Заключение Счетной палаты РФ от 21 ноября 2017 г. N ЗСП-210/05-02
на проект федерального закона N 269396-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 269396-7 "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 24 октября 2017 г. N 76).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы Данчиковой Г.И., Беспаловой МП., Бузиловым В.В., Скругом B.C., Пимашковым П.И. и Петровым А.И., предлагается расширить перечень относящихся к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В указанных целях законопроектом вносится изменение в статью 12 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), согласно которому к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается отнести осуществление иных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона N 41-ФЗ драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в том числе в собственности субъектов Российской Федерации. При этом собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 41-ФЗ к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями отнесены:
действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;
изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;
перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;
ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации.
Следует отметить, что в действующем правовом регулировании в полномочия субъектов Российской Федерации не включены названные операции. В этой связи предлагаемое законопроектом решение является в целом обоснованным.
Вместе с тем согласно абзацу восьмому преамбулы Федерального закона N 41-ФЗ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи. Вопросы государственного регулирования отношений в области использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней не отнесены к законодательной деятельности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, использование государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 9).
Таким образом, представляется важным осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этой связи предлагаемые законопроектом изменения нуждаются в соответствующей конкретизации.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан Счетной палатой Российской Федерации при условии его доработки до рассмотрения в первом чтении с учетом замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.