Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 305068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Горелкиным, В.В. Николаевой, А.В. Каличенко и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В законопроекте предлагается персональные данные несовершеннолетних отнести к специальным категориям персональных данных, обработка которых осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон). В соответствии с частями 1 и 2 данной статьи обработка специальных категорий персональных данных допускается только в предусмотренных частью 2 данной статьи случаях. При этом законопроект дополняет указанную часть 2 положением о том, что обработка специальных категорий персональных данных допускается также в случае, если "обработка персональных данных несовершеннолетних осуществляется в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 9 настоящего федерального закона, за исключением случаев, установленных иными федеральными законами".
Поскольку в упомянутой части 6 статьи 9 Федерального закона в предлагаемой проектом редакции предусматривается порядок дачи согласия на обработку персональных данных недееспособного либо несовершеннолетнего субъекта персональных данных, требует уточнения значение указанной оговорки "за исключением случаев, установленных иными федеральными законами", в частности, означает ли данная оговорка, что иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие, помимо указанных в части 2 статьи 10 Федерального закона, случаи, когда обработка персональных данных несовершеннолетних может осуществляться без получения соответствующего согласия на такую обработку. При этом следует иметь в виду, что другими федеральными законами такие случаи предусматриваются (см., например, пункт 11 части 3 статьи 28, подпункт "л" пункта 1 части 2 статьи 29, статью 98 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункт 3 части четвертой и часть пятую статьи 41, пункт 5 части первой статьи 49, статью 50 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
В любом случае указанная оговорка не позволяет однозначно определить, например, допускает ли она возможность использования журналистом и средством массовой информации при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" персональных данных несовершеннолетних без получения соответствующего согласия на их обработку (см. пункт 8 части 1 статьи 6 Федерального закона).
Согласно предлагаемой редакции части 6 статьи 9 Федерального закона "согласие на обработку персональных данных недееспособного либо несовершеннолетнего субъекта персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных. Лицо, достигшее возраста четырнадцати лет, осуществляющее трудовую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством, вправе давать согласие на обработку персональных данных самостоятельно, если обработка таких персональных данных осуществляется в связи с трудовой деятельностью субъекта персональных данных". Указанные положения не учитывают положения пункта 2 статьи 21 и статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые предусматривают приобретение дееспособности в полном объеме вступившим в брак или эмансипированным несовершеннолетним гражданином. Кроме того, данные положения законопроекта следует соотнести с положениями части третьей и пункта 1 части четвертой статьи 41 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", которые предусматривает иную форму дачи согласия на обработку указанных в нем персональных данных несовершеннолетнего (с согласия несовершеннолетнего и его законного представителя).
Вместе с тем обращаем внимание, что положения проекта не препятствуют свободному использованию в соответствии пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона персональных данных несовершеннолетних, которые сделаны общедоступными непосредственно самим несовершеннолетним субъектом персональных данных, например, путем размещения их в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Поскольку персональные данные несовершеннолетних относятся законопроектом к специальным категориям персональных данных, также обращаем внимание на положение пункта 4 части первой статьи 86 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому "работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами". В связи с этим в законопроекте следует более четко обозначить право работодателя на получение и обработку сведений о несовершеннолетнем работнике.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.