Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 556364-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 01.10.2018 N 146 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 556364-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 29 августа 2018 года (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен согласно требованиям законодательства Российской Федерации исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, по состоянию на 1 января 2018 года 146,3 млн. человек, в том числе неработающего населения - 80 млн. человек.
Численность лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), в проекте бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов уточнена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 2018 года N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Общая численность застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2018 года по сравнению с численностью, учтенной в основных характеристиках бюджета Фонда на 1 апреля 2017 года, уменьшилась на 38,2 тыс. человек: численность работающего населения увеличилась на 4 947,1 тыс. человек, численность неработающего населения уменьшилась на 4 985,3 тыс. человек.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов характеризуется следующими данными:
млрд. рублей
Показатель |
2018 год Закон N 368-ФЗ |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2021 год к уровню 2018 года |
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
1 887,9 |
2098,2 |
2349,9 |
2495,8 |
132,2 |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Фонда |
1 855,7 |
2019,1 |
2105,7 |
2226,5 |
120,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
страховые взносы на ОМС работающего населения |
1 194,2 |
1 299,9 |
1 358,7 |
1450,0 |
121,4 |
страховые взносы на ОМС неработающего населения |
661,4 |
719,3 |
746,9 |
776,5 |
117,4 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
32,1 |
79,0 |
244,2 |
269,2 |
в 8,4 раза |
из них: |
|
|
|
|
|
на компенсацию выпадающих доходов |
32,1 |
9,0 |
9,5 |
10,1 |
31,4 |
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями |
|
70,0 |
120,0 |
140,0 |
|
на обеспечение нестраховых расходов |
|
0,0 |
114,7 |
119,1 |
|
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
1994,1 |
2190,4 |
2350,5 |
2501,5 |
125,4 |
субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС на территории субъектов РФ |
1870,4 |
2068,5 |
2225,5 |
2371,8 |
126,8 |
оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
100,7 |
100,8 |
103,9 |
109,0 |
108,2 |
межбюджетные трансферты бюджету ФСС РФ |
18,3 |
15,9 |
15,9 |
15,6 |
85,2 |
изготовление и доставка полисов ОМС |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
100,0 |
нормированный страховой запас |
2,6 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
119,2 |
обеспечение деятельности Фонда |
0,71 |
0,85 |
0,81 |
0,73 |
102,8 |
Дефицит(-)/Профицит (+) |
-106,2 |
-92,2 |
-0,5 |
-5,7 |
|
Законопроектом предлагается утвердить доходы бюджета Фонда на 2019 год в сумме 2098,2 млрд. рублей, на 2020 год - 2349,9 млрд. рублей, на 2021 год - 2495,8 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2019 год в сумме 2019,1 млрд. рублей, на 2020 год - 2105,7 млрд. рублей, на 2021 год - 2226,5 млрд. рублей. Указанный объем формируется из страховых взносов на ОМС работающего населения с учетом недоимки и страховых взносов на ОМС неработающего населения.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год в размере 24 208 млрд. рублей, на 2020 год - 25 576 млрд. рублей, на 2021 год - 27 308 млрд. рублей.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2019 год в сумме 1299,9 млрд. рублей, на 2020 год - 1358,7 млрд. рублей, на 2021 год - 1450,0 млрд. рублей с учетом взимания недоимки прошлых лет за счет передачи полномочий по администрированию указанных страховых взносов Федеральной налоговой службе.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения рассчитан в 2019 - 2021 годах по тарифу 5,1%. По указанным плательщикам планируется собрать страховые взносы в 2019 году в сумме 1248,0 млрд. рублей, в 2020 году - 1318,5 млрд. рублей, в 2021 году - 1407,8 млрд. рублей.
Объем поступления страховых взносов на ОМС от плательщиков, применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах пониженные тарифы, планируется в 2019 году в сумме 13 млрд. рублей, в 2020 году - 13,8 млрд. рублей, в 2021 году - 14,7 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, планируются в 2019 году в сумме 21,6 млрд. рублей, в 2020 году - 26,5 млрд. рублей, в 2021 году - 27,5 млрд. рублей.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового вноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (с учетом изменений, вносимых законопроектом N 556368-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг" одновременно с проектом бюджета Фонда).
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2019 год определен в сумме 719,3 млрд. рублей, на 2020 год - 746,9 млрд. рублей, на 2021 год - 776,5 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно 1,119, 1,162, 1,208).
Предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет Фонда из федерального бюджета:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2019 год - 70 млрд. рублей, на 2020 год - 120 млрд. рублей, на 2021 год - 140 млрд. рублей;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2020 год - 114,7 млрд. рублей, на 2021 год - 119,1 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов: на 2019 год - 9 млрд. рублей, на 2020 год - 9,5 млрд. рублей, на 2021 год - 10,1 млрд. рублей.
Расходные обязательства бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформированы с учетом обеспечения целей и задач развития здравоохранения и обязательного медицинского страхования, предусмотренных посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", другими документами стратегического планирования.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Расходы бюджета Фонда на 2019 год прогнозируются в сумме 2190,4 млрд. рублей, на 2020 год - 2350,5 млрд. рублей, на 2021 год - 2501,5 млрд. рублей (___% к уровню 2018 года).
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме: на 2019 год - 2068,5 млрд. рублей, на 2020 год - 2225,5 млрд. рублей, на 2021 год - 2371,8 млрд. рублей.
По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2019 году составит 198,1 млрд. рублей, или 10,6%, в 2020 году - 157 млрд. рублей (7,6%), в 2021 году - 146,3 млрд. рублей (6,6%). В 2021 году объем субвенций к уровню 2018 года возрастет на 26,8%.
На 2019 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам территориальных фондов ОМС, определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (с учетом изменений, планируемых к принятию одновременно с проектом бюджета Фонда), на основе численности застрахованных лиц (146,3 млн. человек), подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, коэффициента дифференциации для каждого субъекта Российской Федерации.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2019 год в размере 11 800,2 рублей, на 2020 год - 12 696,9 рублей, на 2021 год - 13 531,4 рублей.
Размер субвенции учитывает:
увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204. Дополнительные расходы на указанные цели составят в 2019 году 12,3 млрд. рублей, в 2020 году - 34,7 млрд. рублей, в 2021 году - 50,4 млрд. рублей;
увеличение с 2019 года предельного значения индекса бюджетных расходов с 3 до 4,5, что потребует дополнительно в 2019 году 8,1 млрд. рублей, в 2020 году - 8,7 млрд. рублей, в 2021 году - 9,3 млрд. рублей;
финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения на 2019 год в размере 70 млрд. рублей, на 2020 год - 115 млрд. рублей, на 2021 год - 134,5 млрд. рублей;
перевод в 2019 году в базовую программу ОМС двух видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС (стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов) - 8,16 млрд. рублей.
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, планируется направить из бюджета Фонда в 2019 году 100,8 млрд. рублей, в 2020 году - 103,9 млрд. рублей, в 2021 году - 109 млрд. рублей.
При расчете объема финансового обеспечения расходов на оказание высокотехнологической медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, на 2019 год планируется:
- увеличение среднего норматива финансовых затрат по группам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС;
- увеличение плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, по наиболее востребованным видам высокотехнологичной медицинской помощи по сравнению с текущим годом;
- включение новых методов лечения, отобранных на основании решения межведомственного экспертного совета.
При расчете объема финансового обеспечения на 2020 - 2021 годы планируется увеличение среднего норматива финансовых затрат по группам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
Также в 2020 году планируется включение в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС, протонной терапии с ежегодными объемами оказания этой медицинской помощи 2 тыс. пациентов и объемом финансового обеспечения 5 млрд. рублей в 2020 году и около 5,5 млрд. рублей в 2021 году.
В части софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в 2019 - 2021 годах объем субсидий планируется сохранить на уровне 2018 года - в размере 6,24 млрд. рублей. При этом с 2020 года субсидия субъектам Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, будет осуществляться напрямую из средств федерального бюджета.
Кроме того, с 2020 года из федерального бюджета в бюджет Фонда запланирован межбюджетный трансферт "на финансовое обеспечение отдельных нестраховых расходов", включая оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемую в федеральных государственных учреждениях.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья всегда считал нецелесообразным использование страховых принципов оплаты медицинских услуг в отношении методов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования. Комитет поддерживает выделение межбюджетного трансферта из федерального бюджета на указанные цели.
В 2019 - 2021 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2019 году в сумме 15,9 млрд. рублей, в 2020 году - 15,9 млрд. рублей, в 2021 году - 15,6 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на уровне 2018 года в размере 1,3 млрд. рублей ежегодно.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 846,8 млн. рублей, на 2020 год - 813,2 млн. рублей, на 2021 год - 734,3 млн. рублей. Расходы на указанные цели составят в 2019 году 0,039% от общих расходов бюджета Фонда, в 2020 году - 0,035%, в 2021 году - 0,029%.
В составе бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас на 2019 - 2021 годы в сумме 3,1 млрд. рублей ежегодно.
В части 1 статьи 6 законопроекта установлены направления использования средств нормированного страхового запаса Фонда в 2019 году:
на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС Республики Северная Осетия - Алания и Краснодарского края в связи с исполнением международных соглашений;
на исполнение расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов;
на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Бюджет Фонда сформирован с дефицитом: в 2019 году - 92,2 млрд. рублей, в 2020 году - 0,5 млрд. рублей, в 2021 году - 5,7 млрд. рублей, который планируется покрывать за счет переходящих остатков средств бюджета Фонда.
По законопроекту у Комитета Государственной Думы по охране здоровья имеются следующие замечания.
1. Комитет считает недостаточным темпы роста подушевого норматива к уровню предыдущего года в 2019 году 9,1%, 2020 год - 7,6%, 2021 год - 6,6%. Расходы, не связанные с оплатой труда, индексируются только на процент инфляции. Поступающие в Комитет обращения от учреждений здравоохранения и их пациентов свидетельствуют о недостатке средств на приобретение медицинскими организациями лекарственных препаратов и расходных материалов, о росте просроченной кредиторской задолженности, о низких тарифах на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. При этом остатки средств бюджета Фонда на конец 2018 года оцениваются в сумме 86,9 млрд. рублей.
2. Представляется недостаточным нормированный страховой запас Фонда на 2019 - 2021 годы в сумме 3,1 млрд. рублей ежегодно. Это составляет всего 0,1% от объема субвенций, что не позволит закрыть дополнительную потребность в случаях возникновения непредвиденных рисков.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие проекта федерального закона N 556364-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета 11 октября 2018 года (протокол N 68).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.