Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения государственной экологической экспертизы)"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения государственной экологической экспертизы), (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет), являющийся соисполнителем по законопроекту, отмечает следующее в части вопросов ведения Комитета.
Законопроект разработан Минприроды России в реализацию абзаца 4 подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N Пр-140ГС.
Указанным поручением предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающие установление уполномоченным органом срока проведения экологической экспертизы в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Комитетом отмечается, что категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Вместе с тем в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I категории требуется проведение государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Таким образом, требование о проведении ГЭЭ в отношении всех объектов I категории с учетом 3-4 месячных сроков проведения ГЭЭ приведет к срыву сроков строительства большинства производственных объектов.
В указанных целях статьей 1 Законопроекта вносится изменение в статью 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), предусматривающее сокращение срока проведения государственной экологической экспертизы по всем объектам с 3 до 2 месяцев с сохранением возможности его продления по заявлению заказчика.
Таким образом, согласно пояснительной записке законопроекта, дополнительная дифференциация сроков проведения ГЭЭ в зависимости от категории объекта представляется нецелесообразной, так как такая категория не является единственным фактором, влияющим на "сложность" объекта экспертизы (имеют значение трудоемкость экспертных работ, природные особенности территории, экологическая ситуация в районе намечаемой деятельности, виды и масштаб воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду).
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 219-ФЗ).
Законопроектом предлагается уточнить объект ГЭЭ в части проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории в части деятельности по добыче нефти и газа.
В рамках разработки участков недр проектная документация может разрабатываться как единым проектом, так и на отдельные объекты капитального строительства, в основном на буровые скважины, что обусловлено технологическими особенностями разработки месторождений.
Комитетом отмечается необходимость исключения из числа объектов ГЭЭ буровых скважин в связи с тем, что буровые скважины в настоящее время не проходят оценку на соответствие экологическим требованиям в рамках градостроительной экспертизы ввиду того, что скважины не оказывают тех видов негативного воздействия, которые регламентируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
Принципиальные решения о конструкции скважин, плотности размещения скважин отражаются не в проектной документации на скважины, а в проектах разработки месторождений, подлежащих согласованию экспертной комиссией, включающей специалистов Минприроды России, Росприроднадзора, Роснедр.
В связи с вышесказанным проведение дополнительной экспертизы ГЭЭ приведет к созданию дополнительного административного барьера при реализации недропользователями уже согласованных уполномоченными органами проектных решений.
С этой целью пунктом 1 статьи 2 Законопроекта исключается из объектов ГЭЭ проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
Вместе с тем, Комитетом отмечается тот факт, что термин "буровые скважины" не является общепринятым, поскольку не определен в изменяемых Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", Градостроительном кодексе Российской Федерации. В этой связи предлагается рассмотреть возможность использования следующих терминов: скважины; поисковые, оценочные и эксплуатационные скважины; нефтяные, газовые, газоконденсатные скважины.
Дополнительно Законопроектом устанавливаются переходные положения в части проведения ГЭЭ.
Так, Федеральным законом N 219-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", в соответствии с которыми в объекты ГЭЭ федерального уровня с 1 января 2019 г. включена проектная документация объектов I категории.
Комитетом ранее высказывались сомнения относительно проведения ГЭЭ в отношении проектной документации объектов I категории, ввиду того, что потребуются дополнительные трудовые, финансовые затраты, значительно увеличатся сроки и стоимость строительства и реконструкции производственных объектов. Отсутствие переходных положений ведет к неопределенности при организации и проведении ГЭЭ указанных объектов.
На основании изложенного пунктом 3 статьи 2 Законопроекта предусматривается установление в Законе N 219-ФЗ переходных положений, в соответствии с которыми положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в редакции Федерального закона N 219-ФЗ) не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, в случаях, если такие объекты введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 1 января 2019 г., если проектная документация таких объектов капитального строительства представлена на экспертизу проектной документации до 1 января 2019 г., а также если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 1 января 2019 г. техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими углеводородное сырье.
Оценка соответствия экологическим требованиям проектной документации указанных объектов капитального строительства осуществляется при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, Комитетом отмечается, что в дополнительном пункте 10, который предлагается включить в статью 11 Федерального закона N 219-ФЗ (пункт 3 статьи 2) из проектной документации объектов капитального строительства, к которой не будут применяться положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ, исключается проектная документация на реконструкцию объектов. Таким образом, Законопроектом предлагается распространить требование о проведении ГЭЭ на случаи реконструкции уже построенных и введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года объектов.
Комитетом отмечается, что согласно требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности не существует различий в составе, порядке разработки проектной документации и проведении её экспертизы, а также в получении разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию применительно к новому строительству и к реконструкции объектов капитального строительства.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 522262-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.