Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 573902-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части предоставления межбюджетных трансфертов, в частности, уточняются условия и порядок предоставления межбюджетных трансфертов, предусматривается возможность предоставления новых форм межбюджетных трансфертов, уточняются бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Проектируемыми изменениями статьи 8 БК РФ планируется (пункт 1 статьи 1 законопроекта) отнести к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, а к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации - городов федерального значения установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения от неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения. При этом в положения БК РФ, определяющие доходы местных бюджетов, соответствующих изменений не вносится.
Аналогичное замечание относится к проектируемым изменениям статьи 9 БК РФ (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
В связи с новым пунктом 3.2 статьи 58 БК Р Ф (подпункт "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта), предусматривающим право субъектов Российской Федерации устанавливать единые для соответствующих видов муниципальных образований нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований от некоторых неналоговых доходов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации, соответствующие изменения следует внести в статьи 46 и 57 БК РФ.
Проектируемым изменением пункта 2 статьи 131 БК РФ (подпункт "б" пункта 10 статьи 1 законопроекта) из БК РФ исключается понятие Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Статьями 26.15 и 26.18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) предусмотрено предоставление дотаций субъектам Российской Федерации из указанного Фонда. В этой связи принятие проектируемого федерального закона приведет к необходимости внесения соответствующих изменений в Федеральный закон N 184-ФЗ, исключающих данное понятие. Сопутствующим законопроектом N 574348-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" указанные изменения не предусмотрены.
Кроме того, в проектируемых изменениях статьи 131 БК РФ (пункт 10 статьи 1 законопроекта) используется термин "дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", в то время как в других положениях указанной статьи, изменений в которые законопроектом не предусмотрено, используется термин "дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
В новой редакции абзаца первого пункта 5 статьи 136 БК РФ (подпункт "д" пункта 15 статьи 1 законопроекта) содержится ссылка на пункт 7 статьи 137 и пункт 7 статьи 138 БК РФ, согласно которой в указанных нормах говорится, в частности, о соглашениях, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований. Однако в данные положения статей 137 и 138 БК РФ не содержат указаний на какие-либо соглашения.
Проектируемыми изменениями ряда положений статьи 137 БК РФ (пункт 16 статьи 1 законопроекта) из понятия "городское поселение" исключается понятие "городской округ". Однако при этом аналогичные изменения не вносятся в абзацы второй - шестой указанной статьи.
Проектируемой статьей 138.4 БК РФ (пункт 18 статьи 1 законопроекта) предусмотрена возможность предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иных дотаций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Возможность предоставления указанных дотаций следовало бы также указать в Федеральном законе N 184-ФЗ. Например, в статье 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ в расходах бюджета субъекта Российской Федерации отдельно указаны субсидии для софинансирования расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения и другие.
Кроме того, в проектируемой статье 138.4 БК РФ используются понятия "нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации" и "правовой акт Правительства Российской Федерации", "нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации". Указанные термины следует согласовать между собой.
Проектируемым изменением абзаца пятого пункта 4 статьи 179.4 БК РФ (подпункт "а" пункта 31 статьи 1 законопроекта) предусматривается исключение из указанной нормы слова "консолидированного". Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 141-ФЗ с 1 января 2019 года пункт 4 статьи 179.4 БК РФ будет дополнен новым абзацем пятым, который не содержит данное слово.
Согласно статье 3 законопроекта положения БК РФ в редакции проектируемого федерального закона применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2019 год (на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов). Учитывая текущую календарную дату и возможную дату вступления в силу проектируемого федерального закона, принимая во внимание, что Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" подписан Президентом Российской Федерации, не имеется оснований для применения БК РФ в редакции проектируемого федерального закона к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Также обращаем внимание на положения статьи 185 БК РФ, согласно которой проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда вносятся на рассмотрение законодательного (представительного) органа не позднее 1 ноября текущего года, а проект решения о местном бюджете - не позднее 15 ноября текущего года. В связи с изложенным считаем, что положения проектируемого федерального закона могут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).
Отмечаем, что согласно представленной пояснительной записке пунктом 2 статьи 53 БК РФ в редакции законопроекта должно устанавливаться положение об обязательности включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период бюджетных ассигнований, предусматривающих компенсацию снижения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), вызванного принятием федеральных законов. Однако такое положение в законопроекте отсутствует.
Данный законопроект необходимо синхронизировать по содержанию и дате вступления в силу с проектом N 574348-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.