Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 01.10.2018 N 146 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается изменение порядка расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащего уплате страхователями - уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в соответствии со статьями 8 и 24 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В действующих условиях тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в субъекте Российской Федерации рассчитывается как произведение тарифа, установленного статьей 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в размере 18 864,6 рубля, коэффициента дифференциации согласно приложению к указанному Федеральному закону и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом коэффициент дифференциации рассчитывается как отношение суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории субъекта Российской Федерации или города Байконура законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Союза ССР (далее - сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате), к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате равному 3.
Законопроектом предлагается при расчете коэффициента дифференциации учитывать не только сумму средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, но и соотношение заработной платы в регионе к заработной плате в Российской Федерации. Для этого вносятся изменения в статьи 2, 3 и в приложение Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
Устанавливается, что коэффициент дифференциации рассчитывается как отношение наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате либо отношения заработной платы в регионе к заработной плате в Российской Федерации - к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате или к максимальному значению коэффициента уровня среднемесячной заработной платы соответственно.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый подход позволит учесть особенности регионов, в которых заработная плата выше, чем в среднем по Российской Федерации, но при этом районные коэффициенты к заработной плате законодательством Российской Федерации не установлены, а процентные надбавки к заработной плате отсутствуют (Ленинградская область, Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург).
Поскольку применяемые для расчета коэффициентов дифференциации значения заработной платы и районных коэффициентов ежегодно актуализируются, предлагается ежегодно устанавливать значения коэффициентов дифференциации для субъектов Российской Федерации федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год и плановый период.
Законопроектом вводится порядок определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг исходя из значения индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Предлагаются изменения в части округления: значения коэффициента дифференциации для субъекта Российской Федерации или города Байконура, коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, а также значения составляющих указанных коэффициентов округляются до третьего знака после запятой, за исключением значения коэффициента , которое округляется до первого знака после запятой.
Устанавливаемые законопроектом положения предусматривается применять к правоотношениям, возникающим в процессе составления и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, города Байконура, Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, начиная с бюджетов на 2019 год и последующие годы.
Приложением N 7 к проекту федерального закона N 556364-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект N 556364-7) устанавливаются коэффициенты дифференциации для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения для субъектов Российской Федерации и города Байконура на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
В части 3 статьи 6 законопроекта N 556364-7 устанавливаются следующие значения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения: 2019 год - 1,119; 2020 год - 1,162; 2021 год - 1,208.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "части 3 статьи 6" следует читать "части 3 статьи 7"
Анализ дополнительных материалов, представленных письмом ФОМС от 27.09.2018 N 12018/21-2/и показывает, что принятие законопроекта при снижении общей численности неработающего населения на 4 985,3 тыс. человек по состоянию на 1 января 2018 года по сравнению с численностью, учтенной в основных характеристиках бюджета Фонда на 1 апреля 2017 года, приведет к увеличению расходов субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов за неработающее население на 57,8 млрд. рублей - с 661,4 млрд. рублей в 2018 году до 719,2 млрд. рублей в 2019 году. У большинства субъектов Российской Федерации объем страховых взносов за неработающее население уменьшится, у 24 субъектов Российской Федерации и г. Байконура он возрастет. При этом расходы на уплату страховых взносов за неработающее население практически удвоятся в Московской области, г. Москве, г. Санкт-Петербурге.
Счетная палата Российской Федерации не имеет замечаний и предложений по законопроекту (заключение Счетной палаты Российской Федерации от 12.10.2018 N 02-3150/12-03).
В отзыве Комитета Совета Федерации по социальной политике от 12.10.2018 N 3.8-05/2322 концепция законопроекта поддерживается.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг" и рекомендует его к принятию в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета 17 октября 2018 года (протокол N 69).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.