Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии со статьями 8 и 24 Федерального закона от 29 ноября 2011 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации производится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее - страховые взносы за неработающее население) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в размере и порядке расчета тарифа страхового взноса за неработающее население, устанавливаемых Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 326-ФЗ следует читать как "29 ноября 2010 г."
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 2, 3 и в приложение Федерального закона N 354-ФЗ в части расчета коэффициента дифференциации для субъектов Российской Федерации или города Байконура.
Согласно действующему законодательству, тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения рассчитывается как произведение тарифа, установленного статьей 1 Федерального закона N 354-ФЗ в размере 18 864,6 рубля, коэффициента дифференциации согласно приложению к Федеральному закону N 354-ФЗ и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, ежегодно устанавливаемого федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год и плановый период.
При этом коэффициент дифференциации рассчитывается как отношение суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории субъекта Российской Федерации или города Байконура законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Союза ССР (далее - сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате), к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате равному 3.
Законопроектом предлагается при расчете коэффициента дифференциации учитывать не только сумму средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате, но и соотношение заработной платы в регионе к заработной плате в Российской Федерации.
Устанавливается, что коэффициент дифференциации рассчитывается как отношение наибольшего значения одного из двух коэффициентов: суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате либо отношения заработной платы в регионе к заработной плате в Российской Федерации - к максимальному значению суммы средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате или к максимальному значению коэффициента уровня среднемесячной заработной платы соответственно.
В том числе, законопроектом предлагается ежегодно устанавливать значения коэффициентов дифференциации для субъектов Российской Федерации федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год и плановый период, что обусловлено применением для расчета значений заработной платы и районных коэффициентов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предлагаемый подход позволит учесть особенности регионов, в которых заработная плата выше, чем в среднем по Российской Федерации, но при этом районные коэффициенты к заработной плате законодательством Российской Федерации не установлены, а процентные надбавки к заработной плате отсутствуют (Ленинградская область, Московская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург).
Предлагаются изменения в части округления: коэффициента дифференциации для субъекта Российской Федерации или города Байконура - до третьего знака после запятой (в отличие от действующего варианта - до четвертого знака), коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг и значений составляющие указанные коэффициенты - до третьего знака, значения коэффициента - до первого знака.
Законопроектом вводится порядок определения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, рассчитываемый исходя из значения индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию вступление в силу данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Комитет отмечает, что принятие данного законопроекта приведет к увеличению расходов субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов за неработающее население. При этом, в 2017 году субъектами Российской Федерации были уплачены страховые взносы за неработающее население на общую сумму 618,7 млрд. рублей, что превысило объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 4,1 млрд. рублей.
Устанавливаемые законопроектом положения предусматривается применять к правоотношениям, возникающим в процессе составления и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, города Байконура, Фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, начиная с бюджетов на 2019 год и последующие годы.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг" и рекомендует его к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.