Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 506450-7 "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Досье на проект федерального закона
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положения части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой (далее соответственно - Постановление, Закон) положение части четвертой статьи 14 Закона признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.
Постановлением предусмотрено, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона.
В соответствии с частью четвертой статьи 14 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой указанной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в этой статье.
Пунктом 13 части первой статьи 14 Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.
Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что указанное положение свидетельствует об адресном назначении данной выплаты, неразрывно связанной с личностью инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и призванной способствовать восстановлению и поддержанию его здоровья, а также для надлежащего исполнения им семейных обязанностей в отношении малолетних детей.
В пункте 13 части первой статьи 14 Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.
В связи с этим право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров не распространялось на супругов граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и супругов инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы при их жизни.
Вопрос о применении данной нормы рассматривался Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которой было отмечено, что анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки. Кроме того, право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по Закону, при их жизни, соответственно, не распространяется и после смерти (определения Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2010 г. N 22-В10-1, от 17 июня 2011 г. N 18-В11-27, от 25 января 2016 г. N5-КГ15-125, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2016 г. N 2 (2016).
Конституционным Судом Российской Федерации отмечается, что при реализации предписаний части четвертой статьи 14 Закона возникает нарушение конституционного принципа равенства, поскольку допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей инвалидов-чернобыльцев, не получавшим данную выплату при жизни кормильца.
С учетом изложенного в целях устранения установленной Постановлением неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - законопроект) предлагается внести в указанную статью соответствующие изменения.
В части четвертой статьи 14 Закона законопроектом предлагается слова "пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15" заменить словами "пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15", при этом дополнить данную статью Закона частью пятой, устраняющей неопределенность нормативного содержания части четвертой этой статьи в части предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти (гибели) отдельных категорий граждан, поименованных в указанной части статьи 14 Закона.
Одновременно законопроектом предлагается сохранить за семьями, которые указаны в части четвертой статьи 14 Закона и которым ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена ранее, право на получение данной выплаты на условиях, установленных Законом в действующей редакции, до наступления оснований прекращения этой выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дополнительных средств федерального бюджета на реализацию законопроекта не потребуется.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Реализация Федерального закона будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление в соответствии со статьей 5.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" переданного органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее - переданное полномочие).
Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются субъектам Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета. Главным распорядителем указанных средств является Федеральная служба по труду и занятости.
Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" размер средств федерального бюджета на реализацию переданного полномочия составляет на 2018 год 15 995 760,4 тыс. рублей, на 2019 год - 16 697 349,4 тыс. рублей, на 2020 год - 17 400 797,4 тыс. рублей.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, не повлечет за собой социально-экономических и иных последствий, в том числе для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Разработка проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее соответственно - проект постановления, Правила) обусловлена необходимостью реализации статьи 1 Федерального закона.
Целью правового регулирования проекта постановления является уточнение положений Правил. Предметом правового регулирования проекта постановления являются общественные отношения, возникающие в случае гибели (смерти) граждан из числа лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Проектом постановления предусматривается приведение Правил в соответствие с нормами статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки проекта постановления - в течение 2 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона по указанному вопросу.
Ответственным исполнителем по проекту постановления является Минтруд России, соисполнителями - Минфин России, Минэкономразвития России и МЧС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.