Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области, и отмечает.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подпунктом 6.3, в соответствии с которым неналоговые доходы в виде денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения земельного участка по нормативу 100 процентов.
В настоящее время суммы таких штрафов согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
Предлагаемое в законопроекте изменение предусматривает в том числе, что суммы определенных административных штрафов, налагаемых уполномоченными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации за правонарушения, выявленные без помощи должностных лиц органов местного самоуправления, будут зачисляться не в бюджеты муниципальных образований, где данные федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации расположены, а в бюджеты муниципальных образований по месту совершения административного правонарушения, что представляется необоснованным.
Предлагаемое изменение порядка зачисления сумм указанных штрафов приведет к возникновению выпадающих доходов бюджетов городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения. При этом в финансово-экономическом обосновании сказано, что принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. В своем заключении к указанному законопроекту Правительство Российской Федерации отмечает, что в 2016 году общий объем поступлений сумм штрафов за нарушение земельного законодательства составил 1131,5 млн. рублей.
Как следует из пояснительной записки, законопроект позволит оптимизировать распределение денежных потоков от административных штрафов за нарушение земельного законодательства Российской Федерации между бюджетами муниципальных образований и обеспечить местные бюджеты источником финансирования для реализации мероприятий по совершенствованию работы в области земельного контроля.
Однако представленные с законопроектом материалы не содержат расчетов сумм доходов муниципальных образований, подлежащих перераспределению в связи с его принятием, что не позволяет оценить влияние реализации законопроекта на доходы местных бюджетов.
Вместе с тем в соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. По этой причине исполнение расходных обязательств публично-правовым образованием не должно зависеть от поступления в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сумм административных штрафов, которые по своей природе не являются стабильным источником доходов, достаточным для финансового обеспечения соответствующих мероприятий.
В пояснительной записке к законопроекту не приводятся данные финансового, экономического и (или) статистического анализа текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию законопроектом, что представляется недостаточным обоснованием для изменения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации правил зачисления сумм денежных взысканий (штрафов). Отсутствует и анализ видов правонарушений земельного законодательства, которые могут причинить вред муниципальным образованиям и для минимизации негативного влияния которых необходимы дополнительные источники финансирования.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, предлагаемое законопроектом изменение порядка зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства представляется необоснованным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.