Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 744077-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части установления обязанности подготовки и представления ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере науки) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А.Яровой, В.М.Кононовым, Г.К.Сафаралиевым, Р.А.Баталовой, В.Б.Кидяевым, О.Д.Валенчуком, П.Р.Качкаевым, И.К.Родниной, М.М.Бариевым, П.М.Федяевым, С.Ю.Теном, Т.О.Алексеевой, Р.Ш.Хайровым, И.Б.Богуславским, А.Г.Сидякиным, Р.М.Марданшиным, А.Б.Выборным, А.В.Каминским, В.М.Заварзиным, Ф.С.Сибагатуллиным, А.П.Петровым, Ю.А.Петровым, М.С.Селимхановым, А.Е.Карповым, А.А.Ремезковым, А.Г.Когогиной, В.В.Терешковой, С.В.Чижовым, Г.А.Карловым, В.Ю.Максимовым, А.А.Журавлевым, А.И.Фокиным, В.И.Ресиным, А.Н.Ткачевым, А.Б.Василенко, Л.И.Калашниковым, У.М.Умахановым, М.Е.Старшиновым, С.В.Кривоносовым, А.В.Жарковым, А.В.Ильтяковым, В.В.Бурматовым, а также О.Г.Борзовой, Е.Н.Сенаторовой, Н.А.Шайденко, Е.И.Кузьмичевой, М.Х.Юсуповым, Н.В.Герасимовой, А.Ч.Эркеновым, В.Е.Позгалевым, Д.О.Хоролей, Н.И.Макаровым, Р.Э.Гольдштейном, М.Н.Гасановым, Ф.А.Клинцевичем, Н.В.Школкиной, В.В.Якушевым, С.А.Поповым, М.Х.Вахаевым, М.В.Слипенчуком, С.Ш.Мурзабаевой, Т.Г.Кузьминых, И.Е.Костуновым, Р.Ф.Абубакировым, О.В.Савченко, О.В.Хоронжук, Е.Л.Николаевой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" статьей 13.1, предусматривающей обязанность ежегодного представления Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания доклада о реализации государственной политики в сфере науки.
В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что законопроект устанавливает механизм представления Правительством Российской Федерации ежегодного доклада о реализации единой государственной политики в области науки, а также его заслушивания на заседании Государственной Думы. Однако в последнем абзаце текста законопроекта прописано, что на заседаниях Государственной Думы заслушивается не доклад Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере науки, а информация о докладе представителей Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере науки.
На законопроект поступило 49 положительных отзывов от субъектов Российской Федерации (21 законодательных и 28 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Законопроект поддержали Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (комитет-соисполнитель) и Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что положения законопроекта могут быть учтены в контексте статьи 13 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", что в свою очередь исключит необходимость дополнения новой статьей 13.1, содержащей информацию, в том числе, о деятельности Государственной Думы на ее заседаниях.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает и в официальном отзыве указывает, что предлагаемая терминология не согласуется с терминологий Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Кроме того, предлагаемая законопроектом норма, как следует из отзыва Правительства Российской Федерации, не учитывает особенностей получения международной наукометрической информации, а также формирования национальной системы оценки и мониторинга результативности деятельности научных организаций.
Комитет обращает внимание на то, что в пункте 1 статьи 13 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" уже содержится указание на подготовку Правительством Российской Федерации специального доклада, на основании которого Президентом Российской Федерации определяются направления государственной научно-технической политики страны на среднесрочный и долгосрочный периоды. В этой связи возникает необходимость в соотнесении предлагаемого законопроектом доклада с вышеуказанным специальным докладом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российская академия наук подготавливает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклады о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований. Это обстоятельство необходимо также учесть при формировании Доклада Правительства о реализации государственной политики в сфере науки.
Отдельный, самостоятельный набор требований к представлению информации о научно-технологическом развитии Российской Федерации установлен Федеральным законом от 3 июля 2016 N 277-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в части введения обязательности разработки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, которая является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития, разрабатываемых в рамках целеполагания, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.
Согласно Закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации, являются на федеральном уровне ежегодный отчет Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и доклады о реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но при этом считает целесообразным указать на следующее:
1. В Положении о подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере науки необходимо установить:
1) Структуру Доклада о реализации государственной политики в сфере науки, предусмотрев, в том числе, представление результатов реализации государственной политики по видам научных исследований (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки), по источникам финансирования (государственный, частный, некоммерческий), по типам организаций (организации науки, организации образования, государственные корпорации и частные компании);
2) Требования к содержанию его разделов, отражающих формирование и реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;
3) Систему используемых показателей и индикаторов результативности научной и научно-технической деятельности;
4) Порядок представления Доклада для общественного обсуждения и результатов общественного обсуждения в Правительство Российской Федерации.
2. В докладе целесообразно отражать:
данные об эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансирование исследований и разработок, соотнеся их с полученными результатами научной и научно-технической деятельности;
данные о социально-экономической эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных в процессе выполнения научных исследований и разработок, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации.
Комитет считает целесообразным установить срок представления доклада Правительством Российской Федерации не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который представляется информация о реализации государственной политики в сфере науки. Перенесение срока с 1 марта позволит собрать все данные и необходимую статистическую информацию для полного и подробного доклада, что в свою очередь можно использовать при работе над проектом федерального бюджета на следующий год.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом его последующей доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.