Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения государственной экологической экспертизы)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения государственной экологической экспертизы) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает изменение отдельных положений по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
1. Законопроектом предлагается сократить срок проведения ГЭЭ с 3 до 2 месяцев (с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика).
Указанное изменение направлено на реализацию перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140ГС (абзац четвертый подпункт "в" пункта 1) по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2016 г.
Поручением предусматривалось, что срок проведения ГЭЭ будет устанавливаться Росприроднадзором в зависимости от категории опасности предприятия.
Принимая во внимание, что срок проведения ГЭЭ зависит от многих факторов (природных особенностей и статуса территории, экологической ситуации в районе планируемой деятельности, трудоемкости экспертных работ и т.д.), Комитет полагает, что при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо дополнительно проработать вопрос возможности установления дифференцированного срока проведения ГЭЭ в зависимости от различных факторов.
2. Законопроектом предлагается ввести переходные положения по проведению ГЭЭ проектной документации объектов I категории (объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий).
С 1 января 2019 г. государственная экологическая экспертиза проводится в отношении проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (статьи 2, 8 и 12 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Законопроектом устанавливается, что положение о проведении ГЭЭ не применяется:
- к проектной документации объектов I категории, введенным в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2019 года;
- к проектной документации объектов I категории, представленной на градостроительную экспертизу до 1 января 2019 года;
- к проектной документации объектов I категории, подготовка которых предусмотрена подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством о недрах до 1 января 2019 года техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых на выполнение работ, связанных с геологическим изучением, разведке и добычей нефти и природного газа.
Оценка соответствия указанной проектной документации объектов I категории экологическим требованиям осуществляется в рамках градостроительной экспертизы.
Комитет поддерживает введение указанных переходных положений, исключающих правовую неопределенность и излишние административные барьеры при проведении ГЭЭ.
Вместе с тем, законопроектом не предусмотрены переходные положения, касающиеся правового регулирования отношений в случаях, если на проектную документацию объекта I категории получено заключение градостроительной экспертизы до 1 января 2019 г., но разрешение на строительство такого объекта не выдано.
3. Законопроект уточняет объекты I категории, которые будут подлежать ГЭЭ с 1 января 2019 г.
Законопроектом предлагается исключить из объектов, подлежащих ГЭЭ с 1 января 2019 г., проектную документацию буровых скважин (при выполнении работ по геологическому изучению, разведке и добыче нефти и природного газа).
Технологические особенности разработки нефтегазовых месторождений обуславливают подготовку как единого проекта по обустройству месторождения в целом, так и подготовку отдельной проектной документации на одиночные буровые скважины.
В настоящее время ежегодно в эксплуатацию вводится более 8000 нефтяных скважин (по данным Федеральной службы государственной статистики и ФГБУ "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса"), проектная документации которых с 1 января 2019 г. будет подлежать ГЭЭ как объектов I категории.
Учитывая изложенное, Комитет полагает возможным уточнить объекты I категории, которые будут подлежать ГЭЭ с 1 января 2019 г., с учетом того, что проекты по обустройству нефтегазовых месторождений, которые будут подлежать ГЭЭ с 1 января 2019 г., включают в себя буровые скважины.
На основании изложенного, Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает принятие законопроекта N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения государственной экологической экспертизы) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.