Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для реализации проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и обеспечения субъектов Российской Федерации необходимыми долгосрочными доходными источниками для реализации мероприятий во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Так, законопроектом предлагается:
1) установить норматив зачисления акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов Российской Федерации на уровне 80 % и в федеральный бюджет на уровне 20 % в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации с 2019 года, что обеспечит дополнительные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации 59,0 млрд. рублей в 2019 году, 62,1 млрд. рублей в 2020 году, 65,6 млрд. рублей в 2021 году и 75,4 млрд. рублей к 2024 году;
2) поэтапно увеличить с 66,6% в 2020 году до 100% в 2024 году норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации, что обеспечит дополнительное перераспределение в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации порядка 57,0 млрд. рублей в 2020 году, 121,8 млрд. рублей в 2021 году и 355,2 млрд. рублей к 2024 году;
3) продлить на период 2021 - 2024 годов временные положения действующего норматива зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации на уровне 25% для налога на прибыль организаций при выполнении Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции ("Сахалин-2"). По другим соглашениям о разделе продукции норматив распределения налога на прибыль при выполнении СРП сохраняется на уровне 75% для бюджета субъекта Российской Федерации;
4) в целях оптимизации механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства предлагается исключить положения о недопустимости одновременного финансового обеспечения мероприятий государственных программ Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований Фонда развития и Федерального дорожного фонда. Принятие законопроекта не приведет к увеличению расходов федерального бюджета сверх предельного объема Фонда развития (не более 3,5 трлн. рублей).
Счетная палата Российской Федерации (далее - Счетная палата) поддерживает принятие законопроекта и отмечает следующее.
Законопроектом не вносятся изменения в части классификации расходов федерального бюджета, предусматриваемых за счет Фонда развития. При этом, в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" расходы федерального бюджета за счет Фонда развития также не классифицированы, в материалах к проекту федерального бюджета представлено лишь аналитическое распределение указанных расходов. Таким образом, по мнению Счетной палаты, мониторинг использования данных средств в ходе исполнения федерального бюджета представляется затруднительным. Кроме того, предлагаемая законопроектом корректировка классификации расходов бюджетов в части подраздела "дорожное хозяйство (дорожные фонда)" также не способствует обеспечению прозрачности формирования и использования средств дорожных фондов.
Комитет отмечает, что итоговое увеличение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от увеличения нормативов зачисления акцизов на крепкий алкоголь и на нефтепродукты составит:
в 2019 году - 59,0 млрд. рублей;
в 2020 году - 119,1 млрд. рублей;
в 2021 году - 187,5 млрд. рублей;
в 2022 году - 260,5 млрд. рублей;
в 2023 году - 341,1 млрд. рублей;
в 2024 году - 430,6 млрд. рублей.
Совокупный объем дополнительных доходов регионов составит 1 397,7 млрд. рублей за 6 лет.
Кроме того, согласно проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" объем зарезервированных средств от поступления налога на прибыль организаций по СРП "Сахалин-2" на финансовое обеспечение мероприятий по развитию Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона в 2019 году составит 19,6 млрд. рублей, что на 1,9 млрд. рублей больше, чем было предусмотрено на 2019 год в Федеральном законе от 5 декабря 2017 года N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона N 556373-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.