по законопроекту не представлено обоснование распределения указанных субсидий, отсутствует информация о том, на какие конкретно мероприятия региональных программ выбранных субъектов Российской Федерации планируется направить средства субсидии (указанные средства должны направляться на поддержку конкретных региональных проектов в целях создания современной инфраструктуры по обработке и утилизации отходов).
Во-вторых, в соответствии с материалами по законопроекту, поступление доходов от экологического сбора в 2019 и 2020 годах прогнозируется в сумме 3 321,8 млн рублей и 5 591,9 млн рублей, значит и финансирование в 2020 и 2021 годах должно соответствовать этим суммам, в то время как в расходной части к распределению представлены суммы 3 495,7 млн рублей и 4 334,5 млн рублей.
В отношении реализации подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" Комитет отмечает следующее.
Данный проект в составе госпрограммы реализуется с 2017 года. Ожидаемый срок окончания проекта 31 декабря 2025 года.
Целями приоритетного проекта являются:
- уменьшение негативного воздействия на окружающую среду (приоритет "отходы") за счет строительства и эксплуатации 5 объектов по термическому обезвреживанию ТКО (4 в Московской области и 1 в Республике Татарстан, финансирование осуществляется за счет внебюджетных источников), что позволит к 2023 году снизить объем их размещения на 7% в целом по Российской Федерации, достичь "нулевого захоронения" в г. Казани с одновременным получением электроэнергии 2.68 млрд КВт*ч в год;
- снижение первоочередных экологических рисков (приоритет "накопленный вред окружающей среде"), связанных с объектами накопленного вреда окружающей среде, за счет ликвидации 41 объекта в 20 субъектах Российской Федерации.
Первые результаты по направлению "отходы" должны быть получены по итогам 2021 года, а по направлению "накопленный вред окружающей среде" по итогам 2018 года.
В 2019-2021 годах законопроектом предлагается направить на субсидирование (софинансирование) региональных проектов по ликвидации объектов накопленного экологического вреда бюджетные средства в сумме: 2 753,6 млн рублей, 1 953,6 млн рублей, 1 953,6 млн рублей соответственно.
"Чистая страна"
N |
Субъект Российской Федерации |
Размер субсидии, млн рублей |
|||
2018 Федеральный бюджет на 2018-2020 |
2019 законопроект/Федеральный бюджет на 2018-2020 |
2020 законопроект/Федеральный бюджет на 2018-2020 |
2021 |
||
1. |
Нижегородская область |
500,0 |
826,5/826,5 |
744,5/744,5 |
- |
2. |
Московская область |
1 072,4 |
800,0/800,0 |
-/- |
- |
3. |
Республика Северная Осетия - Алания |
- |
458,9/313,9 |
589,2/154,8 |
585,7 |
4. |
Чеченская Республика |
151,4 |
308,2/- |
210,3/- |
- |
5. |
Волгоградская область |
308,1 |
161,8/198,7 |
-/- |
- |
6. |
Смоленская область |
73,4 |
73,4/73,4 |
-/- |
- |
7. |
Владимирская область |
- |
44,0/44,4 |
0,373/- |
- |
8. |
Кабардино-Балкарская Республика |
18,4 |
80,7/- |
-/- |
- |
9. |
Удмуртская Республика |
34,2 |
-/7,6 |
-/- |
- |
10. |
Амурская область |
- |
-/34,0 |
34,0/- |
- |
11. |
Кемеровская область |
- |
-/175,1 |
175,1/- |
- |
12. |
Ненецкий автономный округ |
- |
-/10,0 |
38,7/35,7 |
38,7 |
13. |
Республика Саха (Якутия) |
- |
-/257,1 |
-/- |
236,5 |
14. |
Республика Ингушетия |
- |
-/- |
142,5/- |
282,6 |
15. |
Челябинская область |
- |
-/- |
-/1 018,4 |
810,0 |
16. |
Пермский край |
- |
-/12,8 |
-/- |
- |
17. |
Республика Алтай |
- |
-/- |
18,5/- |
- |
18. |
Ставропольский край |
108,4 |
-/- |
-/- |
- |
19. |
Хабаровский край |
50,1 |
-/- |
-/- |
- |
20. |
Чувашская Республика - Чувашия |
232,0 |
-/- |
-/- |
- |
21. |
Карачаево-Черкесская Республика |
41,4 |
-/- |
-/- |
- |
22. |
Калининградская область |
133,4 |
-/- |
-/- |
- |
Всего: |
2 723,2 |
2 753,6/2 753,6 |
1 953,6/1 953,6 |
1 953,6 |
Следует отметить, что государственная программа "Охрана окружающей среды" реализуется до 2020 года. В то же время в законопроекте предусмотрено финансирование указанной государственной программы и на 2021 год.
В соответствии с материалами к законопроекту реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды" планируется продлить до 2024 года.
Проектом паспорта пролонгированной государственной программы "Охрана окружающей среды" предусмотрены те же шесть подпрограмм, что и в действующей государственной программе, но Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" с завершением сроков ее реализации становиться еще одной подпрограммой (седьмой).
К задачам государственной программы в части ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среды добавлены новые - ликвидация наиболее опасных объектов и формирование комплексной системы обращения с отходами.
В связи с новой подпрограммой добавлена и новая задача - обеспечение охраны озера Байкал и защиты Байкальской природной территории от негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов.
Перечень установленных целевых индикаторов и показателей программы дополнен новыми:
- количество ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов;
- количество ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
- снижение совокупного объема выбросов за отчетный год;
- количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха участников национального проекта "Экология";
- протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов;
- количество новых созданных особо охраняемых природных территорий;
- увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях;
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов;
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов.
К ожидаемым результатам реализации государственной программы добавлено два новых:
- снижение негативного воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов на Байкальскую природную территорию;
- проведение социологической оценки удовлетворенности населения экологической обстановкой.
Дать оценку обновленной государственной программе Комитету затруднительно в связи с тем, что в материалах по законопроекту имеется только проект паспорта государственной программы и сводная информация, сам проект государственной программы с разбивкой по подпрограммам отсутствует. Кроме того, Правительством Российской Федерации утвержден паспорт национального проекта "Экология", который также в материалах по законопроекту не содержится.
Также Комитет назначен комитетом - соисполнителем при рассмотрении государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" и государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы.
Государственная программа
"Воспроизводство и использование природных ресурсов"
Расходы федерального бюджета в 2019-2021 годах на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" представлены в таблице.
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
Паспорт госпрограммы на 2019 год |
2019 год |
Паспорт госпрограммы на 2020 год |
2020 год |
Паспорт госпрограммы на 2021 год |
2021 год |
Всего |
52 515,9 |
48 815,3 |
50 190,9 |
48 973,6 |
50 531,3 |
0,0 |
49 999,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" |
33 363,6 |
28 908,8 |
28 943,8 |
29 179,0 |
29 226,7 |
0,0 |
29 506,8 |
Подпрограмма "Использование водных ресурсов" |
8 394,6 |
8 282,3 |
9 855,8 |
8 352,2 |
9 577,1 |
0,0 |
20 492,2 |
Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" |
10 757,7 |
11 624,2 |
11 391,3 |
11 442,4 |
11 727,5 |
0,0 |
0,0 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в законопроекте на реализацию государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов", в 2019 году составят 50 190,9 млн рублей, в 2020 году - 50 531,3 млн рублей, в 2021 году - 49 999,1 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом "О федеральном бюджете на 2018-2020 года", в 2019 году увеличены на 1 375,6 млн рублей, в 2020 году - на 1 557,6 млн рублей.
Общим фактором, повлиявшим на изменение расходов на реализацию государственной программы, является также выделение дополнительных бюджетных ассигнований в целях реализации федерального проекта в рамках национального проекта "Экология", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Использование водных ресурсов" обусловлено:
по основному мероприятию "Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, направленных на повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод" - продолжением в рамках мероприятия в 2021 году мероприятий завершаемой в 2020 году федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" в объеме 1 726,4 млн рублей;
по основному мероприятию "Поддержка реализации мероприятий государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов" - продолжением в рамках мероприятия в 2021 году мероприятий завершаемой в 2020 году федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" по капитальному строительству, капитальному ремонту и экологической реабилитации водных объектов в объеме 3 542,0 млн рублей, а также выделением дополнительных бюджетных ассигнований:
на строительство инженерной защиты территории г. Комсомольска-на-Амуре, первый этап строительства - Единый комплекс защитных гидротехнических сооружений, состоящий из этапов: "Инженерная защита пос. им. Менделеева", "Инженерная защита пос. Победа" и "Инженерная защита микрорайона Парковый и микрорайона Парус" - в 2019 году в объеме 1 210,0 млн рублей, в 2020 году в объеме 1 285,2 млн рублей;
на реконструкцию защитной дамбы инженерной защиты в г. Юрьевец Ивановской области (корректировка с учетом выполненных работ по реконструкции и капитальному ремонту) в 2019 году в объеме 73,1 млн рублей, в 2020 году в объеме 162,4 млн рублей, в 2021 году в объеме 212,0 млн рублей;
по основному мероприятию "Строительство и реконструкция систем водоподачи комплексного назначения" - продолжением в 2021 году мероприятий завершаемой в 2020 году федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 года" по завершению строительства объектов капитального строительства со сроком ввода в эксплуатацию в 2021 году в рамках основного мероприятия в объеме 1 769,1 млн рублей;
по основному мероприятию "Государственная поддержка строительства и (или) реконструкции комплексов очистных сооружений и систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения" - продолжением в рамках основного мероприятия в 2021 году мероприятий по предоставлению субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и комплексов очистных сооружений, ранее предусмотренной в рамках завершаемой в 2020 году федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", в объеме 1 087,3 млн рублей;
началом реализации с 2019 года федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" - бюджетные ассигнования предусмотрены в 2019 году в объеме 1 629,1 млн рублей, в 2020 году в объеме 1 275,9 млн рублей.
Государственная программа
"Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы
Расходы федерального бюджета в 2018-2021 годах на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы представлены в таблице.
млн рублей
Наименование |
2018 год* |
Паспорт госпрограммы на 2019 год |
2019 год |
Паспорт госпрограммы на 2019 год |
2020 год |
Паспорт госпрограммы на 2019 год |
2021 год |
1 |
2 |
|
4 |
|
7 |
|
9 |
Всего |
33 399,2 |
33 752,6 |
34 635,4 |
34 598,7 |
35 638,2 |
0,0 |
36 445,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
28 144,4 |
28 758,3 |
29 534,2 |
28 528,4 |
29 475,5 |
0,0 |
30 120,6 |
Подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством" |
5 254,8 |
4 994,3 |
5 101,2 |
6 070,2 |
6 162,6 |
0,0 |
6 324,7 |
______________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2018 г.
______________________________
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства", в 2019 году составят 34 635,4 млн рублей, в 2020 году - 35 638,2 млн рублей, в 2021 году - 36 445,3 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом "О федеральном бюджете на 2018-2020 годы" в 2019 г. увеличены на 882,8 млн рублей, в 2020 году - на 1 039,4 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" - увеличением бюджетных ассигнований на приобретение лесопатрульной техники и оборудования по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 362-ФЗ, в 2019 году в объеме 499,2 млн рублей, в 2020 году в объеме 630,2 млн рублей в целях повышения эффективности осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), в том числе мер по противодействию незаконной заготовке и обороту древесины;
по основному мероприятию "Обеспечение контроля пожарной опасности в лесах и готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" - увеличением бюджетных ассигнований на материально-техническое обеспечение филиала федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" в г. Якутске в 2019-2020 годах на 11,3 млн рублей ежегодно в целях локализации и ликвидации лесных пожаров.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества" - увеличением бюджетных ассигнований на материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов Рослесхоза, в том числе на закупку специализированного транспорта, по сравнению с объемами, утвержденными Законом "О федеральном бюджете на 2018-2020 года" в 2019 году в объеме 60,8 млн рублей, в 2020 году в объеме 40,0 млн рублей;
перераспределением бюджетных ассигнований на обеспечение землеустройства и землепользования с основного мероприятия "Обеспечение стратегического управления лесным хозяйством" на новое основное мероприятие "Обеспечение землеустройства и землепользования" в объемах в 2019 году - 2 790,3 млн рублей, в 2020 году - 3 817,8 млн рублей, в 2021 году - 3 877,4 млн рублей.
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства" также реализуется до 2020 года. В то же время в законопроекте предусмотрено финансирование указанной государственной программы и на 2021 год.
В соответствии с материалами к законопроекту реализация государственной программы "Развитие лесного хозяйства" продлевается до 2024 года.
При анализе проекта паспорта обновленной государственной программы следует отметить, что цели и задачи государственной программы не изменились, однако существенные изменения произошли при формировании целевых индикаторов и показателей государственной программы.
Так, был исключен показатель - доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда.
Такие изменения будут способствовать выбытию ценных лесов. К данной категории лесов относятся противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения и ленточные боры. Таки леса имеют особе экологическое и природоресурсное значение.
Комитет обращает внимание, что 21 июля 2017 года Государственной Думой принято Постановление "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("лесная амнистия"), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации рекомендовано в течение 2-х лет обеспечить установление границ лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда в непосредственной близости от населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных границах.
Считаем необходимым привести госпрограмму в соответствие с положениями указанного Постановления Государственной Думы, а также обеспечить его выполнение.
Национальный проект "Экология"
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 предусмотрено утверждение и реализация следующих национальных проектов (программ) (далее - национальные проекты): "Демография", "Здравоохранение", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Производительность труда и поддержка занятости", "Наука", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Культура", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В составе национальных проектов планируется утвердить более 70 федеральных проектов, на которые, помимо бюджетных ассигнований, ранее предусмотренных на реализацию соответствующих мероприятий, в том числе в рамках приоритетных проектов (программ), в период с 2019 по 2024 годы предполагается направить дополнительно порядка 8 000,0 млрд рублей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Экология" запланированы в 2019 году в объеме 49 582,9 млн рублей, в 2020 году - 77 840,1 млн рублей, в 2021 году - 113 738,0 млн рублей.
Параметры федеральных проектов по национальному проекту представлены в таблице.
млн рублей
Наука |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого: 2019-2021 годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 2 + 3 + 4 |
Всего |
49 582,9 |
77 840,1 |
113 738,0 |
241 161,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный проект "Чистая страна" |
2 783,4 |
1 983,4 |
1 983,4 |
6 750,3 |
Федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Чистый воздух" |
1 000,0 |
- |
- |
1 000,0 |
Федеральный проект "Чистая вода" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Оздоровление Волги" |
1 729,1 |
1 275,9 |
1 254,6 |
4 259,6 |
Федеральный проект "Сохранение озера Байкал" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" |
- |
- |
- |
- |
Федеральный проект "Сохранение лесов" |
- |
- |
- |
- |
Нераспределенный резерв |
44 070,3 |
74 580,8 |
110 500,0 |
229 151,1 |
В рамках федерального проекта "Чистая страна" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде - в 2019 году в объеме 2 783,4 млн рублей, в 2020 году - 1 983,4 млн рублей, в 2021 году - 1 983,4 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги - в 2019 году в объеме 1 729,1 млн рублей, в 2020 году - 1 275,9 млн рублей, в 2021 году - 1 254,6 млн рублей.
В рамках федерального проекта "Чистый воздух" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление иного межбюджетного трансферта на развитие метрополитенов - в 2019 году в объеме 1 000, 0 млн рублей.
Паспорт национального проекта "Экология" утвержден после формирования проекта федерального бюджета на 2019-2021 года, в этой связи дать оценку национальному проекту не представляется возможным по той причине, что в материалах по законопроекту паспорта национального проекта не содержится.
Кроме того, по этой причине часть бюджетных средств не была распределена внутри государственных программ и была зарезервирована для дальнейшего распределения (при подготовке законопроекта ко второму чтению).
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2019-2021 года, составили в 2019 году 45 070,3 млн рублей, в 2020 году - 74 580,8 млн рублей, в 2021 году - 110 500,0 млн рублей и будут направлены на реализацию мероприятий национального проекта "Экология" после их распределения.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N N 556362-7 "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в первом чтении при условии его доработки во втором чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.