Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 298590-7 "О внесении изменений в статьи 154, 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части переноса платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, из состава платы за содержание жилого помещения в состав платы за коммунальные услуги) (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается исключить плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме из состава платы за содержание жилого помещения, включив ее в состав платы за коммунальные услуги.
Кроме того, предлагается установить, что порядок определения размера расходов граждан в составе платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" было установлено, что плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в составе платы за жилое помещение.
Фактически законопроектом предлагается вернуть ранее действующую систему платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Впервые обязанность отдельно вносить плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, была возложена на собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Указанное изменение было сделано в целях учета всего объема (количества) коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом.
Вместе с тем в отсутствие механизмов контроля за установлением и определением нормативов потребления коммунальных услуг, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также процедуры урегулирования споров такое решение привело к резкому увеличению платежей за коммунальные услуги.
15 февраля 2013 года Государственной Думой было принято постановление N 1738-6 ГД "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды", в результате рассмотрения которого Правительством Российской Федерации были приняты нормативные акты, частично устранявшие существовавшие на тот период времени проблемы. Однако необоснованное начисление соответствующей платы прекращено не было.
Включив в 2015 году плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилого помещения с отложенным сроком начала ее применения с 1 января 2017 года, законодатель преследовал цель защитить собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме от некорректного и неправильного начисления соответствующей платы.
Концептуально такое включение должно было обеспечить заинтересованность как управляющих организаций, так и поставщиков коммунальных услуг в выявлении причин образования значительной разницы между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета (нормативов потребления), а именно в содержании внутридомовых инженерных сетей в надлежащем состоянии, недопущении незаконных подключений, а также в выявлении незаконно подключившихся к инженерным сетям потребителей и граждан, проживающих без регистрации, а в результате защитить добросовестных потребителей коммунальных услуг от необоснованных платежей.
При этом Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 258-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения, конкретизирующие порядок определения размера расходов граждан на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включенных в состав платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 469-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственного жилищного надзора были наделены полномочиями по проверке обоснованности установления нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов, используемых для расчета таких расходов.
Также необходимо отметить, что количество поступающих в Государственную Думу обращений граждан об изменении порядка оплаты расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, значительно сократилось.
Новый порядок оплаты расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, был введен недавно, до настоящего времени еще не накоплен достаточный опыт его применения, который бы объективно свидетельствовал о необходимости его срочной корректировки.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает принятие Государственной Думой проекта федерального закона N 298590-7 "О внесении изменений в статьи 154, 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.