Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 474597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства. Принятыми по инициативе Президента Российской Федерации Федеральными законами от 28.12.2017 N 432-ФЗ и N 418-ФЗ были введены единовременные выплаты семьям, имеющим детей, и продлена программа материнского капитала. Помимо указанных законов меры социальной поддержки и льготы содержатся в большом количестве нормативно-правовых актов от Налогового кодекса до Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Спектр налоговых льгот имеет широкий характер и также требует надлежащего информирования населения.
Анализ, проводившийся Советом законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, продемонстрировал, что в регионах сложилась разветвленная и активно развивающаяся система мер поддержки семей, имеющих детей. Во всех субъектах установлена система мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе в виде пособий:
на ребенка;
на детей одиноких матерей;
на детей военнослужащих по призыву;
на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;
на детей из многодетных семей;
на детей-инвалидов;
на детей родителей-студентов;
на детей из семей коренных малочисленных народов Севера и другие.
В большинстве субъектов установлен региональных материнский капитал (от 50 000 до 366 356 рублей).
Малоимущим оказывается социальная помощь с учетом среднедушевого дохода семьи. Гражданам с низкими доходами предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В регионах успешно применяется практика государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Востребованной мерой социальной поддержки многодетных семей является предоставление земельных участков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
При этом молодые родители не владеют полной информацией о том, какими льготами они могут воспользоваться при рождении ребенка и какие меры социальной поддержки получить. Единый механизм предоставления такой информации отсутствует.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" была введена Единая государственная информационная система социального обеспечения, которая содержит в себе исчерпывающую информацию о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Данная система введена в эксплуатацию и, таким образом, возникла возможность сформировать список мер социальной поддержки и проинформировать заинтересованных лиц.
Законопроектом предлагается установить обязанность ЗАГСов и МФЦ при регистрации рождения ребенка информировать заявителей о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, на которые могут претендовать заявители.
Принципиально важно, что государство, взяв на себя новые социальные обязательства, гарантирует их исполнение и проявляет заинтересованность в том, чтобы гражданину с первого дня рождения ребенка было известно на какие меры социальной поддержки может претендовать семья, с тем, чтобы заявитель мог оперативно воспользоваться своими правами. У гражданина появится памятка, которая будет являться ориентиром для семьи в своих возможностях поддержки со стороны государства. Принятие законопроекта дополнит установленный Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ переход на работу по модели "жизненная ситуация" возможностью получения родителями всей необходимой информации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
Принятие федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" не потребует внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.