Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 275182-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)", внесенному депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Г.П. Ледковым, Т.С. Гоголевой, Е.А. Ямпольской и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов, направленных, как следует из наименования, на приведение к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации. При этом в проекте содержатся положения, не соответствующие указанной концепции законопроекта.
Законопроектом (абзац седьмой подпункта "б" пункта 3 и подпункт "в" пункта 4 статьи 1) предлагается в Федеральном законе от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) понятие земель "традиционного природопользования" заменить понятием земель "в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности", что ведет к изменению содержания установленных в Федеральном законе N 82-ФЗ полномочий федеральных органов государственной власти и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и носит исчерпывающий характер. Что касается территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, определяемых Федеральным законом от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" как особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, то в соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона с учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения, их образование осуществляется решениями соответственно Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В целях унификации терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, что является основой концепции законопроекта, считаем необходимым определить соотношение понятий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, территорий традиционного природопользования и мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в отношении указанных малочисленных народов.
Также требуется приведение к единообразию используемых в законопроекте терминов "традиционная хозяйственная деятельность", "традиционные образ жизни, хозяйственной деятельности", "традиционные отрасли хозяйственной деятельности", "традиционные виды хозяйственной деятельности" (например, статьи 1, 5, 9, 11 законопроекта).
Предлагаемое в подпункте "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта дополнение положения пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 82-ФЗ, расширяющее право органов местного самоуправления по осуществлению контроля за предоставлением, использованием и охраной земель лицами, относящимися к малочисленным народам, не отвечает концепции законопроекта, так как не касается унификации терминологии.
В подпункте "б" пункта 9 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 11 Федерального закона N 82-ФЗ, устанавливающую право лиц, относящихся к малочисленным народам, осуществлять территориальное общественное самоуправление в местах их компактного проживания, заменив термин "места компактного проживания" на термин "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности". С учетом того, что в вышеуказанном Перечне к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности отнесены в том числе некоторые муниципальные районы, предлагаемая замена нуждается в согласовании со статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которой под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.
Отсутствует обоснование необходимости предлагаемой пунктом 4 статьи 2 законопроекта замены в части 1 статьи 10 Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) формулировки "продуктов традиционного хозяйствования" на формулировку "продукции традиционной хозяйственной деятельности". При этом следует учесть, что согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 104-ФЗ общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать "продукты труда", произведенные ее членами.
В пункте 2 статьи 5 законопроекта необходимо использовать термин "организации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", что согласуется с пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ.
В статье 6 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), в соответствии с которым на территориях государственных природных заказников допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания и сохранение традиционного образа жизни не в отношении малочисленных этнических общностей, как это установлено в действующей редакции, а в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации, что изменяет круг субъектов указанных правоотношений. Указанная замена терминов ограничивает права малочисленных этнических общностей, не включенных в Перечень. Также необходимо отметить, что предлагаемая редакция части 4 статьи 24 Федерального закона N 33-ФЗ расширяет допустимое использование природных ресурсов на территориях государственных природных заказников. Вышеуказанную замену терминов необходимо соотнести и с содержанием статьи 10 законопроекта, которой вносятся изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", при этом понятие "коренные малочисленные народы" используется наряду с понятием "этнические общности".
Предлагаемые в статье 13 законопроекта изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) нуждаются в юридико-технической доработке, в частности, изменения необходимо вносить не в третий, а четвертый абзац статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того, в изменяемом абзаце четвертом статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ необходимо говорить не о "малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", а о "коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", что будет соответствовать положениям Федерального закона N 104-ФЗ, наименованию проекта федерального закона, а также изменениям, вносимым статьей 11 законопроекта в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Концепция законопроекта нуждается в дополнительном обсуждении, текст законопроекта требует внутреннего согласования и уточнения терминологии.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.