Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев проект федерального закона N 206482-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), внесенный депутатом Государственной Думы В.М. Власовым, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить минимальную продолжительность практики для обучающихся по образовательным программам прикладного и академического бакалавриата высшего образования в объеме не менее одной десятой и одной пятой от общего количества зачетных единиц, предусмотренных на освоение конкретной образовательной программы, соответственно, что, по мнению автора законопроекта, увеличит минимальную продолжительность практики обучающихся.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает концепцию данного законопроекта по следующим основаниям.
Во-первых, Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон об образовании) не выделяет образовательные программы прикладного и академического бакалавриата высшего образования (часть 3 статьи 12) и не определяет, что следует понимать под указанными видами программ бакалавриата.
В настоящее время выделение программ прикладного и академического бакалавриата осуществляется в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации, являющихся подзаконными актами.
Предлагаемые законопроектом изменения влекут необходимость закрепления этих программ в Федеральном законе об образовании. Автор законопроекта этого не сделал.
Во-вторых, в соответствии с действующими нормами статьи 13 Федерального закона об образовании организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется образовательными организациями по образовательной программе соответствующего профиля.
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с пунктом 5 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные программы высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2015 года N 1383, конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренный основной профессиональной образовательной программой высшего образования, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, устанавливается организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.
Программа практики включает в себя указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах.
Поэтому предлагаемая автором законопроекта регламентация объема проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата в достаточной степени урегулирована действующим законодательством и не требует изменений.
Данный вопрос относится к компетенции Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и не является предметом федерального закона.
В-третьих, автором не определено, за счет какого источника следует увеличить объем практики.
Разработанные и утвержденные программы прикладного и академического бакалавриата состоят из трех блоков: общеобразовательных дисциплин, дисциплин профессионального стандарта и практики (производственной и учебной). Объем часов по общеобразовательным дисциплинам минимален (сокращению в пользу практики не подлежит); увеличение часов практики возможно только за счет сокращения часов по профессиональным дисциплинам, что, в свою очередь, скажется на качестве подготовки выпускников.
На данный законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает данный законопроект по аналогичным основаниям.
На данный законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 24 субъектов Российской Федерации, в том числе 10 отрицательных;
- высших исполнительных органов государственной власти 37 субъектов Российской Федерации, в том числе 12 отрицательных.
7 субъектов Российской Федерации поддержали данный законопроект.
4 субъекта Российской Федерации поддержали данный законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 206482-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части проведения практики обучающихся по основным профессиональным образовательным программам) отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.