Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 305068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 05 декабря 2017 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 84, пункт 81) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел, в пределах своей компетенции, проект федерального закона N 305068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", внесённый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.В.Горелкиным, В.В.Николаевой, А.В.Каличенко и другими.
Законопроектом предлагается внести изменения в отдельные положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ) с целью определения порядка сбора, обработки и хранения персональных данных несовершеннолетних. Изменения предлагается внести в положения части 6 статьи 9 Федерального закона, уточнив механизм получения согласия на обработку персональных данных не только для недееспособных, но и для несовершеннолетних (пункт 1 законопроекта). В статью 10 Федерального закона N 152-ФЗ предлагается к специальной категории персональных данных отнести также обработку персональных данных несовершеннолетних (подпункт "а" пункта 2 законопроекта). Статью 10 Федерального закона N 152-ФЗ авторы законопроекта предлагают дополнить пунктом 11, согласно которому обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случае, если: обработка персональных данных несовершеннолетних осуществляется в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 9 настоящего федерального закона (подпункт "в" пункта 2 законопроекта).
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в целом поддерживает инициативы, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних.
При этом, полагаем необходимым обратить внимание на следующее:
1. Проект федерального закона предлагает внести изменения в часть 6 статьи 9 позволяющие лицу, достигшему возраста четырнадцати лет и осуществляющему трудовую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством, самостоятельно давать согласие на обработку своих персональных данных, если обработка таких персональных данных осуществляется в связи с трудовой деятельностью субъекта персональных данных.
Вызывает сомнение относительно единоличного согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, осуществляющего трудовую деятельность, на обработку персональных данных, даже если обработка таких персональных данных осуществляется в связи с трудовой деятельностью субъекта персональных данных. Комитет полагает, что даже в таких случаях необходимо обоюдное согласие, как несовершеннолетнего, так и его законного представителя.
Комитет считает, что целесообразно выстроить изложение пункта 1 законопроекта по аналогии с нормами действующего законодательства (части шестой статьи 4 и пунктов 1-3 части четвертой статьи 41 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
В связи с этим, Комитет отмечает, что согласно положениям части шестой статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" запрещается распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.
Согласно положениям части четвертой статьи 41 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации":
"Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в части шестой статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:
1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий."
2. Редакция части 6 статьи 9 Федерального закона N 152-ФЗ, предлагаемая пунктом 1 законопроекта, устанавливающая право лицу, достигшему возраста четырнадцати лет, осуществляющее трудовую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством нуждается в уточнении. Пунктом 1 статьи 21 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определена дееспособность гражданина, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. ГК РФ установлена возможность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладать полной дееспособность в ряде случаев (вступление в брак до достижения восемнадцати лет, эмансипация несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору).
3. Относительно изменений, предлагаемых подпунктом "а" пункта 2 законопроекта отмечаем, что авторам законопроекта необходимо учесть положения статьи 6 ("Специальные категории данных") Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных персональных данных, согласно которой к специальным категориям данных относятся: персональные данные, касающиеся расовой принадлежности, политических взглядов или религиозных или других убеждений, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни. Как видно из положения указанной статьи персональные данные несовершеннолетних не входят в перечень специальных категорий данных указанной Конвенции.
Комитет предлагает утвердить данное заключение по проекту федерального закона N 305068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и рекомендует Комитету Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи учесть высказанные в нем замечания.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.