Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование законодательства в сфере государственного пожарного надзора. Проектом предлагается обязательное участие органов государственного пожарного надзора в вопросах, связанных с градостроительной деятельностью. Также устанавливаются особенности периодичности проведения проверок при осуществлении государственного пожарного надзора, обязанность участия муниципальных образований в контрольных и профилактических мероприятиях, вводится понятие мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, общественного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.
В проектной норме части 11 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) нуждается в уточнении право должностных лиц органов государственного пожарного надзора проводить "выборочные проверки". В статье 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ установлен принцип риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного пожарного надзора, что подразумевает под собой проведение внеплановой проверки в случае выявления соответствия объектов контроля определенным параметрам. Поскольку понятие "выборочные проверки" в проекте не раскрывается, неясно, должны ли они осуществляться во взаимосвязи с действующей системой оценки рисков. В ином случае следует определить, в каком порядке и на каких основаниях они должны проводиться, к какому виду проверок они относятся (плановые, внеплановые), должны ли извещаться органы прокуратуры об их проведении.
В проектной части 4 статьи 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ формулировка "для отдельных сфер деятельности периодичность проведения плановых проверок устанавливается в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не является корректной. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) устанавливает общее регулирование в сфере государственного контроля (надзора). Федеральным законом N 69-ФЗ могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок по отдельным вопросам. В случаях, когда такие особенности не устанавливаются, применяются нормы, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ. Таким образом, необходимо определить, о каких именно сферах деятельности идет речь в этой проектной норме. Также слова "в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" следует заменить ссылкой на Федеральный закон N 294-ФЗ, поскольку в целом к законодательству относится регулирование, устанавливаемое в различных нормативных правовых актах, в том числе и в Федеральном законе N 69-ФЗ.
В статье 13.1 Федерального закона N 69-ФЗ проектом предлагается установить, что предложения, рекомендации и выводы, содержащиеся в документах, составленных по результатам общественного контроля, могут являться основанием для проведения как внеплановой, так и плановой проверки. Однако такие основания проведения проверок в статье 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ не установлены. В отношении внеплановой проверки требуется внесение изменения в пункт 3 части 5 статьи 6.1, в котором перечислены основания ее проведения. Учитывая, что плановая проверка осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, полагаем, что это основание относится только к внеплановым проверкам.
В проектной статье 19.1 Федерального закона N 69-ФЗ вводится понятие мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Мониторинг подразумевает под собой осмотр, регулярные наблюдения состояния пожарной безопасности таких объектов. То есть по своей сути мониторинг является мероприятием по контролю, осуществляемым без взаимодействия с проверяемым лицом (наблюдение, осмотр, обследование). В связи с этим необходимо согласовать регулирование, предлагаемое в статье 19.1, со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Статьей 3 законопроекта предлагается дополнить определенные в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечни вопросов местного значения муниципальных образований обязанностью принимать участие в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров, предусмотренных Федеральным законом N 69-ФЗ. Однако в Федеральном законе N 69-ФЗ такая обязанность муниципальных образований не устанавливается и не раскрывается ее содержание. Следует уточнить, в чем именно должно быть выражено это участие.
Из предлагаемых изменений части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса неясно, в каком порядке должно осуществляться привлечение представителя федерального государственного пожарного надзора к проведению строительного контроля, учитывая, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.