Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 403-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в целях повышения уровня пенсионного обеспечения в Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановой и другими
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), согласно которым устанавливается новый вид страховой пенсии, периоды получения среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения граждан, обучавшихся и окончивших государственные и муниципальные образовательные организации, будут включаться в иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, будет увеличен засчитываемый в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста с полутора до трех лет, и в общей сложности с шести до двенадцати лет, а также расширяются категории лиц, которым устанавливаются повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Законопроект противоречит концепции Федерального закона N 400-ФЗ, основанной на страховых принципах. Так, расчет размера пенсии находится в прямой зависимости от периодов страхового стажа, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также от размера страховых взносов. Кроме того, при увеличении иных периодов, включаемых в страховой стаж, потребуется дополнительное финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Устанавливаемое законопроектом (пункты 1 и 2 статьи 1) право на новый вид страховой пенсии лицам, уже получающим страховую пенсию, противоречит части 1 статьи 5 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно которой лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом N 400-ФЗ устанавливается только одна пенсия по их выбору.
Часть 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ предлагается дополнить новым пунктом 10 (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 законопроекта). Данная статья уже содержит пункт 10, который был внесен в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 437-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 12 и 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В пунктах 4, 5 и 6 части 4 статьи 1 законопроекта предлагается снизить возраст граждан до 70 лет для получения выплат, связанных с достижением определенного возраста (в действующей редакции - 80 лет). Учитывая, что изменяемые нормы связаны с другими федеральными законами, в случае принятия законопроекта следует внести соответствующие изменения в статьи 14, 17.1, 17.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статью 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", часть 2 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", пункт 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "В пунктах 4, 5 и 6 части 4 статьи 1 законопроекта" следует читать "В пунктах 4, 5 и 6 статьи 1 законопроекта"
Кроме того, поскольку предлагаемые выплаты изначально предусмотрены не как доплаты к пенсии, а как компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, логично в первую очередь внести изменение в пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, которым предусматривается учет периода ухода за лицом, достигшим 80 лет, в страховой стаж.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона N 400-ФЗ при внесении в настоящий закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, также принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период. Вместе с тем средства на реализацию законопроекта Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не предусмотрены.
Также требуется уточнить дату вступления в силу будущего федерального закона, поскольку дата, указанная в статье 2 законопроекта, является истекшей к настоящему времени.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.