Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 542914-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" (далее - Соглашение) было подписано представителями правительств Российской Федерации и Республики Южная Осетия 24 мая 2018 года в городе Санкт-Петербурге.
Необходимость ратификации Соглашения следует из пп. "а" п. 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, в частности, статьей 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статья 9 Соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня получения Сторонами последнего уведомления о выполнении всех необходимых внутригосударственных процедур и заключается на 35-летний период, после чего его действие автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды (статья 11).
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 3 сентября 2018 года указанное Соглашение внесено Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Соглашение состоит из преамбулы и 11 статей, которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Соглашение будет способствовать развитию долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества России и Южной Осетии в области транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Республики Южная Осетия при признании важности развития энергетических рынков и газотранспортной инфраструктуры, а также необходимости обеспечения надежности газоснабжения, принимая во внимание взаимную заинтересованность в экономически эффективной деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия" (далее - Компания).
Цель Соглашения заключается в консолидации в собственности публичного акционерного общества "Газпром" (далее - ПАО "Газпром"), являющегося уполномоченной организацией по реализации Соглашения с Российской Стороны, 100% акций Компании с безвозмездной передачей на ее баланс Югоосетинской Стороной всех имеющихся активов в сфере распределения и реализации газа на территории Республики Южная Осетия (статья 2). При этом гарантируется сохранность вложения инвестиций ПАО "Газпром" в соответствии с утвержденной в 2015 году Генеральной схемой газификации Республики Южной Осетии на период до 2025 года и стабильные условия финансово-хозяйственной деятельности Компании (статьи 6 и 7).
В соответствии со статьей 2, уполномоченной организацией по реализации Соглашения с Югоосетинской Стороны является республиканское государственное унитарное предприятие "Энергоресурс - Южная Осетия". Вместе с тем компетентными органами, обеспечивающими контроль за исполнением обязательств по Соглашению, выступают с Российской Стороны - Министерство энергетики Российской Федерации, а с Югоосетинской Стороны - Комитет промышленности, транспорта и энергетики Республики Южная Осетия (статья 3).
Соглашение обеспечивает развитие и эксплуатацию объектов инфраструктуры газового комплекса Южной Осетии (статья 4). В соответствии со статьей 5, Компания осуществляет поставку газа на территорию Южной Осетии, транспортировку газа по соответствующей территории, хранение газа, диспетчерское (оперативно-техническое) управление транспортировкой, распределением и поставками газа потребителям, строительство, реконструкцию и эксплуатацию, диагностирование и ремонт газотранспортной и газораспределительной систем с предоставлением соответствующих сервисных услуг, а также осуществление функций заказчика при строительстве и развитии газотранспортной и газораспределительной систем. Следует отметить, что ПАО "Газпром" обеспечивает вложение инвестиций в модернизацию и реконструкцию газовой инфраструктуры Компании в размере не менее 2 млрд. рублей в течение 5 лет с даты регистрации права собственности на 100-процентную долю в уставном капитале Компании.
Исходя из статьи 8, Стороны всемерно расширяют и углубляют сотрудничество в газовой сфере, способствуют дальнейшей интеграции и созданию равных условий субъектам хозяйствования. Статья 9 Соглашения определяет порядок разрешения споров между Сторонами, а также между одной Стороной и хозяйствующими субъектами государства другой Стороны. В связи с деятельностью, осуществляемой в рамках реализации Соглашения, и со спорами, связанными с его реализацией, Югоосетинская Сторона отказывается от любых иммунитетов в отношении себя и своей собственности, включая любые доходы, активы и имущество (статья 10).
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация Российской Стороной данного Соглашения не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, за исключением возможных расходов в случае рассмотрения споров, которые могут возникнуть между Российской Стороной и уполномоченной организацией Югоосетинской Стороны в международном арбитраже, как это предусмотрено статьей 9 Соглашения.
Ратификация Соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов, равно как и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Форма Соглашения и его текст соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает ратификацию Соглашения.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Газпром - Южная Осетия".
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.