Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 430594-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусматривается внесение в отдельные федеральные законы изменений, целью которых является повышение контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" направлены на установление контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, по сделкам по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).
При этом в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, данное лицо было освобождено от этой должности (уволилось), материалы, полученные в результате осуществления такого контроля, направляются лицом, принявшим решение о его осуществлении, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Предлагается определить, что контроль за расходами лица, освобожденного от должности (уволившегося), а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется прокурором в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному указанным Федеральным законом.
Лицо, которое освобождено от должности (уволилось) и в отношении которого осуществляется контроль за расходами, пользуется теми же правами, что и лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах.
Для пресечения случаев реализации или порчи имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении его в доход государства, и совершения указанных действий на стадии проведения процедуры контроля за расходами предлагается закрепить возможность обращения взыскания на денежную сумму, эквивалентную стоимости такого имущества, если его обращение в доход государства невозможно.
Кроме того, в целях совершенствования порядка привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения государственных и муниципальных служащих, работников государственных корпораций (компаний), государственных внебюджетных фондов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, законопроектом в ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов вносятся изменения, предусматривающие упрощенный порядок привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности (за исключением увольнения в связи с утратой доверия) в случае признания ими факта совершения правонарушения, а также устанавливается единый срок давности для применения взысканий - не позднее трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.
Также необходимо отметить проектируемые изменения в Федеральный закон от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которыми предлагается наделить руководителей государственных корпораций, государственных внебюджетных фондов правом получать справки по счетам физических лиц, а в отдельных случаях и юридических лиц при осуществлении проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Одновременно устанавливается, что полученная информация может использоваться исключительно в соответствии с названным законодательством.
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон "Об исполнительном производстве" нормами, корреспондирующими соответствующим положениям проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенного Президентом Российской Федерации одновременно с рассматриваемым проектом, в части, касающейся отнесения к исполнительным документам определения судьи о наложении ареста на имущество юридического лица в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комитет отмечает, что принятие представленных изменений позволит повысить эффективность мероприятий, проводимых государством в области противодействия коррупции.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 10 мая 2018 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.