Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 346805-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), направленных на обеспечение уплаты налогов и иных платежей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, введение института "специальных авансовых взносов", обеспечение возможности уточнения налогоплательщиком платежей в связи с допущенной ошибкой, предоставление налоговым органам полномочий по самостоятельному уточнению платежей при обнаружении ошибок в платежных документах, установление предельного трехлетнего срока на зачет налоговым органом сумм излишне уплаченных платежей, а также устанавливается ответственность организаций федеральной почтовой связи, многофункциональных центров, местных администраций за нарушение срока перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В проектируемой статье 45.1 НК РФ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) предусматривается возможность перечисления в бюджетную систему Российской Федерации специальных авансовых взносов в счет предстоящих платежей физических лиц по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, которые при этом не идентифицируются по конкретному налогу и не признаются излишне уплаченными суммами налогов.
Пояснительная записка не раскрывает цели предлагаемых изменений, связанных, в том числе с перечислением указанных взносов в бюджетную систему Российской Федерации. В отсутствие надлежащего обоснования необходимости введения проектируемого правового механизма (статья 105 Регламента Государственной Думы, постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 "Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов"), не ясно, чем обусловлены предлагаемые изменения, на решение каких практических проблем они направлены и почему они не могут быть решены с помощью действующих правовых норм (например, НК РФ предусмотрен институт зачета излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа (статья 78 НК РФ), в том числе их зачета в счет предстоящих платежей налогоплательщика). Также не очевидны преимущества проектируемого механизма для налогоплательщиков.
Вопросы, касающиеся зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, являются предметом регулирования бюджетного законодательства и отражаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Пункт 3 проектируемой статьи 45.1 НК РФ предусматривает, что специальные авансовые взносы перечисляются в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства по месту жительства физического лица, при этом оставаясь имуществом физического лица.
Данная проектируемая норма не учитывает, что специальный авансовый взнос после его перечисления в бюджетную систему Российской Федерации не может являться имуществом налогоплательщика (налогового агента), поскольку налогоплательщик ограничен в праве распоряжения названными денежными средствами (например, возврат денежных средств возможен только на основании решения налогового органа) (пункты 4 и 7 проектируемой статьи 45.1 НК РФ).
Также необходимо уточнить данную норму в части правового статуса специальных счетов Федерального казначейства, на которые перечисляются названные авансовые взносы, установить механизмы перечисления указанных взносов на такие счета и возврата указанных взносов лицу, их перечислившему (как, например, регулирование авансовых платежей в таможенном законодательстве). Кроме того, следует исключить положение об их перечислении в бюджетную систему Российской Федерации.
С учетом самостоятельно производимого налоговым органом зачета сумм специального авансового платежа в счет платежей физического лица по уплате налогов не ясно, что будет происходить в случае недостаточности остатка денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве специального авансового взноса, образовавшейся, в том числе в результате смены объекта налогообложения.
Положения проектируемой статьи 129.12 НК РФ (пункт 9 статьи 1 законопроекта) требуют согласования с положениями проектируемого пункта 4.2 статьи 58 НК РФ (пункт 4 статьи 1 законопроекта), поскольку не все действия, перечисленные в проектируемом пункте 4.2, подпадают под предусмотренную статьей 129.12 налоговую ответственность.
Кроме того, нуждается в дополнительном обсуждении необходимость использования в пункте 1 статьи 1 законопроекта формулировки "...предоставленном налоговому органу...".
Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования"
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.