Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 365162-7 "О внесении изменений в часть 1 и часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ"
внесен депутатами Государственной Думы С.А. Вострецовым, В.В. Николаевой, П.И. Пимашковым и другими
(в части усиления административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств)
(утв. решением Комитета от 4 июня 2018 г. N 84/6)
Рассмотрев в рамках своей компетенции проект федерального закона N 365162-7 "О внесении изменений в часть 1 и часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ", внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Вострецовым, В.В. Николаевой, П.И. Пимашковым и другими, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), увеличив размер административного штрафа за управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями с пятисот до пяти тысяч рублей, а за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности или управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, - с восьмисот до пяти тысяч рублей.
В настоящее время в качестве общего правила частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ закреплено, что для граждан максимальный размер административного штрафа составляет пять тысяч рублей. Такая мера ответственности устанавливается за совершение серьезных административных правонарушений в области дорожного движения, например, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час (часть 5 статьи 12.9 КоАП РФ), повторный проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (часть 3 статьи 12.12 КоАП РФ), выезд на полосу, предназначенную для встречного движения (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением (часть 3 статьи 12.16 КоАП РФ), нарушение требований к перевозке детей в ночное время (часть 5 статьи 12.23 КоАП РФ), нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ), повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения (статья 12.33 КоАП РФ).
Комитет считает, что само по себе несоблюдение требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств повышенной опасности для участников дорожного движения не представляет, в связи с чем предлагаемое законопроектом повышение действующего размера административного штрафа по части 1 статьи 12.37 КоАП РФ в 10 раз, а по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ - более чем в 6 раз не представляется обоснованным и соответствующим тяжести совершенного правонарушения.
Если владелец транспортного средства не застраховал риск своей ответственности в форме обязательного страхования, то в случае причинения вреда он будет обязан в соответствии с пунктом 1 статьи 1064, статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" самостоятельно в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших.
Также следует иметь в виду, что в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку продолжают поступать обращения граждан, свидетельствующие о том, что несмотря на предпринимаемые федеральным законодателем и Банком России меры еще не на всей территории Российской Федерации граждане могут заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности беспрепятственно, не сталкиваясь с ненадлежащим поведением страховых организаций. В такой ситуации принятие предлагаемых законопроектом изменений приведет к двойному наказанию граждан, которые не по своей вине не могут заключить договор ОСАГО и за это будут подвергаться повышенному штрафу.
Комитет считает, что наиболее действенным механизмом понуждения граждан к исполнению установленной статьей 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" обязанности по страхованию своей гражданской ответственности будет являться не повышение размера административного штрафа, а реализация на практике принципа неотвратимости наказания и более широкое использование в этих целях работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Также обращаем внимание, что если в частях 1 и 2 статьи 12.37 КоАП РФ предлагается установить одинаковый размер административного наказания, то отсутствуют основания для сохранения в статье двух самостоятельных частей, в связи с чем статью 12.37 КоАП РФ следует излагать в новой редакции.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 365162-7 "О внесении изменений в часть 1 и часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ" и предлагает Государственной Думе отклонить законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.